Строительный портал - NikolskyAdm

Профстандарт педагога дополнительного образования как применять практически. Новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» вступает в силу

Нормативное правовое обеспечение

Федеральный уровень

Региональный уровень

2016 год

Региональные инновационные площадки по апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Организационно-методическое сопровождение

Федеральный уровень

Организационно-методическое сопровождение процесса внедрения профстандарта в области дополнительного образования осуществляет Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования».

Региональный уровень

Организационно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных площадок по апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» осуществляет региональный ресурсный центр ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества».

Мероприятия

Федеральный уровень

19-24 ноября 2015 года На сайте (ФГАУ ФИРО) проходило общественное обсуждение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников

Программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) педагогов сферы ДОД на основе применения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования», реализуемые в Тамбовском областном государственном образовательном автономном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования» в 2016, 2017 гг.

Программы дополнительного профессионального образования

Программа профессиональной переподготовки:

1. «Педагогика дополнительного образования» (280 часов)

Дополнительные профессиональные программы:

1. Старшие вожатые по программе: «Организация деятельности детской общественной организации в условиях реализации ФГОС» (72 часа);

2. Педагоги дополнительного образования по программе: «Моделирование, культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (72 часа);

3. Руководители учреждений дополнительного образования детей по программе: «Управление качеством дополнительного образования детей в условиях развития единого образовательного пространства муниципалитета» (72 часа);

4. Вожатые летних оздоровительных лагерей: «Подготовка педагогических кадров к работе в организациях отдыха и оздоровления детей в летний период» (36 часов);

5. Педагоги дополнительного образования, руководители театральных объединений (студий) по программе: «Технологические особенности реализации программ художественно-эстетической направленности (современные технологии работы с детским театральным коллективом)» (36 часов);

6. Вожатые по программе: «Технологические особенности организации работы вожатых российского движения школьников» (36 часов);

7. Педагоги дополнительного образования по программе: «Технологические особенности проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» (36 часов);

8. Педагоги дополнительного образования по программе: «Практические аспекты использования ИКТ в детских творческих объединениях декоративно-прикладного творчества» (36 часов).

Аттестация педагогических работников

Информационно-методические материалы

Методические рекомендации Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приложение к информационному письму от 26.04.2016 №09-962 «О направлении информации») (на Яндекс. Диск)

На Расширенном заседании Президиума Совета директоров организаций дополнительного образования «Реализация плана мероприятий Концепции развития дополнительного образования детей в территориях» 26.02.2016 г.

Презентация Н.В. Щебланиной «Введение профессиональных стандартов как механизм обеспечения качества дополнительного образования» (презентация Н.В. Щебланиной на V региональных педагогических чтениях, посвященных памяти А.К.Бруднова «Доступность и качество дополнительного образования: актуальность и перспективы развития» (22 апреля 2016 года)

Апробация профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Тамбовским областным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»

  • Сопроводительный текст к презентации «Анкетирование педагогов
  • Профессиональный стандарт
    Педагог дополнительного образования детей и взрослых

    Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (далее – профстандарт).

    Основная цель вида профессиональной деятельности:

    Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций;

    Создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации;

    Обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

    Требования к образованию и обучению

    Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

    Дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

    При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

    Новые компетенции педагога дополнительного образования:

    Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

    Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими отклонения в поведении;

    Работа с одарёнными детьми;

    Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

    Владение ИКТ – компетенциями.

    Профстандарт педагога призван:

    определять необходимую квалификацию педагога;

    обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;

    обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

    содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

    Структура профессионального стандарта педагога

    1.Обобщенные трудовые функции - это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.

    1.1.Трудовая функция - это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

    1.1.1.Трудовые действия это процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

    1.1.2.Необходимые умения (что должен уметь).

    1.1.3.Необходимые знания (что должен знать).

    Обобщенная трудовая функция:

    1.Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.

    1.1. Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

    1.2. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

    1.3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.

    1.4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

    1.5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

    Обобщенная трудовая функция:

    2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

    2.1. Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.

    2.2. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования.

    2.3. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.

    Обобщенная трудовая функция:

    3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

    3.1. Организация и проведение массовых досуговых мероприятий.

    3.2. Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых.

    3.3. Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности.

    Трудовая функция :

    Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

    Трудовая функция :

    Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

    Планирование подготовки досуговых мероприятий

    Организация подготовки досуговых мероприятий

    Проведение досуговых мероприятий

    Трудовая функция :

    Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную обще развивающую программу, при решении задач обучения и воспитания.

    Трудовая функция :

    Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

    Трудовая функция :

    Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

    Анализируя трудовую деятельность педагога дополнительного образования согласно профстандарту можно прийти к выводу:

    трудовая деятельность педагога заключаются в организации деятельности учащихся по усвоению дополнительной общеразвивающей программы, ее программно-методическом обеспечении и осуществлении педагогического контроля и оценки образовательных результатов.

    Обозначенное содержание трудовых функции (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания) на первый взгляд не отличается от традиционно сложившихся должностных обязанностей педагога дополнительного образования, однако если принять во внимание элементы, которые составляют каждую трудовую функцию, то мы увидим обратное. Новым по отношению к традиционному функционалу педагога дополнительного образования выступает:

      электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий (если это целесообразно);

      проведение мероприятий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием;

      развитие ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста;

      анализ и интерпретация результатов педагогического наблюдения; контроль и диагностика с учетом задач и особенностей образовательной программы и особенностей учащихся;

      анализ и корректировка собственной оценочной деятельности.

    Осуществление указанных элементов трудовых функций потребует от педагога знания характеристик и возможностей применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеразвивающих программ (с учетом их направленности);

    средств (способов) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы.

    Также профстандарт педагога дополнительного образования предполагает, что педагог должен владеть методами подбора из существующих и (или) оценочных средств, позволяющих оценивать индивидуальные образовательные достижения учащихся в избранной области деятельности или создавать такие оценочные средства самостоятельно.

    Если выделить главное из зафиксированных профстандартом функций трудовой деятельности педагога дополнительного образования, то их можно свести к трем направлениям профессионального развития:

      реализация дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ с учетом принципов инклюзивного образования;

      организация и проведение оценки и диагностики образовательных достижений учащихся, а также содействие мониторингам их личностного развития;

      использование дополнительных общеразвивающих программ в целях развития познавательной сферы учащихся, формирования у них престижа интеллектуального труда и освоения опыта практической деятельности.

    Профстандарт педагога дополнительного образования устанавливает требования к квалификации, опыту работы, основному и дополнительному образованию специалистов. Работодатель ориентируется на профессиональные стандарты при формировании кадровой политики, решении других организационных вопросов.

    Из статьи вы узнаете:

    Какие сведения содержат профстандарты для педагогов дополнительного образования 2019

    Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержден приказом №613н от 8.09.2015 г Минтруда РФ . Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в сфере практического управления персоналом.

    Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

    5 главных заблуждений про профстандарты.

    Скачать документы по теме:

    Утвержденный документ используется и учитывается при:

    • формировании кадровой политики;
    • заключении трудовых договоров;
    • планировании обучения;
    • проведении оценки и аттестации;
    • установлении системы оплаты труда .

    Обратите внимание: профессиональный стандарт педагога дополнительного образования формулирует основные цели профессиональной деятельности, регламентирует необходимые компетенции для успешной работы.

    В соответствии с утвержденными профстандартами, педагоги дополнительного образования шестого квалификационного уровня могут занимать должности:

    • преподавателей;
    • тренеров-педагогов;
    • педагогов дополнительного образования;
    • педагогов-организаторов;
    • методистов.

    Должностная инструкция педагога-организатора с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»


    Скачать в.doc


    Скачать в.doc

    Умения по профстандарту педагога дополнительного образования по освоению общеобразовательных программ не описаны подробно в квалификационном справочнике. Соответственно, работодателю необходимо учитывать требования всех существующих нормативных документов и действующих законов.

    Какими умениями должен обладать педагог, помогающий освоить общеобразовательные программы:

    диагностировать задатки и предрасположенность, способности к творческой деятельности, определенным видам искусства, спорта;

    применять общеразвивающие программы с учетом возрастных особенностей детей;

    устанавливать благоприятный психологический климат для успешного освоения дополнительной общеобразовательной программы;

    использовать современные формы и методики, помогающие эффективно усваивать материал.

    Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых

    Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых включает следующие трудовые функции:

    • разработку и организацию внедрения программ, инструментариев изучения рынка услуг доп. образования детей и взрослых;
    • изучение рынка услуг;
    • формирование программ и предложений по продвижению услуг дополнительного образования.

    Должностная инструкция старшего преподавателя с учетом требований профстандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
    Скачать в.doc


    Скачать в.doc

    Умения педагога дополнительного обучения детей и взрослых:

    • формулировать и выносить на обсуждение с руководством концепции, методики исследования рынка;
    • формировать план выборки и проводить разработку инструментариев исследования;
    • оптимизировать затраты на проведение таких работ;
    • апробировать разработанные инструменты;
    • координировать деятельность и распределять обязанности по исследованию;
    • обрабатывать первичные результаты.

    Если педагог занят непосредственной работой по обучению детей и взрослых дополнительным программам образования, основные умения направлены на:

    • внедрение эффективных методик усвоения;
    • поиск индивидуального подхода к каждому учащемуся;
    • внедренные новых методик, позволяющих усовершенствовать все основные программы дополнительного образования;
    • организацию мероприятий, направленных на сохранение контингента учащихся разных возрастов;
    • проведение презентаций, выставок, других мероприятий, направленных на привлечение внимания к программам дополнительного обучения.

    Необходимые знания

    Педагог дополнительного обучения детей и взрослых обладает обширным перечнем знаний с учетом возрастных особенностей обучающегося контингента:

    • знаком с перечнем и характеристиками общеобразовательных программ детей и взрослых;
    • основными правилами создания информационных материалов;
    • методиками, обеспечивающими заинтересованность учащихся;
    • техниками и приемами убеждения;
    • способностями слушать собеседника;
    • приемами вовлечения в деятельность;
    • способами быстрого разрешения конфликтов.

    Обратите внимание, постепенное внедрение профстандартов педагогов дополнительного образования поможет оптимизировать и систематизировать деятельность центров внешкольной работы, проводить эффективную кадровую политику, успешно внедрять новые современные методики и программы.

    Приказом Минтруда от 5 мая 2018 года №298 утверждён новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ зарегистрирован в Минюсте 28 августа за номером 52016. Профстандарт, утверждённый приказом Минтруда от 8 сентября 2015 года №613н, утратил свою силу.

    Информация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

    Требования к методистам дополнительного образования детей и взрослых

    Методист доп. образования детей и взрослых должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», либо имея не педагогическое образование, но соответствующее программам доп. образования, которые реализуются в учреждении, пройти (от 3 месяцев).

    Педагог-организатор: требования к должности

    Чтобы занимать должность педагога-организатора не обязательно иметь высшее педагогическое или среднее профессиональное образование по педагогической специальности. В случае, если у педагога-организатора нет пед. образования, то его можно получить на курсах профессиональной переподготовки (от 3-6 месяцев).

    Профстандарт преподавателя дополнительного образования содержит в себе:

    • Описание трудовых функций преподавателя.
    • Особые требования допуска к работе.
    • Информацию о требованиях, предъявляемых к образованию, обучению и опыту работы педагогического работника.
    • Цель работы сотрудника.

    Профстандарт помогает грамотно вести кадровую политику и управлять работниками. Документ используется при проведении аттестации преподавателя, определении размера заработной платы, подготовке должностных инструкций и заключении трудовых соглашений.

    Можно продолжать работать

    Профстандарт педагога дополнительного образования 2016 разрешает работать преподавателям, которые прошли обязательную или добровольную аттестацию.

    Согласно приказу № 613н предъявляются такие требования к обучению и образованию педагогического работника:

    «Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

    Дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

    При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года».

    Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования 2016 г. регулирует деятельность сотрудника до 01.01.2017 г. С начала будущего года начнут действовать иные нормы.

    Профстандарт: необходимость внедрения


    Минюст РФ разработал профессиональный стандарт по причине возникших сложностей в процессе определения квалификации преподавателя. Некоторые законодательные нормы были приняты более 20 лет назад. Они уже не актуальны. Чтобы отвечать мировым тенденциям, внедряются новые стандарты.

    Принятые на законодательном уровне нормы помогут повысить ответственность и заинтересованность сотрудников. Чтобы они выполнялись в полной мере, рекомендуется направлять сотрудников на курсы повышения квалификации.

    Грамотное использование стандарта

    Для достижения высоких результатов необходимо придерживаться следующих правил:

    • Не применять профстандарт в качестве жесткой регламентации работы сотрудников.
    • Не вынуждать сотрудников выполнять работу, которая отвлекает их от прямых обязанностей.
    • Подталкивать работников к поиску нестандартных решений.

    По стандарту, но нестандартно


    По профессиональному стандарту педагогический работник обязан:

    • Осуществлять набор детей на обучение согласно разработанной программе.
    • Отбирать детей для обучения согласно разработанной программе (вместе с комиссией).
    • Мотивировать учащихся.
    • Разрабатывать мероприятия по улучшению оснащения учебного кабинета.
    • Подготавливать требуемые информационные материалы.
    • Консультировать ребят и их родителей.
    • Помогать учащимся, контролировать их.
    • Корректировать поведение детей.
    • Понимать потребности учеников.
    • Набирать группы учащихся, принимая во внимание особенности образовательных программ.
    • Обеспечивать сохранность и правильное применение расходных материалов, оборудования и т.д.
    • Создавать комфортные условия для развития детей.
    • Подготавливать учеников к участию в конкурсах, выставках и прочих подобных мероприятиях.
    • Формировать условия для развития самооценки и самоконтроля детей.
    • Сотрудничать с коллегами, поддерживать благоприятную атмосферу.

    Чтобы воспитательный процесс протекал по стандарту и при этом нестандартно педагог дополнительного образования должен обладать следующими качествами личности:

    • Высокий интеллектуальный уровень.
    • Осознание потребностей детей.
    • Чувство юмора.
    • Высокий творческий потенциал.
    • Чуткость.
    • Толерантность убеждений.

    Согласно изменениям, внесенным в текущем году в федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в 2017 году каждый педагог дополнительного образования должен пройти обязательную аттестацию. Эта процедура показывает степень мастерства сотрудника. Педагогический работник обязательно должен представить доказательства своих достижений: благодарности, грамоты, дипломы. По результатам аттестации ему присваивается та или иная квалификационная категория. Результат аттестации можно оспаривать в суде. Также для решения вопроса может быть создана специальная трудовая комиссия.

    Незначительные изменения, которые случились в 2016 году, не доставляют проблем. Все понятно и выполнимо. Руководители центров и муниципальных учреждений дополнительного образования детей должны подготовиться к 1 января 2017 года. Вступит в законную силу профстандарт, от которого зависит не только уровень и в итоге результат работы преподавателей, но и их заработок.

    Чтобы не допустить ошибок, внедряя план поэтапного перехода на профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, примите участие в вебинаре «Разработка плана постепенного перехода на профстандарты для организаций дополнительного образования » , который состоится 11 ноября.