Строительный портал - NikolskyAdm

Предмет психологии в трудах отечественных психологов. Особенности становления и развития предмета психологии

В современных условиях складывается одна из традиций отечественной психологии, которая проявляется в ее стремлении опираться на конструктивные достижения не только различных направлений, школ и течений. В этой традиции имеет место также опора на многие другие достижения наукознания, дающие возможность получить наиболее объективную картину мира, в котором ключевые позиции отданы человеку-деятелю, созидающему себя и окружающую действительность. Эта традиция приоритетная, но не единственная, особенно в последнее время. Сегодня все настойчивей звучат голоса о необходимости новых подходов, представлений, парадигм.

В нашей стране в конце 90-х годов прошлого столетия естественно-научный подход к психологии стал определяющим и официально признанным.

В последние годы мы наблюдаем ситуацию, когда все больше психологов ставят вопрос о смене образа психологической науки:

Смена образа естественной науки на гуманитарный образ;

Смещение акцентов с объяснения на описания;

От всеобщности к уникальности, неповторимости;

С фрагментарно-парциального изучения к целостно-интегративному познанию и преобразованию.

Новая ситуация в психологической науке выводит к проблемам, которые связаны с уточнением предмета, выявлением соотношения теоретико-метотодологического и прикладного внутри психологической науки, определением взаимосвязей с естественными, общественными и техническими науками. Именно их решение способно обеспечить реализацию целостно-интегративного подхода.

Для отечественной психологии принципиально приемлемыми являются результаты переосмысления всех ее методологических оснований. Она здесь ориентируется на общепринятую в современной науке и непосредственно в общей психологии типологию, выделяя следующие уровни методологии:

уровень философской методологии;

уровень методологии общенаучных принципов исследования;

уровень конкретно-научной методологии;

уровень методик и техник исследования.

1. Уровень философской методологии. Здесь главной является проблема образа человека, как целостного феномена со следующими макрохарактеристиками: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. При этом он имеет собственную философскую и жизненную концепцию, стратегию, в соответствии с которыми и выстраивает свой жизненный путь. Именно здесь обозначается главное пересечение научных интересов как философии, психологии, акмеологии, так и других наук.

Для конструктивного решения общих проблем привлекается конструктивный потенциал таких образов человека, как:

«человек -- ощущающий» (интроспективная психология);

«человек -- потребность» (психоанализ 3. Фрейда);

«человек -- «стимул-реакция» (поведенческая психология);

«человек -- деятель» (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, и др.);

«человек -- целостный феномен» (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев и др.) и пр. Когда психология сталкивается с проблемой, которую сама не может решить, она в первую очередь обращается к философии и практике. Так, например, Л.С. Выготский, рассуждая о причинах кризиса психологии, пришел к выводу, что выход из него -- опора на философию и практику; «как это ни странно и ни парадоксально на первый взгляд, но именно практика, как конструктивный принцип науки, требует философии, т.е. методологии науки». И далее: «Диалектическое единство методологии и практики, с двух концов приложенное к психологии, -- судьба и удел... психологии».

Уровень методологии общенаучных принципов. Одним из основных принципов общенаучного исследования является системный подход, который означает изучение совокупности элементов системы, находящихся в связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. В качестве общих характеристик системы выделяют: целостность, структурность, взаимосвязь со средой, иерархичность, множественность описания и т.д. Акмеологический подход, кроме того, предполагает целостность и интеграцию в рамках общей системы как исследовательских, так и деятельностных, развивающих моделей, алгоритмов и технологий.

Конкретно-научный уровень методологии -- уровень конкретной науки -- психологии. Данный уровень, согласно взглядам Л.С. Выготского можно разделить на два подуровня.

Первый подуровень -- это собственно методология психологии. Основные проблемы этого уровня: что такое психика, как она развивается и как ее изучать?

Второй подуровень -- уровень теорий психологической науки, в основе которых лежат те или иные позиции, которые были получены в ответах на вопросы первого уровня.

Более того, на основе одного решения проблем методологии психологии могут быть созданы несколько психологических теорий.

Научные психологические школы первого подуровня -- это школы-направления, которые на столетия предопределяют развитие психологии. Научные школы второго подуровня -- это психологические школы -- конкретные научные коллективы.

В основе научной психологической школы лежала идея о «единичке», «клеточке» психики, исследуя которую можно раскрыть великую тайну Души. В качестве «единицы» в разных психологических школах использовались:ощущения (ассоциативная психология);

фигура-фон (гештальтпсихология);

реакция, рефлекс (реактология, рефлексология);

установка (школа Д.Н. Узнадзе);

поведенческий акт (бихевиоризм);

обратимые операции (школа Ж. Пиаже);

значения, переживания (школа Л.С. Выготского);

предметная деятельность (школа А.Н. Леонтьева);

ориентировочная основа деятельности (школа П.Я. Гальперина);

действие, акт отражения (школа С.Л. Рубинштейна) и т.д.

Психика есть особое качество или свойство, но качество не часть вещи, а особая способность. У мозга много качеств, свойств, но одно из них психика, она «непротяженна», вне измерений вещей. Именно поэтому история психологии -- это история разрешения противоречий между описанием и объяснением душевной жизни. Почему?

Описание дает большую свободу выражения всех оттенков «движений души», для чего используется все богатство языка. Объяснение -- это использование научных категорий, понятий, которые пытаются объяснить скрытые механизмы психической жизни.

Единство: во-первых, обобщающего понятия самой широкой первичной абстракции (сознание, подсознание, поведение и т.д.); во-вторых, объяснительного принципа (единства сознания и деятельности, ассоциации, единство фигуры и фона, взаимозависимости стимула и реакции и т.д.) и, в-третьих, понимание «единички» психики определяют лицо научной психологической школы.

Согласно мнению К.К. Платонова, отличительной стороной отечественной психологии является выделение общей психологии. Это диктуется внутренними условиями всей психологической науки, т.к. ее предметом являются «общие закономерности психики», на понимание которых опираются все частные психологические науки. В свою очередь положения общей психологии проходят проверку в частных отраслях психологии, где обогащаются, развиваются, отвергаются.

Однако, чтобы изучать общие закономерности психики, необходимо иметь ответ на вопрос, в какой «системе координат мы работаем». Поскольку в каждой научной психологической школе своя «система координат» (обобщающее понятие, объяснительный принцип, «единичка» психики, ведущий метод), своя объяснительная система. Как только мы называем факт, явление, мы сразу же «помещаем его в определенную систему (системы) координат», он попадает в свою «объяснительную схему».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

по дисциплине: Общая психология

Тема: « Особенности становления и развития предмета психологии »

Выполнила студентка:

Направление Психология

№ группы

Проверил:

Введение

Глава 1. История становления предмета психологии

1.1 Периоды: донаучный, философский, ассоцианистическая психология

1.2 Предмет научной психологии

Глава 2. Современный этап формирования предмета психологии

2.1 Предмет зарубежной психологии

2.2 Предмет отечественной психологии

Заключение

Список использованных источников

Глоссарий

Приложения

Введение

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche - «душа» + logos - «понятие», «учение»). На протяжении длительного времени предметом психологии была душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и то же.

В самом общем определении предметом психологии является психика живых существ во всем многообразии ее проявлений. Но само представление о психике не оставалось одним и тем же во все времена.

В истории психологии научный прогресс был достигнут, когда термин «душа» уступил место термину «сознание». Это оказалось не простой заменой слов, но настоящей революцией в понимании предмета психологии. Наряду с этим появилось понятие о бессознательной психике. Долгое время оно оставалось в тени, однако в конце XIX столетия, приобретая власть над умами, опрокинуло привычные взгляды на всю структуру личности и на мотивы, которые движут ее поведением. Но и этим представление о сфере, изучаемой психологией как наукой, отличной от других, не ограничилось. Оно радикально изменилось за счет включения в круг явлений, подлежащих ее ведению, той формы жизни, которой дали имя «поведение». С этим вновь совершилась революция в исследовании предмета науки психологии. Уже это само по себе говорит о глубинных изменениях, которые претерпели воззрения на предмет психологии в попытках научной мысли им овладеть, отобразить его в понятиях, адекватных природе психики, найти методы освоения этой природы.

Психические явления объективно уникальны, поэтому уникален и предмет изучающей их науки. Психология изучает психику человека и животных, включающую в себя многие субъективные явления: познавательные процессы (с их помощью человек и животные познают мир), психическими свойствами и состояниями человека как личности и животного (явления регулирующие общение, непосредственно управляющее действиями и поступками). Также психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений, зависимость формирования и развития психических явлений от общения и поведения. Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки.

В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях рассматриваются в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Поэтому деятельность и общение такжесоставляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят отношения между людьми в различных человеческих объединениях - больших и малых группах, коллективах.

Объектом исследования курсовой работы является психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Предметом исследования курсовой работы является предмет психологии в процессе зарождения, образования и становления психологии как научной дисциплины. Задачи исследования:

1) изучить процесс зарождения и образования предмета психологии;

2) исследовать теории, концепции, психологические школы в формировании предмета психологии;

3) определить предмет психологии на современном этапе развития психологических исследований.

В качестве методов научных исследований используются теоретические методы: изучение литературных источников, раскрывающих историческое формирование предмета психологии, изучение предмета психологии в процессе становления психологии научной дисциплиной, изучение предмета психологии в современных концепциях и теориях.

Структура работы.

Курсовая работа состоит из Введения, 4 глав, Заключения, Глоссария, Списка использованных источников, Приложений (7 шт.).

Глава 1 . История становления предмета психологии

1.1 Периоды: донаучный, философский, ассоцианистическая

психология

Вопросы о природе человека, о том, что отличает его от других живых существ, волновали людей с самого начала истории человечества. Первоначально возникло представление о том, что в теле человека существует нечто, позволяющее ему понимать то, что он видит и слышит, дает ему возможность думать и чувствовать, добиваться намеченной цели, владеть собой. Так возникло представление о душе. В донаучный период, который заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э., представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами) (См. Приложение 1).

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Второй период начинается на рубеже VII-VI вв. до н. э. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» - первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, то есть именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.

Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Так, Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Идея о всеобщей причинной обусловленности стала одной из важнейших и в теории Демокрита. Однако ее распространение на все стороны жизни человека имело и отрицательные последствия, так как лишало его свободы выбора, свободы поведения, которая понималась как возможность самому выстраивать свою судьбу.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) заложил основы нового понимания души и познания, связав душу не с активностью, а с разумом и нравственностью человека.

В текстах Платона (427-347 гг. до н. э.) можно обнаружить взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и телонаходятся в сложных взаимоотношенияхдруг с другом. Платон впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активности мышления, обосновал роль памяти в становлении опыта человека, а также впервые сформулировал положение о внутреннем конфликте души. Проблема внутреннего конфликта мотивов стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе, а его подход к проблеме познания отразился на позиции рационалистов.

Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» - первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук.

Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия. Аристотель заложил глубокие основы естественнонаучного подхода к изучению психики. В работах Аристотеля эмоции, переживания, связанные с конкретной ситуацией, впервые соотносились с мотивацией поведения человека. Он считал, что поступок всегда сопряжен с аффектом (эмоциональным состоянием). Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом. Разумная регуляция, практическое мышление дают возможность, поняв собственные чувства, выработать в себе определенные правила поведения, воспитать себя собственными поступками.

В эпоху Средневековья душа была предметом изучения, прежде всего, для богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновенной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).

В то же время психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, первые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики. В церковной психологии также проводились важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения.

К XIV-XV вв. упрочилось положение светской, независимой от богословия психологии, появлялось все больше ученых, обращавшихся к психологической проблематике - Р. Бэкон, X. Вивес, Х. Уарте, У. Оккам. Однако в светской психологии на первый план выходили не вопросы этики, волевого поведения и свободы личности (которые еще долгое время оставались проблемами богословия), а исследования познавательного развития, речи и способностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и о тех процессах познания окружающего, которые являются преимущественным содержанием сознания.

В эпоху Возрождения зародился новый предмет психологической науки как науки о сознании, окончательно сформулированный уже в Новое время. В меньшей степени в тот момент изучались проблемы психики, так как вопросы духовной жизни во многом оставались еще вне круга научного изучения. Новым аспектом психолого-философских работ того времени стало исследование проблемы способностей, которая наряду с изучением познания была ведущей в то время.

В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период античности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т. е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Одним из центральных вопросов психологии Нового времени стало переосмысление предмета психологии. Проблема души трансформировалась в проблему сознания как уникальной способности человеческой души не только мыслить и ощущать, но и рефлексировать все свои акты и состояния с неопровержимой достоверностью. Отождествление психики и сознания было важным не только для определения предмета, но и для обоснования метода психологии, так как самонаблюдение становилось не только ведущим, но и адекватным предмету методом изучения психической жизни.

Бэкон (1561-1626) разработал план психологических исследований, который нашел свое воплощение в работах его последователей (Гоббса, Локка). Предметом науки Бэкон считал способности души, такие, как разум, воображение, память, воля, влечение, аффекты. Кроме способностей души психология, по мнению Бэкона, должна изучать произвольные движения, раздражимость и ощущения.

У истоков новой психологии стоит французский философ Рене Декарт (1596-1650). Декарт считается родоначальником рационалистической философии.

Декарт утверждал, что первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание . Важной заслугой Декарта стало открытие рефлекса. Сам термин рефлекс в работах Декарта отсутствует, но в его описаниях строения и функционирования тела четко прочитываются основные компоненты рефлекторной дуги - Декарт фактически дал ее описание. С его учением в психологии утвердился новый вид детерминизма - механистический детерминизм.

Психологические воззрения Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716)стали важной вехой в разработке многих проблем психологии. В них постулировалась активная природа психического, непрерывно развивающегося от одного уровня к другому; было показано сложное соотношение между сознанием и бессознательным в динамике психической жизни; поставлена проблема соотношения интеллектуального и сенсорного в человеческом опыте, зависимости этого опыта от предваряющих его задатков и перспектив их реализации в реальных обстоятельствах, с которыми сталкивает человека жизнь.

В течение XVIII в. начался процесс формирования психологии как самостоятельной науки, имеющей свой предмет, отдельный от предмета философии, свой терминологический аппарат и метод исследования. Фактически с возникновения ассоцианизма в теории Д. Гартли (1705-1757) можно уже говорить о существовании самостоятельной психологии, что доказывается и появлением работ, посвященных чисто психологической проблематике, и анализом ее места в системе наук (например, в работах И. Канта) и началом чтения курса психологии в учебных заведениях. К концу XVIII в. фактическим предметом психологии стали познавательные процессы, в то время как поведение, а также эмоциональные процессы, личность и ее развитие не вошли в этот предмет.

Вначале XIX в. ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой - сознание - был признан всеми без исключения учеными. В классических теориях ассоцианизма (См. Приложение 2), появившихся в начале XIX в., содержание сознания рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных по законам ассоциаций.

Становление психологии как науки было связано с изучением сознания, потому, что сознание это то, что реально непосредственно представлено субъекту, то, что непосредственно доступно для познания человеку - это его внутренний мир, о котором он может отдавать отчет.

1. 2 Предмет научной психологии

психология ассоцианизм сознание

Окончательное оформление психологии, как самостоятельной науки, произошло в середине XIX века, когда стали возникать научные психологические лаборатории: Вебера (1795-1878 гг.), Фехнера (1801-1880 гг.), Гельмгольца (1825-1924 гг.), Вундта (1832-1920 гг.) и др.

В этих лабораториях экспериментально изучались основные психологические явления, связанные с деятельностью сознания, которое рассматривалось как целостное интегральное явление.

Психология, по Вильгельму Вундту (1832-1920), создавшему в 1879 году первую в мире научную психологическую лабораторию, имеет уникальный предмет - непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Введение эксперимента предполагало строго контролируемое применение интроспекции.

С расширением предмета психологических исследований появилась перспектива разработки новых, экспериментальных методов, в которых можно было бы использовать специальное оборудование, повышающее точность и достоверность результатов наблюдения, и применения математики для обсчета полученных данных.

Эксперименты, направленные на изучение двигательных реакций, абсолютных и относительных порогов, стали главными в зарождающейся экспериментальной психологии.

Своими опытами В. Вундт обнаружил очень важный факт, а именно, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. В психологии была проделана большая и кропотливая работа по описанию общей картины и свойств сознания: многообразия его содержаний, динамики, ритмичности, неоднородности его поля, измерению объема и т. д.

Однако ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою модель психологии В.Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начале XX в.

К концу первой четверти XХ столетия эта психология, практически, перестала существовать. Для этого было не менее трех причин:

1) нельзя было ограничиваться таким узким кругом явлений, как содержание и состояние сознания;

2) идея разложения психики на простейшие элементы была ложной;

3) очень ограниченным по своим возможностям был метод, который психология сознания считала единственно возможным, - метод интроспекции.

Появление первой экспериментальной психологической лаборатории, открытой В. Вундтом, стало кульминационной точкой в развитии ассоцианизма, но одновременно и его логическим завершением. Это было связано с тем, что Вундт, обосновав возможность (исходя из методологии ассоциативной психологии) выстроить экспериментальные методы изучения психики, в то же время доказал, что ассоциация не является универсальным механизмом психической жизни. Это положило начало поиску новых теоретических постулатов для психологии, а в конечном итоге и ее разделению на несколько независимых направлений.

Первые школы, зародившиеся в то время (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа, французская школа, описательная психология (См. Приложение 3)), просуществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил название периода методологического кризиса.

Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 10-30-х годах XX в. психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферу психического. В тот момент появились три ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.

Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями.

В научной печати выступил американский психолог Джон Бродус Уотсон (1896-1980), который заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии: психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением . Направление получило название «бихевиоризм» (от англ. behaviour - поведение) (См. Приложение 4).

Вопрос о методе был одним из главных для нового направления: именно из-за несостоятельности метода интроспекции отвергалась идея изучения сознания вообще. Предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. Их можно наблюдать из внешней позиции, по поводу них можно добиться согласия нескольких наблюдателей. В то же время факты сознания доступны только самому переживающему субъекту, и доказать их достоверность невозможно.

Дж. Уотсон отрицал существование сознания как представитель научной психологии. Он утверждал, что сознание не существует для психологии. То, чем должна заниматься психология, требует доказательств существования, а такие доказательства получает только то, что доступно внешнему наблюдению.

«Поведение - это система реакций», писал Уотсон. Он вводит очень важное понятие «реакция». Реакция - значит «ответное действие» (лат. rе... - против + actio - действие). Активное, инициирующее, начало здесь принадлежит стимулу. Уотсон считал возможным через систему реакций (пусть очень сложных) описать все поведение человека.

Он предлагает следующую формулу: S - R (стимул - реакция). Затем он делает следующий шаг: объявляет отношение S - R единицей поведения и ставит перед психологией следующие ближайшие задачи:

выявить и описать типы реакций;

исследовать процесс их образования;

изучить законы их комбинаций, т. е. образования сложного поведения.

Дж. Уотсон заявил о том, что бихевиористы смогут объяснить с помощью связки S - R все поведение человека и даже общества (См. Приложение 6). Но довольно скоро стала обнаруживаться чрезвычайная ограниченность схемы S - R для объяснения поведения: как правило, «S » и «R » находятся в таких сложных и многообразных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается.

Один из представителей позднего бихевиоризма Эдвард Чейс Толмен (1886-1959) ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» (V), в результате чего схема приобрела вид: S - V - R . Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. К ним отнес такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций) и т. п. Хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по свойствам поведения.

Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций (наряду с «классическими»), которые получили название инструментальных (Э. Торндайк, 1898) или оперантных (Б. Скиннер, 1938). Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоит в том, что если подкрепляется какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большими легкостью и постоянством. Согласно теории бихевиоризма, классическое и оперантное обусловливания являются универсальными механизмами научения, общими для животных и человека.

При этом процесс научения представлялся как происходящий вполне автоматически: подкрепление приводит буквально к «закреплению» в нервной системе связей и успешных реакций независимо от воли, желания или какой-либо другой активности субъекта. Бихевиористы делали следующие выводы: с помощью стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение человека, «манипулировать» им, поведение человека жестко детерминировано, человек в какой-то мере раб внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта.

Все эти выводы, в конечном счете, были следствиями игнорирования сознания. «Неприкасаемость» к сознанию оставалась основным требованием бихевиоризма на всех этапах его развития. Это и явилось основным недостатком бихевиоризма. Он состоял в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и т. п.

Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле (прежде всего поле сознания), причем для изучения этих гештальтов применялись новые методы, разработанные по аналогии с методами изучения физического поля.

Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 20-х годов в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки и К. Левина, заложивших методологию этой школы. В отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности (См. Приложение 5).

Однако, оставив практически в неприкосновенности предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансформировала прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась новая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем.

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Эта школа одна из первых обратила существенное внимание на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Кроме того, это была первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях - понятиях психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поле заимствовано из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия.

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления. Отрицательное в гештальтпсихологии связано с недооценкой гештальтпсихологами личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах, а также расхождения в результатах исследований бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т. е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми.

Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности. Ученые, развивавшие этот подход, сосредоточиваясь на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности, так же как и исследование тех врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение человека.

Глубинная психология сделала своим предметом глубинные, бессознательные структуры психики, методом изучения которых стал психоанализ.

Неосознаваемые психические процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала нашего века. Уже первые результаты этого изучения фактически нанесли смертельный удар по психологии сознания, вполне соизмеримый с тем, который она получила со стороны бихевиоризма.

В становлении этой школы ведущая роль принадлежит австрийскому психологу и психиатру Зигмунду Фрейду (1856-1939).

Глубинная психология, в отличие от бихевиоризма или гештальтпсихологии, так и не стала школой, а представляет собой, скорее, набор отдельных теорий бессознательного (См. Приложение 6). Однако в некоторой степени это также послужило на пользу психоанализу, так как каждая концепция стала оригинальным и самобытным взглядом на бессознательное и его роль в психической жизни человека, положив начало собственным школам и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией.

Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся следующие положения:

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

2) рассмотрение развития как адаптации к среде. Хотя среду впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;

3) движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к разрядке (т. е. удовлетворению);

4) основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.

Причиной разногласия стали некоторые базовые принципы Фрейда, которые противоречили и теоретическим, и практическим, клиническим выводам его последователей. Это, прежде всего, пансексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные мотивы. Протест вызывала и переоценка Фрейдом роли биологической детерминации в ущерб культурной. Практически совсем не учитывал он и роль социальных и индивидуальных различий, которые также оказывают огромное влияние на мотивацию личности. Это привело к стереотипизации человека, превращению его скорее в биологического индивида, чем в социального субъекта, обладающего собственным, отличным от других, духовным миром.

Швейцарский психолог К.Г. Юнг(1875-1961) считал бессознательную психику индивида насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами.

Будучи скрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры. Большую популярность приобрело разделение Юнгом человеческих типов на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертивный (обращенный внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях).

А. Адлер (1870-1937), модифицируя исходную доктрину психоанализа, стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, - вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Психоаналитические исследования психики являются одним из наиболее ценных вкладов в формирование психологии. Учеными, принадлежавшими к этому направлению, впервые были исследованы и описаны структура и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития, разработаны методы диагностики и коррекции эмоционально-потребностной сферы человека. Несмотря на то, что некоторые положения этой школы устарели (это относится, прежде всего, к ортодоксальным концепциям классического психоанализа), основные открытия, сделанные ее представителями, составляют ядро современной концепции формирования личности.

Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших характеристик, как качественное своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны «образа Я» и строить взаимоотношения с окружающими. Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни.

Глава 2 . Современный этап формирования предмета психологии

2.1 Предмет зарубежной психологии

Во второй половине XX в. возникают новые школы и направления - гуманистическая психология, генетическая (или эпистемологическая) психология и когнитивная психология, которая сформировалась уже в 60-е годы. Это последняя из появившихся в XX в. психологическая школа. Таким образом, можно сказать, что с середины XX в. психология вступила в современный нам этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.

Одним из основателей гуманистической психологии является Гордон Уиллард Олпорт (1897-1967), который подчеркивал, что американская психология способствовала распространению и развитию того, что внесли в психологию Фрейд, Бине, Сеченов и другие ученые. Лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей (См. Приложение 7).

Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, хотя и подчеркивали неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебности внешнего мира к личности, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось значение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков, стоявших в центре исследовательских интересов психоанализа. Таким образом, и логика развития психологии, и идеология общества приводили с необходимостью к появлению нового, третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформулировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом, А. Маслоу и К. Рождерсом.

В работах ученых этой школы исследовались достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для ее саморазвития и самосовершенствования. Разработчики этого направления впервые обратили внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны в поведении человека, но и на позитивные стороны личностного развития.

Основатель генетической психологии швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) (основатель Женевского эпистемологического центра (женевской школы генетической психологии)) является одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии психологии. Пиаже - автор концепции стадийного развития психики ребенка. Психология, считает Пиаже, изучает человеческое мышление. Он первый понял, исследовал и выразил специфику, качественное своеобразие детского мышления, показал, что мышление ребенка не хуже, но оно совершенно отличается от мышления взрослого человека.

По мнению Пиаже, наследственно и потому присуще всем людям только функционирование интеллекта. Этим объясняется то, что все дети проходят различные стадии в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов. В центре концепции Ж. Пиаже - положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии.

Открытие новых закономерностей познавательного развития детей связано с именем известного американского психолога Джерома Брунера (р. 1915). Согласно Брунеру и его коллегам, наше познание мира носит, прежде всего, чувственный и двигательный характер. Ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и, особенно, через двигательную активность, направленную во внешний мир. Плодотворные исследования Брунера сделали мышление законной научной темой.

Работы Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению нового направления, появившегося уже в 60-х годах XX в., - когнитивной психологии.

В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными, например, с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и т.д. Сторонники этого подхода утверждают, что человек - это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события внешнего мира, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которому она стремилась много веков. Однако в данном случае, как и в других аналогичных, точность достигается за счет упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики.

Это направление появилось в американской науке в 60-х годах как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций, отрицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основном как к способности научаться путем проб и ошибок.

Два психолога, в наибольшей степени способствовавших возникновению нового направления: Джордж Миллер (р. 1920), создал первый научный Центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов; Уильрих Найссер(р. 1928) выпустил в 1967 г. книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения этого направления.

Для Миллера и других когнитивистов приоритетной оставалась ориентация на анализ функционирования уже сформированных процессов и их структурный анализ. Осознанию своего предмета и метода когнитивная психология обязана Найссеру. Он, так же как и Пиаже, доказывал решающую роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей.

Материалы, полученные при исследовании внимания и памяти, послужили стимулом к исследованию бессознательного, подход к которому в когнитивной психологии существенно отличается не только от психоаналитического, но и от подхода гуманистической психологии. Бессознательное содержит неосознаваемую часть программы переработки информации, которая включается уже на первых этапах восприятия нового материала.

Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо упомянуть о теории личностных конструктов Г. Келли (1905-1967). Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным положениям когнитивной психологии. Точка зрения Келли, который рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире. Келли сформулировал свои идеи в конце 50-х годов, предвосхитив почти на 10 лет появление работ Найссера и Миллера. В основе его теории лежит понятие конструктивного альтернативизма, исходя из которого Келли доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по-разному, так как каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). Конструкты имеют определенные свойства (диапазон применимости, проницаемость и т.д.), на основании сочетаний которых Келли выделил разные типы л ичностных конструктов, ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы.

Основной постулат теории Келли гласит, что психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущие события, т. е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. Им и его последователями было создано большое число методик диагностики особенностей индивидуального конструирования субъектом реальности, а также психотерапевтический метод фиксированных ролей.

В последнее время когнитивная психология, как и другие школы, все больше ориентируется на достижения смежных направлений. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной психологии распространенными стали символический и коннекциональный подходы. Символический подход рассматривает преимущественно способы оперирования символами как единицами информации (например, в речи), а коннекционализм изучает виды взаимосвязи элементов в когнитивной системе.

Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности. В социальной психологии все большее распространение получает изучение социальных когниций и их роли в межгрупповом взаимодействии, о чем упоминалось выше. Работы Найссера и других ученых способствовали появлению большого числа исследований по экологии восприятия. Можно утверждать, что эти труды, так же как и исследования Гибсона, привели к тому, что экологический подход является в настоящее время одним из наиболее распространенных направлений в современной психологии, реальной альтернативой информационному подходу во многих сферах когнитивной психологии.

2.2 Предмет отечественной психологии

Основоположником отечественной научной психологии считается Иван Михайлович Сеченов (1829-1905).

В 60-80-е годы XIX века было время расцвета, интенсивного развития естественных наук в России, на них сосредоточились главный интерес общества и основные научные достижения. Это наложило естественнонаучный отпечаток и на развитие психологии, положив начало формированию физиологической психологии (основатель этого направления развития психологии - И.М. Сеченов). Сеченов во многом определил развитие отечественной психологии, подходя к ней как кматериалистической и естественной науке. Он отвечал на главные вопросы того времени - что такое человек, как объясняется формирование его нравственности с позиций естественной науки, которая доказывала несомненную практическую пользу психологии, делала ее не отвлеченным теоретическим мудрствованием, а реальным инструментом, помогающим воспитывать и обучать человека. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Николай Яковлевич Грот (1852-1899) стал одним из основателей российской экспериментальной психологии, не только заложив основы подхода к психологическому эксперименту и интерпретации полученных знаний, но и создав оригинальную теорию эмоционально-нравственного развития человека.

Традиции развития психологии были поддержаны и развиты его учеником Георгием Ивановичем Челпановым (1862-1936). Он доказывал, что психология есть независимая, самостоятельная экспериментальная наука. Ее предметом является изучение субъективных состояний сознания, которые так же реальны, как и любые другие явления внешнего мира. Таким образом, Челпанов считал психологию наукой о сознании индивида, феномены которого не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них.

На рубеже XIX-XX вв. в российской науке появляется несколько направлений, которые предлагают собственную концепцию построения психологии. Помимо экспериментальной психологии получила распространение теория психологизма, в которой под предметом психологии, понималась кристаллизованная форма духовного творчества. С такой точки зрения, наука, искусство, право существуют только в переживаниях отдельных людей, и все эти проявления объективного духа являются лишь продуктами индивидуально-психической деятельности. В литературоведении психологическое влияние этого направления связано, прежде всего, с именем Дмитрия Николаевича Овсяннико-Куликовского (1853-1920) и его теорией психологии творчества. В юриспруденции психология проявилась главным образом в работах Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931), посвященных развитию нравственных и правовых чувств.

Процесс становления личности, ее самосознания и самоопределения был также в центре внимания ученых, которые создали оригинальные психологические концепции, ориентированные на взгляды Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Отечественная психология начала развиваться по-настоящему именно с признания первенства индивидуального, личного, а не сверхличного духа, что и стало ее основным отличием от зарубежной науки.

Советская психология, которая формировалась в начале 20-х годов XX в., вобрала в себя многие традиции отечественной психологии, естествознания, педагогики и философии. Продолжателем направления, заложенного Сеченовым, стал физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936), который создал учение о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ, коренным образом преобразовавшее физиологию и обогатившее психологию, медицину, педагогику и другие науки о человеке.

Одновременно с Павловым свою концепцию объективной психологии выстраивал Владимир Михайлович Бехтерев(1857-1927). Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, тем не менее, не отвергал сознание. В отличие от бихевиористов, он включал его в предмет психологии, так же как и субъективные методы исследования психики, в том числе самонаблюдение.

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX в., которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивид, индивидуальность и личность, считая, что индивид - это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.

Впервые о новом понимании среды и механизмах ее влияния на психику заговорил Михаил Яковлевич Басов (1892-1931), а Лев Семенович Выготский (1896-1934) в своей культурно-исторической теории открыл собственно психологический механизм влияния социальной среды на развитие высших психических функций. Говоря о предмете психологического исследования, Басов выдвинул совершенно новый подход к взаимодействию человека со средой. Он впервые показал, что активность человека проявляется не только в приспособлении к среде, но и в ее изменении, а сама среда не аморфная масса, а определенным образом структурированная ситуация.

В 20-30-е годы советские психологи одними из первых в мировой науке начали исследовать такие проблемы, как развитие детских коллективов, взаимоотношение коллектива и личности, групповое давление. Эти вопросы были в центре внимания А.С. Залужного и С.С. Моложавого, которые исследовали динамику и этапы развития детских коллективов, внутригрупповую дифференциацию, виды лидерства в детских коллективах. При этом они исходили из приоритета коллектива над личностью, а потому в их работах исследовались прежде всего вопросы адаптации личности к коллективу, социализации личности и подчинения ее нормам и требованиям группы.

В лаборатории промышленной психотехники при НК труда СССР, организованной Исааком Нафтульевичем Шпильрейном, проводились исследования индивидуальных различий, проявляющихся в особенностях обучения и выполнения трудовых приемов. Большое значение имел разработанный Шпильрейном «метод искусственной и естественной деавтоматизации», с помощью которого изучались психические особенности человека в условиях владения профессиональными навыками и в ситуации их распада. Шпильрейн также разработал первые профессиограммы, помогавшие профотбору и обучению людей. Совместно с Соломоном Григорьевичем Геллерштейном он выявил связь между выполняемыми в процессе трудовой деятельности задачами и способностями человека, на основании которой была разработана схема изучения профессий.

К середине 30-х годов произошел разгром и запрет не только философской психологии, но и педологии и психотехники. Отечественная психология постепенно начала восстанавливаться, возобновлять свои исследования лишь после войны, в середине 40-х годов.

В этот период (главным образом, до 80-х годов) развитие психологии во многом определялось идеями, заложенными в работах Бехтерева и Выготского. В трудах учеников и сотрудников Бехтерева - Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972) и Владимира Николаевича Мясищева(1893-1973) закладывались основы комплексного исследования человека, его психофизической природы, его отношений с миром.

Возглавляя в 20-е годы лабораторию индивидуальной рефлексологии, Мясищев открыл важные закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности. Он доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии. Во время Великой Отечественной войны Мясищев возглавил цикл анатомо-физиологических исследований микроструктурных изменений головного мозга, изучая последствия мозговых травм и ранений, их связь с нарушениями психической деятельности.

После войны Мясищевым был предложен новый подход в психологии личности, названный им психологией отношений. При этом отношения понимались им как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности. Такой цельный подход к личности, по мнению Мясищева, обеспечивал динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта.

Подобные документы

    Изучение особенностей зарождения психологии как науки. Определение основных этапов и направлений ее развития. Проведение научных исследований психики, ее содержания и функций. Развитие отраслей психологии в современной России и особенности ее становления.

    реферат , добавлен 18.06.2014

    Влияние изменения социальной ситуации на процесс формирования психологии в России. Основные этапы и роль интеллигенции в развитии психологии. Психологические школы в России в начале XX века. Специфика подхода к проблеме личности в российской психологии.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2010

    Становление сознания как предмета изучения психологии. Определение сознания с точки зрения различных ученых–психологов. Психология сознания и метод ее исследования. Бессознательное проявление в психике и поведении человека, его взаимосвязь с сознанием.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Душа как предмет психологических знаний, вопрос о природе души с точки зрения материализма и античной психологии. Основные этапы развития психологии в период Средневековья и эпоху Возрождения, а также период с Нового времени по середину XIX века.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2011

    Характеристика содержания и предмета изучения бихевиоризма как научной дисциплины, изучающей поведение личности объективным путем. Ознакомление с основными направлениями когнитивной психологии. Исследование базовых положений гештальт-психологии.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2011

    Историческое преобразование определений предмета психологии. Предмет изучения психологии. Естественнонаучные основы психологии. Методы исследования в психологии. Общие и специальные отрасли психологии. Методы изучения психологических явлений.

    лекция , добавлен 14.02.2007

    История античной психологии. Корни греческого чуда. Основные этапы психологии Древней Греции. Зарождение и становление психологии. Период классической греческой психологии. Период эллинизма. Основные теории Римской империи.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2006

    Особенности становления психологии. Принципы детерминизма, системности и развития психологии, содержание и характеристика методологических ее принципов. Рабочие принципы мысли, ее содержательные формы, организующие процесс исследования психологии.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Определение предмета, метода и исследование истории развития юридической психологии. Характеристика основ следственной деятельности, психологии опознания, допроса и очной ставки. Особенности психологии преступной деятельности, потерпевшего и свидетеля.

    учебное пособие , добавлен 28.09.2011

    Эволюция предмета психологии, изменение взглядов на ее предмет. Активизация научного поиска в направлении структурализма, функционализма. Возникновение нового научного направления в психологии - бихевиоризма. Соотношение сознательного и бессознательного.

Термин, «психология» образован от двух греческих слов:

а) psyche - душа, психика;

б) logos - знание, осмысление, изучение

Общая психология – отрасль психологической науки, раскрывающая факты, закономерности и механизмы возникновения, формирования, развития и проявления психики человека.

Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики

Наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной действительности в форме ощущений, восприятий и других явлениях психики, называется психологией

Предметом отечественной психологии является психика

Факты, закономерности и механизмы психики являются предметом исследования в отечественной психологии

Психика – свойство высокоорганизованной материи, обеспечивающее человек и животному способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Предметом психологии являются: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

Сознание человека – высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Бессознательное – форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями.

Личность – человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребности и интересов.

Поведение – внешнее проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Задачи психологии как науки:

Изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов как результата отражения воздействия объективной действительности.

Изучать качественные особенности психических явлений и процессов

Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей.

Исследовать физиологические механизмы, лежание в основе психических явлений

Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в практику.

Житейская психология – психологические знания почерпнуты людьми из обыденной жизни. Характеристики: конкретность – привязанность к конкретным ситуациям; интуитивность – свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения; ограниченность – недостаточные представления человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;

Основываются на наблюдениях и размышлениях – не подвергнуты научному осмыслению;

Ограниченность в материалах – не может их сравнивать с подобными у других людей.

Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет 5 отличий житейских психологических знаний от научных

Научная психология – устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Характеристики: обобщенность – осмысленность конкретного психологического явления; рационализм – научные данные максимально исследованы и осознанны; неограниченность – могут использоваться множеством людей; основываются на эксперимента – научные психол.данные исследованы в различных условиях; слабая ограниченность в материалах – отражает как весь человеческих опыт, так и условия в которых он накапливался.

Психика – свойство (функция) высокоорганизованной материи (мозга), носящая характер отражения. Психика проходит несколько этапов эволюционного развития, как в филогенезе, так и в онтогенезе.

Эволюционное развитие форм отражения

1.Физическое отражение

2. Физиологическая форма отражения

3. Психическое отражение

Для психического отражения характерно:

    Возможность адекватного отражения мира

    Возможность расширения в ходе активности

    Возможность углубления информации

    Опережающий характер отражения

Формы психического отражения

Сфера бессознательного : инстинкты (Эрос – сила любви, приятно\неприятно; Танатос – сила смерти, полезно\неполезно). Элемент психологической структуры личности.

Сфера подсознания : эмоции, чувства, образы. Подсознание позволяет сформироваться у человека совокупности представлений о себе или мире – «я – концепция». Элемент психологической структуры личности.

Сознание : нормы общества и социальные установки. Высшая форма психического отражения; высший уровень регуляции поведения и активности человека. Носит направленный характер на объект. Элемент психологической структуры личности. Основные черты сознания:

    Способность к самонаблюдению (рефлексии)

    Мотивационно – ценностный характер

    Формирование чувства страха

Самосознание – внутренний кодекс чести человека. Высшая форма психического отражения. Индивидуальная система взглядов, позволяющая более или менее адекватно оценивать поступки и события (свои или чужие). Элемент психологической структуры личности.

Наличие самосознания позволяет сформироваться самооценки. Адекватность – независимость или независимость «работы» внутреннего критика (самосознание).

Результаты психического отражения: различные психические явления и образы.

Классификация психических явлений

Психические процессы:

    Познавательные: речь, мышление, воображение, ощущение, восприятие, представление.

    Эмоциональные: возбуждение, радость, печаль, злость.

    Волевые: борьба мотивов, преодоление преград, принятие решений

Психические состояния:

    Душевный подъем

    Угнетенность

    Бдительность

    Утомленность

Психические свойства:

    Темперамент

    Способности

    Характер

    Направленность

Психические качества проявляются в чертах характера.

Ощущение, восприятие и представление как феномены психической жизни человека

В Древней Греции возник вопрос: каким образом человек отражает мир?

Идеалистическая точка зрения полагает, что отражение носит внутренний характер; духовное начало первично, а предметы мира – вторичны.

Материалистическая точка зрения полагала, что отражение носит внешний характер: материальное начало - первично, а духовное – вторично.

Способом существования человека является проявление различных видов активности. Наиболее важной для человека является познавательная активность, именно она является фактором формирования психики.

Психика как свойство мозга позволяет адекватно познавать мир, при этом филогенетическое развитие психики (родовое, биологическое развитие) позволяет человеку при рождении обладать набором врожденных генетически обусловленных характеристик. Происходит это в процессе внутриутробного развития.

Онтогенетическим развитием психики называется развитие психики отдельного человека. Психика (кора головного мозга и ее ассоциативные зоны) как бы дозревает в ходе всей жизни человека. При этом, ассоциативные зоны отвечают за синтез информации в течение всей жизни.

Развитие психики носит компенсаторный характер, что позволяет человеку восполнять недостающую информацию, исключая отсутствующие неразвитые органы и замещая их развитыми. Существование психики обусловливает наличие различных психических познавательных процессов.

Ощущение, восприятие и представление как психические познавательные процессы

Информация поступает от органов чувств (сенсорных систем) в кору головного мозга, главным условием чего является непосредственное воздействие раздражителей на органы чувств (рецепторы).

Специфика: целостный образ фиксируется в сознании человека.

Ощущение и восприятие создают первичный образ предмета\явления. Внешний мир, который существует объективно в процессе ощущения и восприятия, переносится в наше внутреннее пространство и становится субъективным.

Ощущение (отражение отдельных свойств предметов) и восприятие (создание целостного образа предмета) являются началом формирования своей собственной модели мира.

Представление – процесс создания психических образов, который сопровождается деятельностью процессов памяти (восприятие информации, фиксирование, забывание, воспроизведение). Операции с представлениями предполагают наличие образов полученных из ощущений и восприятия, а так же дает основу формированию мыслительных процессов.

Классификация ощущений

Виды ощущений (По Аристотелю):

    Зрительные

    Слуховые

    Обоняние

    Осязание

Современные психологи дополняют классификацию Аристотеля:

Ощущение прикосновения и давления,

Температурная чувствительность,

Болевые ощущения,

Ощущения положения и движения.

    Вкусовые

Виды ощущений с точки зрения Вильгельма Вундта:

    Физические (зрение и слух)

    Механические (осязание)

    Химические (нос и вкус)

Свойства ощущений

    Количество ощущений – особенность отличающая одно ощущение от другого (слух)

    Интенсивность – зависит от силы воздействия раздражителя и состояние воспринимающего органа (рецептора)

    Длительность – определяется состоянием рецептора, который подвергся раздражению, его интенсивность

    Отсроченность – существует период между началом действия ощущения и его появлением.

    Инерция ощущения (ощущение исчезает не сразу).

Свойства восприятия

    Предметность (мы воспринимаем какой-либо предмет\явление всегда целостно, осмысленно, что необходимо для регуляции нашего поведения).

    Целостность отражает целостность предмета, образ которого складывается на основе обобщенных знаний о свойствах и качествах предмета (база ощущения)

    Структурность – целостный психический образ не является простой суммой ощущений, из которых состоит. Психический образ – структура, которая формируется определенное время.

    Постоянство восприятия - предметы часто меняют свою внешность, но воспринимающая система компенсирует этот факт.

    Осмысленность – воспринимаемый образ имеет смысловое значение. Незнакомые предметы мы пытаемся отнести к определенной группе уже знакомых предметов.

    Активность восприятия

    Синтетичность – восприятие зависит от особенностей личности человека, его внутренний мир.

    Историчность – у процесса восприятия есть история.

    Обобщенность восприятия предмета обобщенно на основе выделенных признаков.

    Избирательность – доминанта восприятия зависит от потребностей человека.

    Изменчивость – восприятие может меняться в зависимости от условий окружающей среды.

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений - философско-религиозного и естественно-научного. Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа В.С. Соловьева (1853-1900). Представители этого направления - Н.Я. Грот (1852-1899), Г. И. Челпанов (1862-1936), Л.М.Лопатин (1855-1920), Н. О. Лосский (1870-1965) и др. - считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители - выдающиеся отечественные физиологи И. М. Сеченов (1829-1905), В.М. Бехтерев (1857-1927), И.П. Павлов (1849-1936), А.А. Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основоположником которого является В.М. Бехтерев. В качестве предмета этого направления стали рассматриваться условные рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга, в соотношении с теми внешними раздражителями, которые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений привлекались теории физиологии высшей нервной деятельности.

Вместе с тем развивались и другие подходы, представители которых стремились найти иные способы изучения психических явлений, которые, будучи строго научными, позволяли понять целостную картину развития человека. В 1911г. А.Ф.Лазурский (1874-1917) предложил схему естественного эксперимента (это значит, эксперимент проводится в естественных условиях, но под контролем экспериментатора). Эти идеи нашли продолжение в трудах М.Я. Басова (1892-1931), посвященных развитию метода наблюдения как ведущего при изучении психического развития детей.

Основателем отечественной психологии ХХ века является Лев Семёнович Выготский (1896-1934). Он разработал культурно-историческую концепцию. Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что составляет человеческую культуру, начиная от способов действия с различными предметами (например, пользование ложкой), вплоть до высших образцов науки, произведений искусства. Поэтому высшие формы психики - опосредствованные формы.

В книге "История развития высших психических функций" (1930-31, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Л.С. Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены "во вне", на преобразование действительности, а вторые "во внутрь" сначала на преобразование других людей, затем - на управление собственным поведением.

В последние годы жизни Л.С. Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания ("Мышление и речь", 1934). Исследуя речевое мышление, он по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Л.С. Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.

Ребенок, считал Л.С. Выготский, может стать человеком только в совместной деятельности со взрослым. Психическое развитие ребенка - это, прежде всего, процесс его культурного развития, овладения, присвоения культурно заданных средств действий с предметами и овладения собой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются собственно человеческие, высшие психические функции и формируется личность.

Высшие психические функции (логическая память, понятийное мышление, произвольное внимание) отличаются от простых, элементарных, "натуральных", по терминологии Льва Семёновича Выготского, форм. Высшие психические функции первоначально возникают во внешней предметной деятельности, в общении между людьми и опосредуются знаками, т.е. теми средствами и способами, которые были созданы культурой. Универсальной формой знака является слово. И только затем эти формы переходят во внутренний, психический план, становясь содержанием психического развития. Такой процесс называется интериоризацией.

Итак, интериоризация - процесс преобразования внешних, предметных действий и отношений во внутренние, умственные.

Закон развития высших психических функций Л.С. Выготский сформулировал следующим образом: "Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая".

Подводя итоги, можно сказать, что согласно культурно-исторической теории главная закономерность онтогенеза (индивидуального развития) психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т е совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. Внешне это проявляется в том, что высшие, "окультуренные" психические функции приобретают осознанность и произвольность.

Такой подход во многом решал проблему "неподвластности" субъективных психологических явлений объективному изучению. Он внес свой вклад во многие направления отечественной психологии.