Строительный портал - NikolskyAdm

Тема урока: "Дождевой червь. Значение дождевых червей"

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

    Черви кольчатые - тип беспозвоночных животных, имеющих вторичную полость и членистое строение тела. Кровеносная система замкнутая, нервная система узлового типа, органы выделения - метанефридии. Дыхание жаберное или кожное. Способны к регенерации. Представители: дождевой червь, нереида, пиявка.

    Полость тела первичная - пространство внутри тела животного, в котором расположены внутренние органы. У круглых червей появляется первичная полость (схизоцель), образованная эктодермой и энтодермой, она заполнена полостной жидкостью, в которую погружены кишечник и половые органы. Выполняет роль гидроскелета, участвует в выделительной и половой функциях.

    Полость тела вторичная - пространство внутри тела животного, в котором расположены внутренние органы. По мере развития мезодермы формируется вторичная полость (целом), со всех сторон выстланная эпителием. Впервые появляется у кольчатых червей и характерна для моллюсков и хордовых животных. Заполнена жидкостью и соединена с окружающей средой через выделительную и половую системы.

    Кровеносная система - система органов кровообращения, состоит из сердца и кровеносных сосудов. 1) Незамкнутая кровеносная система характерна для моллюсков, членистоногих. Кровь поступает из сердца по кровеносным сосудам в полость тела, омывает все органы, осуществляя газообмен, после чего вновь собирается в кровеносных сосудах. 2) Замкнутая кровеносная система характерна для кольчатых червей, хордовых. Кровь циркулирует по замкнутой системе сосудов, образующих один (кольчецы, ланцетники, рыбы) или два (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) круга кровообращения.

Таблица 1. Характерные черты типа Кольчатые черви

Лабораторная работа №10

Внешнее строение дождевого червя

Цель: изучить внешнее строение дождевого червя в связи с приспособлениями к среде его существования.

Материалы и оборудование: живые крупные дождевые черви, ручная лупа, лист белой бумаги.

Ход работы

    Поместите живого дождевого червя на лист бумаги. Когда он начнёт двигаться, прислушайтесь (в тишине можно услышать, как брюшные щетинки скребут по бумаге).

    Рассмотрите червя, пользуясь ручной лупой. Найдите его передний и задний концы, поясок. Обратите внимание на передний конец тела – он толще заднего и темнее окрашен.

    Определите форму тела и размеры червя. Определите брюшную и спинную стороны. Рассмотрите окраску тела на спинной и брюшной стороне.

    Проведите пальцем вдоль тела червя по брюшной стороне от заднего конца к переднему. Таким образом можно обнаружить щетинки.

    Зарисуйте внешнее строение дождевого червя, отметив щетинки, сегменты (членики) тела, ротовое отверстие, поясок, анальное отверстие.

    Напишите, как обнаруженные вами особенности строения дождевого червя связаны со средой его обитания, учитывая, что дождевые черви живут во влажной почве, богатой перегноем, и питаются органическими веществами почвы.

    Делая выводы, обратите внимание на тесную связь особенностей строения организмов со средой их обитания.

Рисунок 1. Внешний вид дождевого червя

Рисунок 2. Внешнее строение дождевого червя

Рисунок 3. Особенности движения дождевого червя

Рисунок 4. Особенности размножения дождевого червя


Рисунок 5. Размножение дождевого червя

Рисунок 6. Коконы с яйцами дождевого червя

Слайд 2

  • Биологический журнал
  • « Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве»
  • Кичева Н.Г МБОУ «СОШ№92 г. Вельск 2014г.
  • Слайд 3

    Цель:

    • Выяснить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве - как представителя малощетинковых червей;
    • Продолжить формирование умений наблюдения за животными посредством выполнения лабораторной работы.

    Страница 1

    Слайд 4

    Среда обитания дождевого червя

    Страница 2

    Слайд 5

    Место дождевого червя в систематике

    • Классификация червей
    • Малощетинковые (Олигохеты) – 3100 видов
    • Многощетинковые
    • (Полихеты) – 5300 видов
    • Пиявки – 300 видов

    Страница 3

    Слайд 6

    Исследовательская страничка

    • Лабораторная работа
    • «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве»

    Страница 4

    Слайд 7

    • Ход работы:
    • 1. Рассмотрите живого дождевого червя, определите форму его тела, окраску, размеры. Обратите внимание на его кольчатое строение. Зарисуйте внешний вид червя в тетради.
    • Сегменты (100-180)

    Страница 5

    Слайд 8

    • 2. Найдите у червя передний конец тела и ротовое отверстие на нем. Укажите на рисунке передний конец тела. Рассмотрите на нем утолщение из семи колец- это поясок, отметьте его на рисунке.
    • Ротовое отверстие
    • Головная лопасть
    • Поясок (5-7 сегментов)
    • Сегменты (100-180)

    Страница 6

    Слайд 9

    Лабораторная работа«Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве»

    • 3. Найдите задний конец тела дождевого червя и на нем отверстие, через которое выбрасываются непереработанные остатки пищи,- это анальное отверстие. Отметьте его на своем рисунке в тетради.
    • Ротовое отверстие
    • Головная лопасть
    • Поясок (5-7 сегментов)
    • Сегменты (100-180)

    Страница 7

    Слайд 10

    • 4. Проведите пальцем вдоль брюшной стороны от переднего к заднему концу тела. Что ощущаете? Рассмотрите с помощью лупы эти щетинки. Поместите червя на бумагу и обратите внимание на характер его движения. Какое значение в жизни червя имеют щетинки?
    • Щетинки

    Страница 8

    Слайд 11

    • 5. Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она - сухая или влажная? Подумайте, какое значение имеет такая кожа для жизни в почве.
    • Ротовое отверстие
    • Головная лопасть
    • Поясок (5-7 сегментов)
    • Сегменты (100-180)
    • Анальная лопасть с анальным отверстием
    • Кожный эпителий

    Страница 9

    Слайд 12

    • Кожный эпителий
    • Кольцевые мышцы
    • Продольные мышцы
    • Кожный эпителий + кольцевые и продольные мышцы = кожно-мускульный мешок.

    Страница 10

    Слайд 13

    Лабораторная работа «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве»

    • 6. Прикоснитесь палочкой или пинцетом к различным участкам тела дождевого червя. Как реагирует червь на эти прикосновения?
    • В коже есть осязательные и светочувствительные клетки

    Страница 11

    Слайд 14

    Аналитическая страничка

    • Каковы приспособления дождевого червя к условиям жизни в почве?
    • 1. Тело вытянутое, с мощным кожно-мускульным мешком.
    • 2. На каждом сегменте по 4 пары щетинок, направленных назад.
    • 3. Тело влажное, покрытое слизью, с кожными железами.
    • 4. В коже есть осязательные и светочувствительные клетки

    Страница 12

    Слайд 15

    Подведём итоги

    • Ротовое отверстие
    • Головная лопасть
    • Поясок (5-7 сегментов)
    • Сегменты (100-180)
    • Анальная лопасть с анальным отверстием
    • Кожный эпителий

    Страница 13

    Слайд 16

    Домашнее задание

    • §19, стр. 87-89
    • Дооформить лабораторную работу.
    • (Не забудьте вымыть руки после лабораторной работы!!!)

    Страница 14

    Посмотреть все слайды

    II. Проверка домашнего задания

    На прошлом уроке вы изучили особенности строения и многообразие Кольчатых червей.

    Почему данный тип червей называют Кольчатыми?

    Какие классы включает тип Кольчатые черви?

    2. Закончите предложения :

    Тело кольчатых червей состоит из … слоев клеток.

    Полость тела сформировалась из клеток … и называется ….

    Она заполнена ….

    Группы органов, выполняющие общие функции называются …

    У кольчатых червей имеются … системы органов.

    Способность организма … утраченные части тела называют ….

    Морские многощетинковые черви ….

    После укуса … кровь долго не останавливается.

    III. Изучение новой темы.

    Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные, которые сыграли бы столь важную роль в истории мира, как эти низкоорганизованные существа. (Дарвин Ч., 1881)

    1. Классификация Дождевого червя

    ТИП Кольчатые черви - Annelida
    ПОДТИП Поясковые - Clitellata
    КЛАСС Малощетинковые – Oligochaeta
    ОТРЯД Высшие олигохеты - Lumbricomorpha
    СЕМЕЙСТВО Люмбрициды -Lumbricidae
    ВИД Дождевой червь – Lumbricus terrestri

    2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ (В. Г. Матвеева и Т. С. Перель (1982)) ,

    по вертикальному распределению дождевых червей в почве делят на три группы:
    поверхностно-обитающие , в том числе в компостах - Eisenia foetida, Dendroboena oktaedra, Lumbricus castaneus и др.;
    почвенно-подстилочные Lumbricus rubellus, Eisenia nordenekioldi и др.;
    норники - Lumbricus terrestris, Dendroboena platura, обитающие в глубоких слоях почвы.

    3.Чаще всего встречаются : (слайд)

    1. Дождевой червь четырёхгранный (Eiseniella tetraedra)

    2. Дождевой червь зловонный (Eisenia foetida)

    3. Дождевой червь желтовато-зелёный (Allophora chlorotica)

    4. Дождевой червь красноватый (Lumbricus rubellus)

    5. Дождевой червь наземный или обыкновенный (выползок) (Lumbricus terrestris)

    Гигантский дождевой червь Австралии (слайд)

    4. Внешнее строение и среда обитания.

    Лабораторная работа №2 «Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижением, ответной реакцией на раздражение. Изучение внешнего и внутреннего строения на готовых влажных препаратах» (Работа проводится по инструктивной карточке стр.4) Слайд.

    1.Рассмотри под лупой дождевого червя. Определи форму и размер тела.

    2. Потрогай пальцами тело червя. Каково оно на ощупь?

    3. Определи переднюю и заднюю части тела червя. Рассмотри расположение ротового отверстия.

    4. Определи отличие между спинной и брюшной сторонами тела.

    5. Понаблюдай за движением червя по различным поверхностям (бумаге, мокрому стеклу, дереву). Что ты при этом слышишь?

    6. Выясни, как дождевой червь реагирует на различные раздражители: прикоснись к нему рукой, поднеси к переднему концу тела кусочек лука, освети червя фонариком. Наблюдения запиши. Сделай общий вывод о внешнем строении и ответных реакциях червя.

    Обсуждение результатов самостоятельной работы .

    Как происходит движения червя? Что облегчает его движение?(Движение анимация.)

    Выводы:

    1. На каждом сегменте присутствует 4 пары щетинок, направленных назад, что позволяет червю цепляться всем телом за неровности почвы и легко продвигаться вперед.

    2. Тело влажное, покрыто слизью, что защищает тело от грубых частиц почвы и облегчает передвижение.

    3. Органы чувств, расположенные на теле червя, помогают ориентироваться в земле, в окружающей среде.

    Для того, чтобы ответить на вопрос «Какие особенности внутреннего строения дождевого червя указывают на его более высокую организацию по сравнению с кишечнополостными и другими червями? В чем это заключается?»- изучим его внутреннее строение.

    5. Внутреннее строение дождевого червя. Работа в группах.

    Работа в группах ведется по инструктивным карточкам.

    Группа 1. Кожно-мускульный мешок. Полость тела .(Слайд.)

    Пар.15 стр.44,45

    1. Определите состав кожно-мускульного мешка.

    2. Какие виды мышц входят в состав кожно- мускульного мешка? Какое значение имеют?

    3. Какое значение имеет слизь?

    4. Определите сегментирована ли полость тела?

    (Да. В каждом сегменте имеются жизненно важные органы или их части. Поэтому, перерезанный червь не погибает. Он может восстанавливать свое тело. Происходит процесс регенерации.)

    Группа № 2 Пищеварительная система и питание червей . (Слайд)

    Стр.45,46.Дополнительный материал.

    1. Чем питается дождевой червь?

    2.Определите, какие органы входят в состав пищеварительной системы? Каково их значение?

    Дополнительный материал о питании червей и червях в цветочных горшках.

    Группа № 3 Кровеносная система (Слайд, анимация)

    1. Определите, какие органы входят в состав кровеносной системы? Как происходит движение крови?

    2. Почему систему называют замкнутой?

    3. Что такое сердца? Какую роль выполняют?

    4.Что такое капилляры? Какое значение имеет сеть капилляров в коже и внутренних органах?

    Дополнительный материал:

    Кровь у дождевого червя красная. Она содержит гемоглобин, который переносит кислород к органам дождевого червя и выводит из органов и мышц углекислый газ.

    Группа №4 Нервная система

    Пар.16 рис. 33

    1. Используя текст и рисунок, определите порядок строения нервной системы.

    2. Есть ли органы чувств у дождевого червя?

    3.Какое значение имеют чувствительные клетки?

    Дополнительный материал.

    На передней части дождевых червей имеются пара обонятельных ямок и чувствительные клетки, расположенные в коже, воспринимающие различные раздражения.

    Группа №5 Выделительная система. (пар.16), дополнительный материал

    выделительные органы – метанефридии. Они состоят из воронки с ресничками и выделительного канала, находящегося в следующем членике. Воронка обращена в полость тела, канальцы открываются на поверхности тела выделительной порой, через которую продукты распада удаляются из организма

    Группа №6 Половая система. Размножение.

    (стр. 47), стр.159- 6 класс

    1. Каких животных называют гермафродитами?

    2. Как происходит оплодотворение?

    3. Какое развитие у дождевого червя? (Развитие прямое. Из оплодотворенного яйца внутри кокона развиваются похожие на взрослых червей маленькие червячки)

    Группа №8 Регенерация. Дополнительный материал

    Выступление учеников.

    Обобщение. Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос назовем только особенные черты кольчатых червей

    Общая характеристика кольчатых червей

    1. Тело всегда сегментировано.

    2. Сегментация выражена не только во внешнем строении, но и во внутреннем, а также в повторяемости многих внутренних органов.

    3. Имеют вторичную полость тела (целом)

    4. Полость тела разделена перегородками.

    5. Кровеносная система замкнутая.

    6. Выделительные органы открытого типа.

    7. Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Надглоточный узел «головной мозг».

    8. Органами передвижения являются щетинки (по8 в каждом сегменте)

    Вывод: Кольчатые черви имеют более высокую организацию тела и процессов жизнедеятельности по сравнению с плоскими и круглыми червями. Это высшие черви.

    IY. Закрепление

    Закончи предложения . (Слайд)

    1. Группы органов, выполняющие общие функции называются …

    2. У кольчатых червей имеются … системы органов.

    3. Пищеварительная система дождевого червя начинается … и заканчивается….

    4. Дождевой червь цепляется при движении за неровности почвы при помощи…

    5. Кровеносная система дождевого червя состоит из…

    6. Кожно-мускульный мешок дождевого червя состоит из ….

    7. Дождевой червь…, оплодотворение у него ….

    8. Развитие дождевых червей….

    9. Нервная система дождевого червя состоит из ….

    10. Дыхание …..

    Роль дождевых червей в природе (Слайд)

      Круговорот веществ в природе

      Образуют перегной - гумус (органическая часть почвы, богатая питательными веществами) – «хлеб» для растений (98% почвенного азота, 60% фосфора, 80% калия и др. минеральные элементы для роста растений)

      Звено в цепи питания

      Образуют дренаж почвы

      Обеззараживают почву

      Рыхлят почву

      Создают вентиляцию почвы

      Подготавливают земли для роста растений

    Роль дождевых червей в жизни человека

    Гумусное (органическое) удобрение.

    2. БАВ (биологически активные вещества - незаменимые аминокислоты, ферменты, витамины) используются в:

          ветеринарии,

          фармакологии,

          косметологии,

          сельском хозяйстве,

          биотехнологических отраслях.

    3. Корм для рыб, домашних животных.

    4. Белковая мука, консервы.

    5. Переработка навоза, отходов.

    6. Изучение процессов регенерации

    Y . Итог урока. Оценивание

    YI. Домашнее задание

    Пар.40 (7кл) Стр.141, 150, 159 -6кл

    Рабочая тетрадь тема №13

    *Составить 5 тестовых вопросов или кроссворд по теме «Дождевой червь»

    Цели урока. Показать характерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя. Выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе.

    Методы . Рассказ, беседа, самостоятельные наблюдения.

    Оборудование. Натуральные пособия . Живые дождевые черви, предварительно вымытые и помещенные в пробирки крупного размера или стеклянные банки, закрытые пробками или стеклами. Влажные препараты аскариды, цепня (солитера), пиявок и др. Изобразительные пособия . Таблицы с изображением аскариды, солитера, пиявки, печеночного сосальщика. Вспомогательное оборудование . На столах учащихся листы белой бумаги, стеклянные пластинки размером не менее 10X10 см, стеклянные палочки, препаровальные иглы, уксус в пузырьке, репчатый лук, нарезанный кусочками, ванночка, лупы, линейки. На столе учителя две стеклянные банки (размером не менее литра) с чередующимися слоями чернозема и песка.

    ХОД УРОКА

    Проверка знаний.

    Учитель предлагает всему классу вопросы: какими способами размножается гидра? Что указывает одноклеточная стадия в развитии гидры? С какими представителями кишечнополостных животных вы познакомились?

    В чем их отличие от гидры и с чем это связано? Какие типы животных вы изучили?

    Изучение нового материала .

    Вступительный рассказ. Учитель рассказывает, какие животные относятся к червям, демонстрирует таблицы с их изображением и препараты- (дождевого червя, аскариды, солитера, пиявок, печеночного сосальщика и др.). Учитель указывает, что черви имеют разную величину, форму и внутреннее строение, и предлагает начать изучение червей с распространенного и всем известного дождевого червя.

    Беседа по вопросам. Для выяснения представлений учащихся о дождевых червях учитель спрашивает: где встречаются дождевые черви? Легко или трудно вытянуть из земли уползающего туда дождевого червя? Почему? Чем питаются дождевые черви? В чем польза дождевых червей?

    Знания учащихся жизни дождевого червя учитель дополняет, рассказывая, что для дыхания дождевого червя нужен кислород, который он получает из воздуха, находящегося в почве.

    Необходимо подчеркнуть значение дождевых червей в разрыхлении почвы и проникновении в нее воздуха и влаги, необходимых для растений. Пропуская через свой кишечник землю, они выносят постепенно почву из более глубоких слоев на поверхность, Еще Ч. Дарвин указывал, что за один год на площади 1 кв. м дождевыми червями было вынесено на поверхность до 4 кг сухого веса почвы. Перемешивая почву и затаскивая в свои норы части растений, черви способствуют накоплению в почве органических веществ.

    Дождевые черви служат кормом для рыб и домашней птицы, С этой целью червей разводят. Учитель подчеркивает необходимость охраны дождевых червей.

    Опыт, показывающий перемешивание почвы в результате деятельности дождевых червей. Взять 2 стеклянные банки (емкостью не менее 1 л), пронумеровать их: № 1 и 2. Примерно 1\3 каждой банки засыпать черноземом, затем равномерным слоем песка толщиной 2 см, а сверху опять насыпать чернозема и увлажнить водой. В банку № 1 поместить 5 червей, а банку № 2 оставить без червей для контроля!

    В последующие дни 1-2 учащихся поддерживают почву во влажном состоянии и записывают происходящие изменения. О результатах наблюдений они расскажут на следующем уроке.

    Если этот опыт был поставлен ранее членами кружка юннатов, то он может быть продемонстрирован на данном уроке.

    Самостоятельные наблюдения. Подготовка учащихся к самостоятельной работе. Учитель говорит, что учащиеся должны изучить внешнее строение дождевого червя самостоятельно по письменной инструкции. Инструкция зачитывается вслух (тут же выясняется, что непонятно). Дежурные раздают дождевых червей (желательно каждому ученику).

    Инструкция для наблюдений

    Цель работы. Установить характерные особенности внешнего строения дождевого червя и их соответствие условиям жизни в почве. Выделить черты более высокой организации по сравнению,с пресноводной гидрой.

    Вопросы и задания

      Рассмотрите дождевого червя и определите форму его тела. Что видно на теле?

      Пользуясь лупой, рассмотрите концы тела дождевого червя. Сравните их и определите передний и задний конец. Где находится утолщение?

      Рассмотрите верхнюю и нижнюю часть тела дождевого червя, сравните и определите брюшную и спинную стороны.

      Проведите наблюдения за передвижением дождевого червя. Для этого перенесите его в. ванночку, а затем:

    а) измерьте длину тела в момент наибольшего растяжении в момент наибольшего сокращения, изобразите это в тетради;
    б) пронаблюдайте передвижение дождевого червя на стекле и на бумаге, сравните;
    в) проведите пальцем вдоль тела от заднего конца к переднему. Что вы обнаружили и на какой стороне? Рассмотрите в лупу.

      Для выяснения ориентировки дождевого червя во внешней среде проделайте следующее:

    а) прикоснитесь препаровальной иглой к телу дождевого червя (что произошло?);
    б) поднесите к переднему концу червя кусочек лука или смоченную в уксусе стеклянную палочку, не дотрагиваясь до его тела (что произошло?);
    в) наведите с помощью лупы луч света на передний конец червя (что наблюдаете?).

    Какое явление происходит во всех проделанных вами опытах?

    Заключительная часть урока После самостоятельной работы необходимо некоторые представления уточнить и расширить. Для этого учитель спрашивает учащихся, как передвигается дождевой червь?

    Прослушав ответы учащихся, учитель дополняет их, указывая, что у дождевого червя, в отличие от гидры, под кожей находятся хорошо развитые мышцы. Учитель предлагает подумать над вопросом, почему тело червя при движении становится то длинным и тонким, то коротким и толстым, как расположены мышцы. Затем на доске он дает пояснительный схематический рисунок, а учащиеся делают его у себя в тетрадях.

    Учащиеся отвечают на следующие вопросы: что произойдет с. телом дождевого червя, если сокращаются кольцевые мышцы? А если продольные? Какой можно сделать вывод?

    Затем учитель дает понятие о двусторонней симметрии, предварительно предложив учащимся вспомнить о лучевой симметрии кишечнополостных. Следует подчеркнуть, что развитие двусторонней симметрии связано с обособлением у животных переднего и заднего концов тела, спинной и брюшной сторон. Тело таких животных можно мысленно рассечь только на две симметричные, зеркально похожие части.

    Двустороннесимметричное строение имеют почти все известные животные. Это же строение люди придают искусственным приспособлениям, предназначенным для поступательного движения, например простой тачке, автомобилю, самолету.

    Предлагается подумать учащимся над вопросами: удобно ли было бы плавать на воде не в лодке, а в круглой лучевой лохани? Что получилось бы, если бы телега была сделана несимметрично - правое колесо больше или меньше левого?

    В заключение учитель указывает, что развитие двубоковой симметрии у животных является признаком более высокой организации его строения.

    Задание на дом .

    Написать все характерные особенности дождевого червя во внешнем строении, которые отличают его от пресноводной гидры.

    Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя.

    Оборудование: живые дождевые черви, чашки Петри (одноразовые стаканчики), пинцеты, фильтровальная бумага, лупы, кусочки репчатого лука.

    Ход работы

    На мультимедийной доске воспроизводятся этапы лабораторной работы, которую обучающиеся делают и записывают на рабочих местах.

    1. Рассмотрите тело дождевого червя.

    Определите размер тела червя (длину и толщину) с помощью линейки (bio_2007_053_p,:1.1, 1.2)

    Длина тела взрослого дождевого червя обычно составляет 15 – 20 см.

    Определите сегментированность туловища. Выясните, одинаковая сегментированность туловища на всем протяжении тела червя (BIOLOG_2.5.4.1.1p20_1_dozhd_chyerv_1_u.: подсказка)

    Одинаковые сегменты.

    Определите форму тела, выясните, чем спинная сторона тела отличается от брюшной.

    Выпуклая (спинная) и плоская (брюшная)

    Определите окраску тела. Выясните, чем спинная сторона тела отличается от брюшной.

    Найдите передний (более заострённый, ближний к пояску - утолщению на переднем конце тела) (bio_2007_053_p,:1.3; BIOLOG_2.5.4.1.1p20_1_dozhd_chyerv_1_u.:5.1) и задний (более тупой) концы тела (bio_2007_053_p,:1.4),

    Передний конец тела червя с ротовым отверстием. Небольшая подвижная лопасть впереди рта расположена на брюшной стороне тела. У дождевого червя она не имеет ни глаз, ни щупалец.

    Задний конец тела червя с анальным отверстием. поясок. Определите, на каких сегментах тела находятся поясок. (bio_2007_053_p,:1.5; BIOLOG_2.5.4.1.1p20_1_dozhd_chyerv_1_u.:5.2)

    Железистое утолщение покровов. Во время размножения клетки пояска выделяют вещество кокона, в который помещаются оплодотворённые яйца. Обратите внимание на тончайший слой кутикулы, выделяющийся кожным эпителием и покрывающим всё тело.

    2. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она - сухая или влажная?.

    3. Осторожно прикоснитесь кусочком фильтровальной бумаги к коже червя (bio_2007_053_p,:1.6).

    Кожный эпителий дождевых червей богат слизистыми желёзками. Поэтому их кожа постоянно увлажнена. Это имеет большое значение в дыхании, которое происходит через покровы тела при передвижении в почве

    4. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя (BIOLOG_2.5.4.1.1p20_1_dozhd_chyerv_1_u.:5.3).

    Каждый сегмент тела, кроме головной лопасти, несёт 8 попарно сближенных щетинок, так что вдоль тела тянется 4 двойных ряда щетинок. Дождевой червь передвигается с помощью сокращений тела. При передвижении в почве большую роль играет попеременное вытягивание и расширение переднего конца тела, вызывающее раздвигание почвенных частиц. Немалую роль в процессе передвижения имеют и щетинки, которыми червь цепляется за субстрат.

    5. Как вы думайте, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?

    6. Понаблюдайте за червем, ползающим по бумаге (прислушайтесь, не шуршит ли он щетинками) (bio_2007_053_p,:2.1).

    При передвижении червя по шероховатой бумаге слышно шуршание щетинок о бумагу. Червь цепляется щетинками за субстрат.

    7. Понаблюдайте за червем, ползающим по стеклу, смоченным водой. Как он передвигается (bio_2007_053_p,:2.2)?

    При передвижении по стеклу (гладкая поверхность) не слышно шуршание щетинок: червь не цепляется за гладкий субстрат щетинками. Тело червя сильно вытягивается, наблюдаются поочерёдные сокращения мышц по всей длине тела.

    8. Дотроньтесь до разных участков тела дождевого червя кончиком карандаша. Что наблюдаете?

    9. Поднесите к переднему концу тела червя кусочек лука. Что наблюдаете?

    Раздражимость, защитный рефлекс.

    10. Сделайте вывод об особенностях строения и передвижения дождевого червя в связи со средой обитания.

    Малощетинковые черви имеют удлиненное сегментированное тело. Поверхность тела постоянно увлажнена за счёт выделения железами кожного эпителия слизи. Это имеет большое значение для дыхания. Передвижение малощетинковых происходит за счёт мышечных сокращений. Но немалую роль в передвижении малощетинковых играют и щетинки, которыми червь цепляется за субстрат. Развита нервная система: обладают раздражимостью, защитными рефлексами.

    Задание на дом параграф 13