Строительный портал - NikolskyAdm

Где размещаются внешние займы рф. Государственные займы

    Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа - Финансовый анализ

    Финансовый менеджмент - финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов - вот далеко не полный перечень предмета "Финансовый менеджмент "

    Поговорим о том, что же такое коучинг ? Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе. Коучинг - это свод правил для удачного ведения бизнесса, а также умение правильно распоряжаться этими правилами

8.4. Государственный долг. Внутренние и внешние займы

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг - долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

Общегосударственный долг - более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Внутренние и внешние займы. Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:

1) размещением долговых ценных бумаг;

2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Порядок выпуска и размещения первых регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. (№136-ФЗ), в соответствии с которым федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.

Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.

Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта Федерации должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.

С середины 90-х годов заемная деятельность центрального Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального банка РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги. В результате все более значительные средства федерального бюджета направляются на покрытие расходов по обслуживанию долга. За 1997 г. эти расходы значительно выросли, составив 28% всех расходов федерального бюджета против 16% в 1996 г. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самопорождающимся процессом.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.

Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт

8.4. государственный долг. внутренние и внешние займы

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг - долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

Общегосударственный долг - более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Внутренние и внешние займы. Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:

1) размещением долговых ценных бумаг;

2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Порядок выпуска и размещения первых регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. (№136-ФЗ), в соответствии с которым федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.

Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.

Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта Федерации должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.

С середины 90-х годов заемная деятельность центрального Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального банка РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги. В результате все более значительные средства федерального бюджета направляются на покрытие расходов по обслуживанию долга. За 1997 г. эти расходы значительно выросли, составив 28\% всех расходов федерального бюджета против 16\% в 1996 г. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самопорождающимся процессом.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.

Сегодня можно много слышать в СМИ о том, что Россия выступает довольно часто в качестве кредитора для других стран. Такая практика кредитных отношений вовсе не является редкой – страны довольно часто берут друг у друга денежные средства в долг для покрытия расходной статьи в своем бюджете.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно таким образом появилось понятие государственного займа. При этом важно помнить, что внутренние государственные займы также могут встречаться в современном мире. Рассмотрим их более подробно.

Что это

Государственным займом называется форма привлечения денег на оговоренный срок в госбюджет. Среди остальных видов кредитов особое место занимают ссуды, в которых одной из сторон кредитных взаимоотношений выступает государство.

В большинстве случаев государству отводится статус должника, который при помощи займов привлекает новые инвестиции для полного исполнения собственных функций.

Заимодавцем в такой ситуации могут выступать физлица и юрлица, а также инвесторы из посторонних стран и сами иностранные государства. Довольно редко государство может выступить в качестве поручителя, если другие получатели займов просят об этом, или в статусе кредитора.

Нюансы:

  • Государственный займ можно считать элементом общей финансовой системы. На сегодняшний день очень сложно найти государство, которое не нужны дополнительные инвестиции;
  • Если недостаточно поступлений от налоговых сборов и остальных доходов для обеспечения расходной части госбюджета, то, чтобы покрыть его дефицит, необходимо привлечь деньги на условиях их возвращения.

Данный способ кредитования может использоваться для того чтобы покрыть дефицит бюджета вместе с эмиссией, и это кредитование можно считать одним из главных на сегодняшний день.

После того, как срок кредита заканчивается, государство обязано выплатить средства согласно кредитному договору вместе с процентами. Общий объем задолженностей и процентов, которые не являются выплаченными, формирует общий государственный долг.

Если сравнивать такой займ с банковской или коммерческой ссудой, которая предоставляется для обеспечения потребностей хозяйственного субъекта государственного кредита, то можно найти следующие отличия:

  1. В большинстве случаев он выделяется для того, чтобы покрыть дефицит;
  2. В качестве материального обеспечения может выступить имущество, которое принадлежит стране и занимается формированием ее казны. Соответственно, данный вид кредитования является более надежным для кредитора;
  3. Целевой характер данного займа является менее строгим, нежели у коммерческого продукта;
  4. Источником оплаты задолженности являются прочие кредиты и налоги, а не те средства, которые были получены в результате осуществления хозяйственной деятельности;
  5. Данные типы кредитов могут привести к уменьшению денег, которые находятся в обращении.

Виды

Подобные кредиты имеют несколько видов, соответственно, их классификация имеет зависимость от некоторых особенностей.

По месту эмиссии можно различать:

  1. Внешние кредиты. В данном случае займодавцами являются разные государства;
  2. Муниципальные ссуды. В качестве должника выступают субъекты РФ. Подобные займы могут быть оформлены в разной валюте, и в качестве кредитора может выступать любой субъект;
  3. Внутренние кредиты. Характеризуются исполнением и расчетом исключительно в национальной валюте.

Имеется также и следующие формы осуществления — по сроку исполнения обязательств:

  1. Среднесрочные;
  2. Долгосрочные;
  3. Краткосрочные.

Также, подобные кредиты могут быть:

  1. Безоблигационными;
  2. Беспроигрышными. Здесь могут выиграть все облигации в течении срока исполнения обязательств;
  3. С процентами;
  4. Без процентов;
  5. Гарантийный;
  6. Межправительственный;
  7. «Стриженый» — при подобном типе сумма займа меньше суммы обеспечения по договору.

Ценные бумаги и внутренние государственные займы

Данные документы обычно представляются в следующих форматах:

  1. Для внутреннего использования;
  2. Облигации государственного сберзайма;
  3. Государственные обязательства краткосрочного характера;
  4. Облигации федерального назначения;
  5. Государственные обязательства, предусматривающие долгий срок сотрудничества;
  6. Бескупонные облигации Центробанка;
  7. Для внутреннего госвалютного займа;
  8. Еврооблигации;
  9. Внешние.

Что касается условия выпуска еврооблигаций, их можно увидеть в следующей таблице:

Видео: Комментарии специалиста

Векселя и облигации

Обычно облигациями называются обязательства по погашению задолженности со структурированными условиями и процентами, которые начисляются за использование кредита. Облигации бывают двух типов – целевыми и обезличенными. Целевые облигации предназначены для вложения в определенный проект, а обезличенные необходимы для того, чтобы покрыть бюджетный дефицит.

В любое время держатели облигаций могут осуществить возврат своих средств, посредством перепродажи кредитных обязательств посторонним лицам.

Вексель является по определению казначейским обязательством. Иными словами, это обязательства, которые могут покрыть дефицит муниципального или госбюджета посредством начисления процентов на доход. Обычно векселя имеют годовой срок действия и довольно редко можно увидеть вексель, срок действия которого составляет 5 лет.

Эмиссия

Госкредиты могут классифицироваться по эмиссии на местные и государственные. Для типов кредитов, где должником выступает государство, данный процесс проводится центральным управлением, и все деньги согласно обязательствам должны использоваться в госбюджете. При частых заимствованиях эмиссия проводится местными организациями, соответственно, деньги поступают в бюджет субъекта РФ.

Эмиссия подобных кредитов проводится в следующих формах:

  1. Безналичная;
  2. Наличная.

Согласно правилам выплаты задолженности выпуск может характеризоваться правом выплаты до наступления срока, или же вовсе без него.

По способу эмиссии госзаймы подразделяются на:

  1. По подписке;
  2. Принудительного порядка;
  3. Добровольные.

Рыночные и нерыночные

Рассматриваемый тип кредитования может являться нерыночным или рыночным, и это зависит от свободы обращения. Использование рыночных займов подразумевает то, что ценные бумаги могут быть перепроданы после того, как попадут в обращение. В тех странах, где промышленность является прекрасно развитой, доля их составляет порядка 70% от суммы государственной задолженности.

Нерыночные госзаймы оформляются в фондовые инструменты, непопадающие на рынок ЦБ во второй раз.

Инвестор в такой ситуации сможет продать их тем, у кого купил, то есть, государству. Данный тип ценных бумаг не является ценным на фондовых рынках. Данные типы выпускаются эмитентом для того, чтобы привлечь мелких кредиторов среди российского населения.

Беззалоговые и залоговые

Госкредит может быть оформлен на условиях залогового обеспечения или же без него. В роли подобного обеспечения способен выступать госдоход, либо же некоторая часть имущества. Подобная форма кредитования является стандартным способом кредитования, который был принят в нынешней системе финансирования.

Беззалоговые займы не характеризуются предоставлением залогового имущества, и они могут быть выданы государством, которое обладает высоким авторитетом, который гарантирует своевременные выплаты согласно взятым обязательствам.

Выплаты

В нынешнее время выплаты могут иметь следующие формы:

  1. Дисконтные;
  2. Беспроигрышные;
  3. Процентные;
  4. Выигрышные;
  5. Беспроцентные.

При этом доход согласно кредитам может характеризоваться наличием смешанного характера – иными словами, он может быть процентно-выигрышным, или, к примеру, процентно-дисконтным и пр. Ставка может иметь статус плавающей при подсчете процентов, также может являться фиксированной. Она имеет свойство меняться в зависимости от ситуации на рынке финансирования.

Управление госдолгом

Это комплекс мер, которые предпринимаются государством и ЦБ РФ, который направляется для погашения задолженности.

К данным мероприятиям стоит относить:

  1. Отчисления кредиторам;
  2. Выплаты по займу любого типа;
  3. Изменение условий кредитования на более привлекательные;
  4. Выпуск новых кредитов;
  5. Предоставление гарантий.

В качестве такой меры рефинансирование может рассматриваться только тогда, когда целевых средств не хватает. Для того, чтобы у результата от проводимых мероприятий имелся эффект, решения должны приниматься взвешенно, также они должны структурироваться.

Заемные средства привлекаются не только частными лицами, предприятиями, но и органами государственной власти. Форма кредитования, при которой государство выступает заемщиком или поручителем, называется государственным займом.

В качестве кредиторов могут выступать физические, юридические лица или другие страны. Сумма долга по таким займам входит в общий государственный долг.

Функции государственных займов

Государственные займы позволяют более эффективно перераспределять средства между отраслями экономики. Такие заимствования сегодня играют важную роль, так как позволяют обеспечить реализацию крупных проектов, а также служат одним из источников наполнения бюджета.

Среди основных функций государственных займов можно выделить:

  • погашение дефицита бюджета, не связанного с инфляционными процессами;
  • мобилизация временно свободных средств для эффективного их использования и удовлетворения потребностей страны;
  • регулирование экономики и денежно-кредитной системы.
Также можно выделить и контрольную функцию государственных кредитов, так как в процессе реализации кредитных программ возникает необходимость в контроле распределения средств и целевого их использования.

Какие бывают государственные займы

Государственные займы классифицируются по разным признакам, среди них можно выделить основные.

В зависимости от заемщика

  • центробанка;
  • правительства;
  • местных органов исполнительной власти.

По рынкам привлечения заемного капитала

  • внешние — привлечены за пределами страны;
  • внутренние — привлечены внутри страны.

По форме предоставления займов

  • эмиссия ценных долговых бумаг;
  • заключение кредитного договора.
Выпуск государственных ценных бумаг — одна из наиболее распространенных форм. В зависимости от того, на какой период выпускаются эти бумаги, они делятся на кратко-, средне- и долгосрочные. По краткосрочным период обращения не превышает года, по среднесрочным — от 1 до 5 лет. Долгосрочные эмиссионные ценные бумаги выпускаются на срок более 5 лет.

Условия привлечения средств государством

У государства имеется большое количество возможностей для привлечения заемных средств. Оно создает максимально комфортные условия для инвесторов и предоставляет твердые гарантии. Поэтому кредитование государства привлекательно для многих кредиторов. И хотя такая форма кредитования не приносит высокий доход, риск потерять свой капитал практически нулевой.

Государство может брать деньги в долг для удовлетворения собственных нужд или привлекать инвесторов для кредитования серьезных проектов. При этом оно может выступать не только заемщиком, но и поручителем.

Если с одной стороны государственные кредиты способны принести немало пользы, с другой — они требуют особенного контроля. Это касается каждого этапа, начиная от привлечения средств и заканчивая погашением задолженности.

При привлечении государственных займов руководствуются двумя принципами:

  • стоимость заемных средств должна быть минимальной;
  • государственные долговые бумаги одни из самых стабильных.
Дополнительно для проведения сделки по выдаче государственного займа должно быть соблюдены следующие условия:
  • кредиторы доверяют государству;
  • наличие достаточной суммы свободных средств у кредиторов;
  • заинтересованность инвестора в кредитовании государства;
  • возможность погасить кредит своевременно и в полном объеме;
  • гарантии для инвестора.
На практике основными условиями являются наличие свободных средств и заинтересованность в проекте. Кредиторы доверяют государству больше, чем другим заемщикам. Кроме того, государство дает весомые гарантии, что позволяет минимизировать риск.

Погашаются государственные займы за счет поступлений в бюджет, сокращения расходов, получения дохода от инвестирования и других видов деятельности. Управление государственным долгом является одной из важнейших задач Центробанка и государственных органов. Оно включает в себя выбор инструментов для погашения долга, поиск дополнительных ресурсов или источников дохода для снижения уровня государственного долга.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг - долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

Общегосударственный долг - более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Внутренние и внешние займы. Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:

1) размещением долговых ценных бумаг;

2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Порядок выпуска и размещения первых регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. (№136-ФЗ), в соответствии с которым федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.

Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.

Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта Федерации должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.

С середины 90-х годов заемная деятельность центрального Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального банка РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги. В результате все более значительные средства федерального бюджета направляются на покрытие расходов по обслуживанию долга. За 1997 г. эти расходы значительно выросли, составив 28% всех расходов федерального бюджета против 16% в 1996 г. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самопорождающимся процессом.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.