Строительный портал - NikolskyAdm

Строительство и управление пирамидой. Древнее царство (Древний Египет) Древнее царство пирамиды


Глава 8. Как построить пирамиду

Обсуждение этого вопроса начнем с того, что пирамида Хуфу (Хеопса), одно из величайших архитектурных чудес света, состоит примерно из 2,3 миллиона каменных блоков, каждый из которых весит в среднем 2,5 тонны, что в целом составляет 6 миллионов тонн перемещенного камня. Площадка для пирамиды была выровнена с математической точностью в пределах нескольких сантиметров. Стороны пирамиды ориентированы по сторонам света (север, юг, восток и запад) с погрешностью десять сантиметров. Ошибку эту удалось обнаружить лишь с помощью современных сверхточных компасов. Египтяне смогли добиться такой точности…

Так как же построить пирамиду?

Простым этот вопрос кажется лишь на первый взгляд. Потому, чем больше мы пытаемся понять способы строительства, тем больше вопросов возникает. Бывало, даже специалисты – те, что еще пять минут назад растолковывали, что «не надо городить огород на ровном месте», смущенно замолкали и разводили руками: «До этого наука еще не дошла…» Странно, не правда ли? Науке точно известно, как построены пирамиды, вот только как это можно повторить – до этого наука еще не дошла. Однако уже в наши дни подобная попытка была сделана.

Новейшая пирамида

Американский телеканал «Нова» предложил профессору Марку Ленеру, египтологу из Чикагского университета, и каменщику Роджеру Хопкинсу построить на плато Гиза маленькую пирамиду, не используя при этом современных технологий.

Была набрана команда добровольцев, и для начала Ленер и Хопкинс потратили три недели на добычу каменных блоков. Бюджет был ограничен, также ощущалась нехватка рабочей силы, и потому они позволили себе воспользоваться железными инструментами вместо медных, какие использовали египтяне. Через некоторое время профессор сумел построить пирамиду, сориентировав ее по сторонам света с помощью солнца. На этом вроде бы можно было признать, что тайна строительства пирамид разгадана, и современные ученые смогли древними способами воссоздать подобное строение.

Но дьявол, как говорят, таится в деталях. Во-первых, пирамида американцев была гораздо меньше, чем даже пирамиды-спутницы. И лишь поэтому, да и то с весьма большим трудом, удалось уложить на ее вершине последний камень. Что делал бы профессор при большей высоте пирамиды – непонятно. Сам он утверждал, что дело – лишь в количестве людей, тянущих за веревки, но тогда для строительства Великой пирамиды необходимо было бы привлечь практически все население тогдашнего Египта. А оставшиеся должны были бы обеспечивать их пищей и питьем. Понятно, что при таких условиях хозяйство страны вряд ли смогло бы функционировать. Тем более что, по оценке ученых, пирамиды строились не один год.

Примерно так же обстоит дело с ориентированием пирамиды по сторонам света. То, что кажется «семечками» современному профессору, за спиной которого стоят тысячелетия развития науки, вряд ли могло быть хорошо известно представителям цивилизации, только что вышедшей из первобытно-общинного строя (по историческим, а не по временным меркам, естественно). К сожалению, профессор Ленер так и не пояснил, каким образом древние египтяне сумели сориентировать пирамиду на Сириус, также без освещения осталось еще множество вопросов.

Но в них, собственно, и заключается загадка! Все это больше напоминает не научный эксперимент, а игру ребенка, который построил из кубиков автомобиль и стал утверждать, что он – совсем как настоящий. А будь побольше времени, так этот автомобиль из кубиков еще бы и ездил! Впрочем, мы, кажется, слишком многого хотим от телевидения. У него совершенно другие задачи – развлекать, а не двигать науку. Странно, что некоторые до сих пор воспринимают эту телепередачу как некий комплекс научных доказательств…

Итак, все, что знаем мы о Древнем Египте, позволяет нам пока лишь констатировать, что пирамиды и удивительное умение их строителей возникли буквально из ничего. Возвращаясь к аналогии с автомобилем, скажем, что это все равно как если бы после телеги с запряженной парой гнедых сразу был бы создан болид «Формулы1». Мы не поверили бы в такой «рывок человеческой мысли»? Так почему же мы верим в создание пирамид цивилизацией без всякого строительного опыта?

Впрочем, верят далеко не все, и эти исследователи смогли обнаружить весьма любопытные факты. Нельзя, безусловно, говорить, что альтернативные версии постройки пирамид абсолютно достоверны, но, тем не менее, чтобы их опровергнуть, их необходимо сначала изучить. И к тому же признать, что они во многом, даже весьма во многом логичны…

След атлантов?

Древнеегипетский город Саис упоминается начиная с 3000 года до н. э., и уже тогда он был не таким уж новым населенным пунктом. Ученые до сих пор затрудняются назвать время его основания. В этом городе, собственно, ничего особо примечательного не было, и лишь в VII веке до н. э. он ненадолго стал столицей XXVI династии. Но находилась в этом городе некая жемчужина, которая притягивала любопытных со всего тогдашнего мира.

В одном из храмов Саиса, на огромных каменных колоннах были высечены иероглифы, рассказывавшие историю затерянной земли. Жрецы, по словам Платона, рассказывали: «Девять тысяч лет назад еще существовал остров, лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геркулесовыми столпами. Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию вместе взятые… На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении». Предположительно, столица Тиррении находилась в районе современного города Гренобль (юго-восток Франции).

То есть по своим размерам Атлантида была близка нынешней Испании.

Самое подробное описание Атлантиды оставил Платон в двух своих диалогах – «Тимее» (кратко) и «Критии» (где повествуется более развернуто). Наш соотечественник, поэт и писатель Валерий Брюсов говорил: «Если допустить, что описание Платона – вымысел, надо будет признать за Платоном сверхчеловеческий гений, который сумел предугадать развитие науки на тысячелетия вперед… Надо ли говорить, что при всем нашем уважении к гениальности великого греческого философа такая прозорливость нам кажется невозможной, и мы считаем более простым и более правдоподобным другое объяснение: в распоряжении Платона были материалы, шедшие от глубокой древности».

Друг Платона Критий в «Тимее» излагает рассказ о войне Афин с Атлантидой, якобы со слов своего деда Крития-старшего, который, в свою очередь, пересказал ему рассказ Солона, услышанный от жрецов в Египте. Общий смысл рассказа таков: некогда, 9 тысяч лет назад, Афины были наиболее славным, могущественным и добродетельным государством. Главным их соперником была упомянутая Атлантида, и все ее силы были брошены на порабощение Афин. Афиняне встали на защиту своей свободы и сумели отразить нашествие, сокрушили атлантов и освободили порабощенные ими народы. Вскоре последовала грандиозная природная катастрофа, в результате которой за одни сутки погибло все войско афинян, а Атлантида погрузилась на дно морское.

Диалог «Критий», с теми же участниками, служит непосредственным продолжением «Тимея» и целиком посвящен рассказу Крития о древних Афинах и Атлантиде.

Центром Атлантиды, по легенде, являлся холм, расположенный в 50 стадиях (8–9 км) от моря. Для защиты Посейдон обнес его двумя земляными кольцами и тремя водными кольцами, а атланты перекинули через эти кольца мосты и прорыли дополнительные каналы, так что корабли могли подплывать к самому городу или, точнее, к центральному острову, имевшему 5 стадиев (несколько менее километра) в диаметре. На острове возвышались храмы, выложенные серебром и золотом и окруженные золотыми статуями, и роскошный царский дворец. Также здесь были корабельные верфи. «Остров, на котором стоял дворец… а также земляные кольца и мост шириной в плетр (30 м) цари обвели круговыми каменными стенами и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота. Камень белого, черного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где с двух сторон оставались углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьем из олова, а стену самого акрополя – орихалком, испускавшим огнистое блистание».

Посейдону в его храме приносили в жертву быков. Храм окружала священная роща, в которой вольно паслись дикие быки, и, по заведенной традиции, каждые пять или шесть лет царь и его родственники, удельные правители, собирались здесь, чтобы возобновить свой договор с Посейдоном.

Сначала они должны были поймать быка, оружие из железа использовать запрещалось, и они пользовались деревянными палками и веревочными петлями. Затем быка вели к металлической колонне, которая стояла внутри храма и на которой были запечатлены древнейшие сказания и законы страны. Быка затем приносили в жертву, его кровь стекала по надписям, и правители клялись в том, что останутся верными своему закону, и, дабы скрепить свой договор, все отпивали из чаши, в которой эта кровь была смешана с вином. По окончании обряда правители держали совет и принимали решения.

До тех пор, пока в атлантах сохранялась божественная природа, они пренебрегали богатством, ставя превыше его добродетель; но когда божественная природа выродилась, смешавшись с человеческой, они погрязли в роскоши, алчности и гордыне. Зевс, возмущенный этим, задумал погубить атлантов и созвал совет богов…

Дальнейшее нам неизвестно. Во всяком случае, дошедший до нас текст обрывается.

Говорят об Атлантиде и другие античные авторы: Геродот, Диодор Сицилийский и Плиний Старший. В V веке н. э. неоплатоник Прокл рассказал в своих комментариях к «Тимею» о последователе Платона Кранторе, который около 260 года до н. э. специально посетил Египет с целью узнать об Атлантиде и якобы видел в храме богини Нейт в Саисе колонны с надписями, рассказывающими историю этой загадочной страны.

Кроме того, Прокл пишет: «То, что остров такого характера и размеров некогда существовал, явствует из рассказов некоторых писателей, которые исследовали окрестности Внешнего моря. Ибо, по их словам, в том море в их время было семь островов, посвященных Персефоне, и также три других острова огромных размеров, один из которых был посвящен Плутону, другой Амону, а затем Посейдону, размеры которого составляли тысячу стадиев (180 км); и жители их, – добавляет он, – сохранили предания, идущие от их предков, о неизмеримо большем острове Атлантиде, которая действительно существовала там и которая в течение многих поколений правила всеми островами и точно так же была посвящена Посейдону. Ныне Марцелл описал это в „Эфиопике“». Марцелл в других источниках не упоминается, и, по всей видимости, его «Эфиопика» – попросту роман.

Собственно, со всей этой историей есть три проблемы. Во-первых, изначально ее сообщает Платон, у которого в «Диалогах» весьма много различных философских мифов. Он, в отличие от Аристотеля, и тем более историков, вообще никогда не ставил своей целью сообщение читателю каких-то реальных фактов, его интересовали только идеи, иллюстрируемые философскими аллегориями.

Но если история все же правдива, то возникает вопрос: почему она не была широко известна в Древнем Египте и, значит, запечатлена на других памятниках? Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что большая часть египетских памятников утрачена, а многие знания были тайными, и жрецы скрывали их от непосвященных.

С другой стороны, получается, что на рубеже X–IX тысячелетий до н. э. существовала некая цивилизация, которая использовала металлические орудия, суда, знала обработку камня и обладала сельскохозяйственной культурой. Но это характерно для бронзового века, отсчитывающегося примерно с конца IV тысячелетия до н. э.

Наконец, если огромный остров был в течение менее чем двух суток уничтожен Атлантическим океаном – должна была иметь место глобальная катастрофа. Но упоминаний о ней больше нигде нет…

Однако, за исключением металлической посуды, в уровне цивилизации загадочного острова ничего необычного нет. Всего лишь немного позже сложная торговая культура существовала в Чатал-Хююке в Анатолии. Каменные городские стены и башни были в Иерихоне, возможно, уже около 7000 года до н. э. А обработка металла началась, возможно, всего на две тысячи лет позднее.

Так что ничего особенно уж фантастичного в существовании подобной культуры около 9000 года до н. э. нет. Многие исследователи считают, что Атлантида, как она описана у Платона, представляла собой цивилизацию позднего бронзового века.

Не углубляясь чрезмерно в даты, попробуем выяснить, были ли какие-нибудь, потом исчезнувшие, крупные центры культуры бронзового века?

Оказывается, были. И даже два.

Тайна пирамид

Интерес к Атлантиде внезапно оживился в начале 90-х годов минувшего века. И, как и во времена Платона, разговор начался с Египта. Ряд уважаемых египтологов – Джон Энтони Уэст, Роберт Бовал (Бьювэл), Эдриан Гилберт (Джилберт), Грэм Хэнкок и Колин Уилсон признали существование исчезнувшего острова. Бунтари против официальной науки доказывали, что Атлантида являлась центром гигантской морской империи, где отправлялись таинственные религиозные обряды и наука продвинулась весьма далеко.

Как и некоторые исследователи до них, они считали, что остров находился в Малой Антарктике. В то время Антарктида имела климат, сходный с нынешней Канадой, и там практически не было ледников. Но когда поменялось положение магнитных полюсов, цивилизация атлантов была разрушена, а следы их культуры оказались скрыты под слоем льда и снега. Произошло это примерно за 16 тысячелетий до н. э.

Во время позднейших этапов катастрофы, около XIV тысячелетия до н. э., спасшиеся атланты расселились по миру. Одна из групп, в которой были посвященные высокого ранга, знавшие секреты технологий, религии и науки атлантов и называвшие себя «последователи Гора», обосновалась в Египте и создала культовый центр на плато Гизы. Тот самый, со Сфинксом и пирамидами.

Последователи Гора, опасаясь новых катаклизмов, с целью сохранения своего учения на все времена, осуществили план долговременного строительства. Ими был разработан метод передачи знаний в геометрии строений, которым следовало быть настолько мощными, чтобы пережить любые неприятности, которые может доставить природа, и если посвященные погибнут, то позднейшие поколения смогли бы, расшифровав заложенные в геометрию этих сооружений константы, воспринять их знания.

Посвященные воздвигли Сфинкса и разработали основной план Гизы. Далее они либо сами построили на плато первые сооружения, либо передали записи проекта последующим поколениям. Восемь тысяч лет спустя, около 2500 года до н. э., в соответствии с этим древним планом и были построены пирамиды.

Секреты атлантов хранились последователями Гора, жрецами-астрономами, чья тайная власть была настолько велика, что даже спустя 8 тысяч лет фараоны не посмели их ослушаться и изменить план культового комплекса в Гизе.

Хэнкок и Бовал писали: «Мы полагаем, что факты свидетельствуют о непрерывной передаче высочайших научных и инженерных знаний на протяжении всего этого огромного промежутка времени, а значит, о непрерывном присутствии в Египте, со времен палеолита до Династического периода, группы высокоразвитых и просветленных людей… они обладали знанием божественного происхождения».

В комплексе Гизы до сих пор обнаруживают новые элементы. Совсем недавно, во время землекопных работ по проведению канализации для близлежащих предместий Каира, был обнаружен долинный храм Хуфу. Версия о времени происхождения этого комплекса, воспевающего смерть, давно уже укрепилась, и усомниться в ее достоверности заставила атрибуция возраста Сфинкса. Если предположить, что какая-либо часть этого комплекса относится к Додинастическому периоду, то есть появилась до того, как около 3100 года до н. э. зародилась египетская монархия, – египтологам пришлось бы признать существование некой гораздо более древней, но технически развитой египетской культуры!

Заметим, кстати, что Сфинкс, в отличие от пирамид, не построен, а вырублен из целой скалы песчаника. Большая часть каменной основы, на которой располагается Сфинкс, а возможно, и вся она, была покрыта в древности облицовочными камнями. Принято было считать, что облицовку добавили к грубо обработанному телу Сфинкса, чтобы придать ему окончательную форму. Но в 1979–1980 годах, во время тщательного обследования Сфинкса, уже знакомый нам Марк Ленер писал: «Мы нигде не заметили каких-либо рабочих следов на внутреннем теле (под облицовкой. – Авт .) – ни в виде следов от инструментов, ни в виде шероховатых поверхностей, которые бы остались, по-видимому, в результате грубого процесса добычи». Кроме того, он пришел к выводу, что сильная эрозия, которая видна на теле Сфинкса, на момент его облицовки уже была. Потому он отнес облицовку к 1500 году до н. э., дав эрозии для работы тысячу лет.

В 1992 году Захи Хавасс, директор комплекса Гизы, сообщил, что анализ правой задней ноги Сфинкса доказал: самый ранний уровень кладки вокруг тела датируется временем Древнего царства, то есть периодом с 2700 по 2160 год до н. э. Пирамиды были сооружены как раз в середине этого периода. То есть получается, что на глубокую эрозию ушло всего 340 лет, а такое вряд ли возможно.

В 1400 году до н. э. фараон Тутмос IV приказал убрать от Сфинкса весь песок, и, чтобы увековечить это событие, между лап Сфинкса был помещен камень с надписью. Он до сих пор существует, только большая часть текста уже стерлась. Камень был обнаружен в 1818 году. Тогда решили, что в 13-й строке этого текста, весьма плохо сохранившейся, упоминается имя Хеопса, исходя из этого и была сделана расшифровка надписи.

Сегодня у ряда египтологов есть сомнения в том, что текст был прочитан правильно. Некоторые считают, что Хеопс там упоминается не как строитель, а как человек, лишь восстановивший Сфинкса. Сомнения эти появились чуть более ста лет назад. В 1904 году директор Британского музея сэр Уоллис Бадж, один из главных авторитетов египтологии, писал, что Сфинкс «существовал во времена (Хеопса)… и, весьма вероятно, был очень древен даже в тот ранний период». Уже через год, в 1905 году, чикагский египтолог профессор Дж. Брестид отметил, что вокруг слога, принятого за часть имени Хеопса, нет и не было следов картуша (продолговатой рамки), который должен был обязательно выделять царское имя. Все без исключения царские имена в Династическом Египте писались в картуше. По одной из версий, этот слог без картуша означает вовсе не сокращение имени фараона, а всего лишь слово «восходит».

Однако сторонники традиционных взглядов не хотели сдаваться (они не сдались и до сих пор) и выдвинули контраргументы. Дело в том, что в долинном храме рядом со Сфинксом были обнаружены статуи Хуфу, и одна из них изображала его именно в виде Сфинкса. Также утверждали, что лицо Сфинкса сходно с лицом Хуфу на этих статуях. Это, впрочем, был весьма слабый аргумент. В лице Сфинкса, даже после длительной эрозии, видны негроидные черты, которых у Хуфу не наблюдается. Впрочем, этот спор разрешить было довольно легко. Приглашенные в 1992 году судмедэксперты, сопоставлявшие при помощи компьютера лицо Сфинкса с подписанными статуями Хуфу, пришли к выводу, что они не могут изображать одного и того же человека.

Профессор Селим Хассан, долгие годы проводивший раскопки на плато Гизы и являющийся признанным экспертом по Сфинксу, признает, что, «по общему мнению древних, Сфинкс имеет больший возраст, чем пирамиды». И указывает на то, что «за исключением поврежденной строки на гранитной стеле Тутмоса IV, которая ничего не доказывает, нет ни одной древней надписи, которая бы связывала Сфинкса с Хеопсом».

Версию гораздо более древнего происхождения Сфинкса доказывает и характер следов эрозии. В 1978 году Джон Энтони Уэст отметил, что следы эрозии на Сфинксе идут сверху вниз, указывая скорее на обильные дожди, нежели на песчаные бури. А так как в Египте столь обильных дождей не было с конца последнего ледникового периода, то есть уже 12 тысяч лет, то датировка Сфинкса напрашивается сама собой.

В 1991 году группа американских специалистов провела детальное исследование эрозии Сфинкса. Основным специалистом в этой команде был профессор Роберт Шох из Бостонского университета – геолог, специалист в области выветривания мягких горных пород.

Египтологи считают, что на момент начала работ над песком выступала только часть скалы, из которой был вырублен Сфинкс, и первой была сделана его голова. Затем, в более мягкой породе, был вырублен котлован, а потом вырубили и остальную часть скульптуры. Сфинкс впоследствии неоднократно заносился песком, так что на поверхности оставалась лишь его голова, и потом снова расчищался.

Шох отметил, что, хотя Сфинкс и внутренние стены его котлована вырублены из одной и той же скальной породы и в одно время, как и несколько соседних гробниц, уровень эрозии у Сфинкса и гробниц весьма разный.

Если на Сфинксе и в котловане эти следы очень глубокие и древние, то гробницы прекрасно сохранились. Эрозия Сфинкса, по словам профессора, является «классическим, описанным в учебниках примером того, что происходит с известняковым образованием, когда оно в течение тысяч лет подвергается воздействию дождя… Это явно дождь вызвал эти эрозионные следы… Он выявлял слабые места в скальной породе и размывал их до этих выбоин – для меня как для геолога явное свидетельство того, что эта эрозионная картина стала результатом дождевых осадков».

Шох делает выводы: «Нынешние данные, взятые в целом, говорят мне как геологу о том, что Великий Сфинкс Гизы значительно старше, чем его традиционная датировка примерно 2500 годом до н. э. Более того, мои нынешние подсчеты, основанные на имеющихся у меня под рукой данных, показывают, что истоки гигантской скульптуры могут восходить, по крайней мере, к 7000–5000 годам до н. э., а возможно, даже к более ранним временам».

Шох выступил со своим докладом на проходившем в 1992 году в Сан-Диего ежегодном собрании Американского геологического общества, и у профессионалов-геологов его выводы возражений не вызвали. Зато египтологи были ими весьма возмущены. Шох прокомментировал это так: «Мне говорят вновь и вновь, что народы Египта… не имели ни технологии, ни социальной организации, необходимых для того, чтобы вырубить ядро туловища Сфинкса в Додинастические времена… Как я понимаю, это не моя проблема как геолога… в действительности это задача египтологов… выяснить, кто его высек. Если мои данные вступают в противоречие с их теорией о развитии цивилизации, то, может быть, им уже пора сделать переоценку этой теории?»

О Додинастическом периоде Египта известно, действительно, очень мало. Однако те отрывочные данные, что до нас дошли, весьма интересны.

Крупнейший центр Додинастического Египта располагался напротив Гизы, по другую сторону Нила – в Маади. Раскопки здесь выявили три характерные особенности города: очень большую роль здесь играла торговля, жило множество иноземцев, и это самое раннее место в Египте, где обрабатывался металл. Можно сделать выводы и о социальной организации в Маади: здесь найдены общественные хранилища товаров. Также в городе, судя по нескольким находкам, уже было каменное строительство. Так что жители Маади вполне могли вырубить из скалы такую скульптуру. Официальная египтология это отрицает, ссылаясь на то, что в Гизе не найдено никаких остатков культуры Маади. Но это не так.

В 1907 году у подножия Великой пирамиды были найдены четыре глиняных сосуда, которые приписали Четвертой династии. В то время о Маади ничего известно не было, его открыли только в 1930-х годах. Археолог Водил Мортенсен, изучив в 1980-х годах сосуды, атрибутировал их как принадлежащие культуре Маади. Поскольку целые горшки не выбрасывались, то закономерно считать, что они были принесены в Гизу с какой-то целью, скорее всего – для захоронения. Получается, что жители Маади использовали Гизу уже за много сотен лет до появления там Хуфу.

Древняя обсерватория?

Давно известно, что стены пирамид ориентированы строго по сторонам света, причем с очень высокой точностью – отклонение составляет менее 0,06 процента. Достигнуто это было без использования компаса – древние строители ориентировались только по звездам. И в расположении всех построек комплекса Гизы также можно увидеть аналогию карты звездного неба. Но с весьма странными искажениями.

Три пирамиды имеют вход с северной стороны, а тоннели и галереи внутри них идут в южном направлении. Но, однако, по отношению друг к другу пирамиды расположены не на параллели север-юг или, как можно было бы предположить по аналогии, запад-восток, а составляют причудливую линию с поворотом, идущую с юга на запад. Центральные точки первых двух пирамид весьма точно соотнесены между собой, но третья пирамида, самая маленькая, нарушает построение: она сдвинута на восток.

Роберт Бовал, опытный инженер-строитель, попытался понять, почему столь точные в остальном египтяне нарушили гармонию здесь. Сначала он исследовал плато с инженерной точки зрения, но понял, что рельеф не мог помешать разместить пирамиды ровно. Тогда он решил изучить Тексты пирамид. Они, как мы помним, хоть и находятся в усыпальницах фараонов конца Пятой – начала Шестой династии, но отражают, без сомнения, весьма ранние реалии.

Из текстов Бовал узнал, что, как считалось, после смерти фараон отправляется к звездам и становится богом Осирисом. А небесной формой Осириса было созвездие, именовавшееся Саху, ныне известное как Орион. К тому же Бовал заметил, что так называемые воздушные шахты, ведущие из усыпальниц фараона и его жены в Великой пирамиде, соотнесены с определенными звездами. Шахта усыпальницы царя соответствовала нижней звезде из пояса Ориона.

После недолгого исследования выяснилось, что относительно Млечного Пути звезды, входящие в пояс Ориона, образовывают линию, идущую с юга на запад, идентичную линии расположения трех пирамид Гизы по отношению к Нилу.

Затем, проанализировав расположение воздушных шахт, Бовал определил, что около 2450 года до н. э., когда примерно и была построена Великая пирамида, южная шахта, ведущая из усыпальницы царя, указывала на нижнюю звезду в поясе Ориона, а южная шахта Усыпальницы царицы указывала на Сириус. Сириус отождествлялся с Исидой, а Орион – с Осирисом. Осирис и Исида в египетской мифологии были мужем и женой, родившими сына – Гора, первого царя-полубога, правившего Египтом задолго до времен фараонов. При этом Сфинкс устремлял свой взгляд к точке на востоке, где во время весеннего равноденствия восходит солнце.

Далее, в результате астрономических вычислений, Бовал выдвинул предположение о дате, когда в момент весеннего равноденствия Сириус и Орион находились в тех местах, на которые направлены шахты. Выяснилось, что это могло быть в 10 500 году до нашей эры, то есть именно в то время, когда, согласно древнеегипетским текстам, Осирис дал Египту царя…

Вывод, конечно, впечатляет. Но к этой версии также есть много претензий, и окончательной ее вряд ли можно назвать.

Пирамиды продолжают хранить свои тайны. В качестве еще одного штриха, вернее, всвязи с еще одной загадкой, можно добавить, что английский Стоунхендж, гигантская каменная постройка, с датировкой которой также имеются некоторые проблемы, ориентирована, как и пирамиды, на Орион. Как соотнести это с пирамидами?

Есть в расположении пирамид Гизы и такая особенность: эти монументальные сооружения с удивительной точностью размещены вдоль 30-й параллели. О чем это говорит? Но и это еще не все.

Арабский историк Масуди еще в X веке утверждал, что Великая пирамида не только является хранилищем познаний древних египтян в астрономии, искусстве и религии, но и содержит в себе «исторические и пророческие предсказания». В 1865 году археолог Роберт Мензиес высказал предположение, что если взять за основу меру длины египтян – царский локоть (52,07 см) – и измерить протяженность внутренних помещений пирамиды Хуфу, то можно хронологически определить даты наиболее важных событий прошлого и будущего. Как тут не вспомнить случай с Наполеоном?

Мензиес сумел найти соотношение внутренних измерений пирамиды с началом войн, а позже его последователи сумели сопоставить цифры, заложенные древними египтянами, с началом Второй мировой войны, бомбардировкой Хиросимы и еще рядом подобных знаковых событий ХХ века. Следующая дата, подсказанная нам из Древнего Египта, – 2012 год. Всего лишь несколько лет остается до разгадки тайны… Но обрадует ли нас отгадка?

Древнее Царство считается продолжением истории раннединастической линии фараонов Древнего Египта. Он начинается с правления IV династии царей. Как полагают они были потомками Хуни, последнего фараона III династии. В Туринском списке, по сути, перечислены все правители первых пяти из них без обозначения сроков правления. Это означает, что его составители причисляли всех их к одной группе.

Период Древнего Царства в Египте

Древнее Царство было ограничено от других значительностью изменений в культурной, политической и религиозных сферах, которые отличают его от первых трех периодов истории.

Самым выдающимся достижением в это переходное время Древнего Египта является строительство ступенчатых пирамид с гладкой совершенной поверхностью . Смена религиозных предпочтений ознаменовала собой начало величайших технических открытий. Первая ступенчатая , построенная в районе Саккара, являлась олицетворением лестницы к звездам. А с другой стороны считалась символом солнца.

Эволюция архитектурных навыков Древнего Царства раннединастического периода была завершена строительством комплекса на плато Гиза . Пирамида Майдум повторяла очертания гробницы Снофру, первого короля IV династии. Ломанная пирамида в Даншур также была построена этим царем согласно истории Древнего Царства. Углы пирамид стали выставляться на уровне 51 градус, что гарантировало устойчивость строения и уменьшало давление от веса каменных блоков.

Пирамиды Древнего Царства

История возникновения традиции возведения пирамид во время Древнего Царства в Египте было нечем иным, как демонстрация их силы и создание за счет этого соответствующего давления на сознание общества.

Строительство пирамид было бы невозможным без условий процветающей экономики и сильной централизации аппарата упрвления, а также умелого управления на местах для организации поставки материалов и пополнения сокровищницы царя за счет налогов и сборов.

Художники и ремесленники оттачивали свое мастерство, производя все более изысканные предметы искусства для членов правящей семьи. Высококачественная отделка гробниц являлась прямой демонстрацией богатства и статуса владельца усыпальницы.

Согласно историческим данным во время правления IV династической линии царей Древнего Египта также были проведены некоторые военные кампании на юге в отношении соседствующей Нубии, где была построена оборонительная крепость в Бухен недалеко от 2-й катаракты (порог Нила). Эта крепость символизировала вторжение египетских войск в . Также она имела коммерческое значение, поскольку на ее территории велась торговля нубийцев и египтян. Древняя Нубия была богата сырьем и особенно золотом и представляла особый интерес для Египта.

Добавление в титул фараона слов «Сын Ра » связан с историей правления Джежефре и указывает на повышение культа Солнца. Более того он подчеркивал статус царя как представителя высших сил на земле.

В течение периода правления V группы царей Древнего Царства в Египте религиозный культ Солнца прочно получил широкое распространение. Для совершения обрядов цари строили солнечные храмы. Это объясняет, почему памятники архитектуры того времени были менее технологичны, чем их предшественников: основное внимание в проектах строительства уделялось храмам и святилищам, чем самому зданию пирамиды.

Похоже власть V династии была не менее централизованой. Гробницы, построенные вблизи усыпальницы царей, имели еще более сложную дорогостоящую отделку. Некоторые зажиточные граждане имели возможность построить склеп не только вблизи некрополя Мемфиса, но и в собственной провинции.

Гробница последнего царя этой династии впервые за историю Древнего Египта была украшена так называемыми Текстами пирамид, которые повествовли о судьбе фараона в загробной жизни среди звезд и высших существ.

Начиная с VI династии Древнего Царства наблюдается постепенный упад экономики и культуры. Хотя военные действия продолжались, на востоке дельты Нила, то есть на территории и Нубии, централизованная власть фараона претерпевала упадок. Возможно, это было вызвано долгим правлением Пепи II, когда власть была сосредоточена в руках центрального органа власти и наместников в провинциях Древнего Египта.

Другим ключевым фактором в снижении роли власти стало убывание разлива Нила. Необходимо было принимать меры для обеспечения плодородия земель. Губернаторы регионов и наместники, которым удалось управлять водной стихией укрепили свои позиции ослабив власть в столице.

Царям не хватило авторитета для предотвращения раскола, который начался во время 1-го переходного периода. Фараоны периодаДревнего Царства Египтаначали терять свою власть, которая переходила к отдельным предводителям.

Периодизация Древнего Царства в Египте:

IV династия Древнего Египта (2575 — 2465 до н.э.)

V династия Древнего Египта (2465 — 2323 до н.э.)

VI династия Древнего Египта (2323 — 2150 до н.э.)

УРОК 12

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА. ЗАГАДКА ПИРАМИД
Искусство Древнего Египта, находясь на службе у фараона, подчинялось культу богов и культу мертвых. Это особенно ярко выражается в архитектуре - ведущем древнеегипетском виде искусства. Архитектуре была подчинена живопись и скульптура, архитекторы часто были родственниками фараонов и высокопоставленными людьми. А практически неограниченные ресурсы дешевого труда позволяли воплотить сложную систему религиозных представлений в грандиозные сооружения: гробницы, пирамиды, храмы, обелиски.

Эти сооружения имели сверхчеловеческий размер. Египетская архитектура отличалась геометризмом форм, строгой симметрией, ритмическим повторением одинаковых образов, огромными размерами, несоизмеримыми с фигурой человека. Своей грандиозностью, тяжестью, пафосом, величием вечности архитектура Древнего Египта оказывала гипнотическое действие, подавляла сознание человека, а «чувство подавленности есть начало благоговения» (К. Маркс).

Основным строительным материалом Древнего Египта был камень. Дерево, как привозной материал, было очень дорогим. Египтяне были мастерами добычи и обработки камня разных пород. Блоки подгонялись друг к другу идеально, без раствора. Не случайно Египет оставил миру поразительные образцы каменной пластики, возраст которых насчитывает несколько тысяч.

Древние египтяне верили в загробную жизнь и придавали огромное значение строительству погребальных сооружений, домов вечности. Ведь что такое земная жизнь против вечности?

Для фараонов сооружали пирамиды, для вельмож - мастабы, а для бедных крестьян - насыпь из песка. Возводились эти сооружения на западном берегу Нила , там, где заходит Солнце, в царстве мертвых.

Мастаба (от араб. - скамья) служила гробницей для знати и была предшественницей пирамид. По форме она представляла собой срезанную пирамиду и действительно напоминала «скамью для великанов» с наклонными стенами, которые свидетельствуют о происхождении мастабы от песчаной могильной насыпи. Мастаба состояла из двух основных частей: наземной и подземной . Подземная погребальная камера находилась на глубине от 2 до 20 м. Здесь помещался саркофаг с мумией и погребальная утварь. Строительство мастабы начиналось всегда с подземной части. В наземной части размещалось помещение для заупокойного ритуала - молельня, которая находилась в восточной части мастабы. Она имела «ложные» двери для духа умершего и так называемый сердаб - помещение для статуи умершего. Располагались мастабы правильными рядами, часто окружая пирамиды фараонов, и были ориентированы подобно самим пирамидам по странам света, образуя «города мертвых».

Видимо, первоначально пирамиды возникли в результате ступенчатой подстройки мастабы. Так возникло одно из древнейших (около 2800 г. до н. э.) на свете сооружений из камня - ступенчатая пирамида фараона III династии Джосера в Саккаре . Эта шестиступенчатая пирамида имела в основании прямоугольник со сторонами 107 и 116 м и высоту около 60 м. Погребальная камера, так же как и в мастабах, находилась под землей на глубине 27,5 м. История сохранила имя архитектора пирамиды Джосера, первого архитектора в истории мировой архитектуры, основоположника каменного строительства. Это зодчий Имхотеп . Его считали покровителем письменности и образования и почитали в Древнем Египте наравне с богами, греки же отождествляли его со своим Асклепием.

Именно с творения Имхотепа началась новая эпоха в строительстве гробниц Древнего царства - эпоха пирамид , которые являются знаком вечности, символом мощи, богатства, значимости фараона. Поэтому еще при жизни фараоны начинали строить себе гробницы.

Наиболее известными из нескольких десятков сохранившихся пирамид считаются Великие пирамиды в Гизе, построенные фараонами IV династии в 3 тыс. до н. э. Это пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (Хеопса, Хефрена и Микерина в греческой транскрипции). Пирамиды имели в основании квадрат, погребальная камера находилась уже внутри пирамиды, а стороны основания были ориентированы строго по странам света. Снаружи пирамиды облицовывали тщательно отполированными каменными плитами, которые сохранились лишь на вершине пирамиды Хефрена.

Самую высокую из пирамид - пирамиду Хеопса - древние причисляли к семи чудесам света. Возводили эту пирамиду 20 лет, а еще 10 лет строили дорогу для подвозки из каменоломен блоков весом 2,5-3 т. На постройку пирамиды Хеопса высотой 146 м и длиной основания 233 м пошло 2 300 000 блоков камня. Египтяне не знали связующих материалов и плотно подгоняли блоки друг к другу «насухо». Главным архитектором пирамиды Хеопса был вельможа Хемиун. Вход в пирамиду находится на северной ее грани, внутрь ведет низкий коридор. Угол наклона коридора таков, что в древности из него могли видеть Полярную звезду. Погребальная камера имеет длину 10,5 м, ширину 5,2 м и высоту 5,8 м. Над потолком погребальной камеры находятся пять разгрузочных камер, которые принимают на себя колоссальную тяжесть каменной массы пирамиды.

Пирамида имеет около 2 250 000 каменных блоков. Их нужно было прежде всего добыть . А делалось это так: в скале каменоломни выдалбливались отверстия, потом туда загоняли деревянный клин, который поливали водой так долго, пока он не набухал и не расщеплял скалу. Отбитый кусок скалы нужно было обтесать медным долотом, само собой, вручную. Потом такую глыбу нужно было отправить на место строительства. Если это был мелкозернистый известняк с Моккатамского нагорья, то сначала его везли несколько километров до Нила, там погружали на плоты, перевозили, затем снова перегружали на деревянные сани – волокуши и таким образом доставляли на место строительства. Здесь уже блоки доводились до нужных размеров и форм. Каждый блок имел шесть сторон, значит, требовалось отшлифовать почти 13,5 миллиона сторон – это тот минимум квадратных метров, которые должны были обработать рабочие.

Пирамиды Хефрена и Микерина были меньшего размера. Охраняет пирамиду Хефрена огромный сфинкс, самая знаменитая скульптура древности, подобной которой нигде нет. Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы (длина – 72 м, высота - 20 м).

Пирамиды в Гизе, как и их предшественницы, не были отдельными, самостоятельными сооружениями, а являлись композиционным центром погребального комплекса.
Каждой гробнице, скрывавшей тело царя и его загробное имущество, постоянно угрожало ограбление . Жрецов, охранявших своих мёртвых властителей, особенно в период междуцарствий, было не так уж много. И сохранились свидетельства о том, что им приходилось с оружием в руках переносить мумию фараона в другое укрытие. Но многие из жрецов сами предпочитали грабить своё божество – фараона. Грабителями становились и стража гробниц, и архитекторы, знавшие систему тайных коридоров. И способствовали этому не только смутные периоды правления, но главным образом само время: то, что не удалось отцам, удавалось их сыновьям и внукам, то, что не разграбили в одном столетии, грабили в другом, третьем, пятом, десятом…Несостоятельность пирамид как гробниц в конце концов признали даже сами фараоны. Но это была не единственная причина отказа от их строительства и, пожалуй, даже не самая решающая. Строительство пирамид истощало экономические ресурсы страны. Строительство Большой пирамиды равнялось проигранной войне. Поддержание их в хорошем состоянии тоже требовало немалых средств. Пирамиды перестали строить в смутные времена Первого междуцарствия; фараоны Среднего царства снова возвращаются к их строительству, но в период XIII династии окончательно отказываются от пирамид. Последняя пирамида была сооружена по приказу фараоа Хенджера примерно в XVII веке до н. э.

1. Мастаба, внешний вид

2.Разрез мастабы: а) погребальная камера, б) молельня.

3. разрез ступенчато пирамиды фараона Джосера в Саккаре.

4. План ансамбля пирамид в Гизе: а) пирамида Хеопса, b) Хефрена, c) Микерина.

5. разрез и горизонтальная проекция пирамиды Среднего царства.

6. Разрез пирамиды Хеопса. Зодчий Хемиун.
Проверь себя

Ответь на вопросы

1. Какое архитектурное сооружение предшествовало пирамидам и что в переводе на русский язык означает это слово?

2. Назови имя зодчего, потрошившего первую ступенчатую пирамиду. С каким богом отождествляли его греки?

_______________________________________________________________________________________

3. Перечисли Великие пирамиды в Гизе. Какая из них самая высокая?

_______________________________________________________________________________________

4. Кто был главным архитектором самой большой пирамиды Египта?

_______________________________________________________________________________________

5. Почему прекратилось строительство пирамид?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С третьей династии начинается эпоха Древнего царства(2755–2255) 6 , которая охватывает 500 лет и по праву называется эпохой больших пирамид. Пирамиды лучше всего характеризуют основные черты жизни египетского общества того времени и прежде всего масштабы власти его правителей 7 . Самой ранней монументальной каменной постройкой в мире является шестиступенчатая пирамида правителя Джосера (2737–2717), сооруженная в Саккаре, напротив Мемфиса. Ее высота равна 60 м. Пирамида сложена из каменных блоков небольшого размера. Под ней находится камера, в которой в специальном саркофаге был похоронен Джосер.

Пирамида является частью комплекса, который включал поминальные храмы и был обнесен стеной длиной в 1,5 км, высотой в 11 м. Нигде в мире в это время не было столь сложного каменного сооружения. Его построил зодчий Имхотеп, которого позднее египтяне почитали как бога. Очевидно, что такой комплекс был подготовлен долгой традицией строительства сооружений из кирпича-сырца, которые не сохранились.

Затем были построены Великие пирамиды на плато Гиза (близ современного Каира). Самая большая из них – пирамида правителя Хуфу (Хеопса), правившего в XXVI в. Состоит из 2,3 млн. крупных каменных блоков (около 2 т каждый). Высота пирамиды 147 м, сторона квадратного основания 230 м. Пирамиду строили около 20 лет несколько тысяч профессиональных строителей. Кроме них до 100 тыс. крестьян привлекались на камнетесные и транспортные работы в период разлива Нила, когда на полях не было работы. 8

Рядом стоит пирамида Хаф-Ра, которая на 3 м ниже. Путь к пирамиде охраняет Сфинкс – лев с лицом человека (возможно, самого Хаф-Ра). Его появление, видимо, связано с тем, что строители натолкнулись на скалу, которая стояла на пути от реке к пирамиде, и решили использовать ее, придав такую форму. Больше никто таких больших пирамид не строил. Менкау-Ра, сын Хаф-Ра, построил третью пирамиду в Гизе высотой всего в 66 м. Все три пирамиды сверху были облицованы особыми плитами так, что между ними нельзя просунуть кончик ножа.

Великие пирамиды демонстрируют высокий уровень инженерной мысли и большой экономический потенциал государства. Они также показывают высокий уровень концентрации властив руках фараона. Именно для него строились эти грандиозные сооружения, хранившие мумию – нетленное тело фараона.

Почему египтяне это делали? Это не простой вопрос. Известно, что пирамиды строили свободные люди. Заставить свободных общинников делать такие титанические вещи голой силой было невозможно. Напомним, что в Шумере зиккураты строили из легких сырцовых кирпичей и строили для бога : наверху стоял храм бога-покровителя общины.

В каких случаях египтяне могли согласиться выполнять такую работу? Только тогда, когда роль правителя для общины была равна или близка по важности кроли бога. И именно такая ситуация сложилась в Египте. Правитель уже в Древнем царстве был провозглашен живым богом, а не служителем бога. Причину такого раннего и радикального обожествления личности правителя надо искать, по нашему мнению, в тех межобщинных войнах, которые в период Раннего царства были постоянным явлением и сопровождались большими жертвами. Остановить войны могла только очень авторитетная власть. Концепция фараона-бога придавала правителю максимально возможный авторитет и позволяла играть роль хранителя единства и спокойствия страны: простой смертный не мог посягнуть на земли и власть земного бога. Так удалось покончить с межобщинными войнами.

Боги, как известно, бессмертны, поэтому концепция фараона-бога должна была найти свое материальное воплощения в каких-то вечных символах. Первым таким символом стала каменная пирамида как вечный дом фараона. Строение такой геометрической формы было очень надежным и эффектно смотрелось на плоской местности, характерной для Египта. Древние египтяне не ошиблись: пирамида Хуфу сохранилась до наших дней как самый древний и величественный памятник истории Древнего мира.

Вторым символом бессмертного фараона-бога явилась его мумия – нетленное тело, помещенное в пирамиду, пристанище его бессмертной души. Идея бессмертия фараона являлась естественной для египтян, которые верили в бессмертие души любого человека. Египтяне верили в то, что могущественный правитель и после перехода в иной мир будет оберегать свою страну. Таким образом, пирамида и мумия рассматривались египтянами как важные элементы общественного порядка и благополучия 9 .

Концепция фараона-бога делала фараона бесспорным и единственным носителем верховной власти. Он был главой законодательной, исполнительной, судебной и военной ветвей власти, а также главой религиозного культа, олицетворяя прямую связь с миром богов. Власть фараона была безграничной. Все принадлежало живому богу, поэтому он распоряжался любым своим подданным, любым имуществом. Такая власть нашла свое отражение в социально-экономическом устройстве Древнего царства.

Социальный строй . Наверху общественной лестницы находилась высшая знать , ядро которой составляли родственники фараона. Из их числа назначались наместники в провинции и другие высшие гражданские и военные чиновники. Затем следовали государственные чиновники разного уровня, которые управляли различными сферами общественной жизни, получая от государства небольшие имения или же просто все необходимые продукты.

Особый слой составляли жрецы , которые постепенно повышали свой социальный статус, выступая в качестве создателей и хранителей знаний. Жрецы не были замкнутой кастой служителей культа. По указанию фараона они выполняли многие гражданские и военные функции. И наоборот фараон мог назначить на жреческие должности гражданских и военных чиновников.

Следует подчеркнуть, что фараон, чиновники и жрецы были грамотными людьми. В условиях сложного ирригационного земледелия и большой по размерам страны власть опиралась не только на силу, но и на накопленные знания. И те, кто обладал знаниями, стремился ограничить доступ к ним, ибо монополия на знания давала монополию на власть.

Мастера-ремесленники по своему социальному статусу находились на уровне низших чиновников, поскольку они тоже обладали знанием, мастерством и хранили свои профессиональные тайны. Как правило, ремесленники входили в число «царских людей» и работали под контролем чиновников. В самом низу социальной лестнице свободных египтян находились крестьяне - общинники , которые платили налоги и выполняли натуральные повинности за право работать на земле, которая формально вся принадлежала фараону-богу. Из детей крестьян набирались так называемые «царские работники», которые обслуживали царское, храмовое и вельможное хозяйства.

В период Древнего царства заметным явлением стало рабство , которое в основном носило патриархальный характер.

Экономика . Создание больших пирамид было следствием окончания эпохи межобщинных войн и установления полной власти фараона над ресурсами всей страны. Эти ресурсы создавались как в рамках семейных крестьянских хозяйств, плативших государству налоги, так и в рамках крупных царских, вельможных и храмовых хозяйств с высокой степенью специализации и кооперации. На стенах гробниц вельмож в различных областях страны сохранились сотни рисунков, которые рассказывают о том, как отдельныеотрядыработников выполняли определенные операции и обеспечивались при этом продуктами труда других отрядов. О высокой степени специализации хозяйства говорит и тщательно разработанная система учета произведенной продукции. Она имела смысл лишь при необходимости дальнейшего распределения этой продукции. Вероятно, все крупные хозяйства были частью единой хозяйственной системы, которая обеспечивала общегосударственные нужды (ирригационные работы, содержание аппарата управления, войска, постройку пирамид и храмов) и играла роль страхового фонда.

Мир и спокойствие в объединенной стране сделали Египет эпохи Древнего царства самой богатой и развитой цивилизацией в мире в 3-м тыс.

Искусство Древнего царства наглядно раскрывает две главные функции египетского искусства: служить возвеличиванию власти и обеспечивать умершим продолжение жизни в ином мире. Многие произведения искусства, помещенные в погребальные камеры, вообще не предназначались для того, чтобы их видели люди. Они создавались для вечности. При таком подходе художник стремился не к новациям, а к воплощению канона как частицы вечного порядка. Многие художественные формы, утвердившиеся в этот период, воспроизводились без изменений в последующие тысячелетия.

Архитектура. О мастерстве архитекторов говорят Великие пирамиды и гробницы вельмож. От погребальных храмов мало что осталось. Известно, что они были украшены каменными колоннами с капителями в виде пальмы. Ничего не осталось от дворцов и жилых домов, поскольку они были сделаны из глиняных кирпичей.

Скульптура. Наряду с рельефами и мелкой скульптурой (фигурок животных и людей), которых было много уже в Раннем царстве, в Древнем царстве получила развитие монументальная скульптура. В поминальных храмах, создававшихся при пирамидах, ставилась каменная статуя покойного, которая должна была точно передать его внешний облик с тем, чтобы отделившаяся от тела душа могла безошибочно найти материальное прибежище. Передавая портретное сходство, скульпторы стремились облагородить свои модели. Тела статуй делали преувеличенно мощными, лицам придавали величавость. Так решали две главные задачи: возвеличить фараона-бога и обессмертить его имя. Пока стоял памятник, помнили имя; пока помнили имя, продолжалась слава фараона, и он жил в веках.

Итак, в основе скульптурного канона лежало стремление создать вечное и великое . Создавая такой образ, мастер чувствовал себя лицом, которой выполнял важнейшую общественную работу, укрепляющую стабильность общественного порядка. Как правило, статуи располагали у стены или в нише, что предполагало осмотр спереди. Преобладающие позы: стоящая – фигура выпрямлена, голова высоко поднята, левая нога выдвинута вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящая – руки симметрично положены на колени, торс выпрямлен, взор устремлен вдаль.

Высокий уровень монументальной скульптуры демонстрируют статуи фараонов Хаф-Ра и Менкау-Ра.

Скульптурные портреты сановников были менее строгими и торжественными. Для всей скульптуры обязательной является прямая постановка головы, передача атрибутов власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и горным хрусталем. Шедевром староегипетской скульптуры является двойной скульптурный портрет царевича Ра-Хотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме (27 в., известняк, высота 1,2 м) Он демонстрирует ту важную роль, которая играла семья в жизни египтян, стремившихся сохранить ее и в ином мире.

Живопись периода Старого царства представлена рисунками, которые украшали стены погребальных построек. Они рассказывали о жизни покойного и также были призваны обеспечить его загробную жизнь. Художник рисовал все необходимое, и эти рисунки считались воплощением реальных вещей.

Прикладное искусство представлено керамикой, изготовленной на гончарном круге, разнообразными медными предметами и ювелирными украшениями из золота, слоновой кости и полудрагоценных камней. В прикладном искусстве широко использовались растительные и животные мотивы. Древнеегипетские мастера умели делать фаянс, глазурь и стекло.

Религия. В период Старого царства появляются общегосударственные боги, которые стоят выше богов отдельных египетских общин. Главным богом был Ра – бог дневного Солнца. Фараоны 4-й династии – строители Великих пирамид – считали себя сыновьями Ра и включали его имя в свой титул: Хаф-Ра, Менкау-Ра. Фараоны 5-й династии соорудили ему храм в виде четырехгранного обелиска. Появление главных общеегипетских богов не привело к исчезновению огромного количества местных общинных богов. Их часто рассматривали как разные ипостаси общеегипетских богов.

Боги Древнего Египта имели зооморфные, антропоморфные или смешанные зооантропоморфные формы. Так, богиня любви и плодородия ХатХор изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы. Царский бог Хор (Гор) изображался в образе сокола или человека с головой сокола. Бог писцов и Луны Тот – в образе ибиса или человека с головой ибиса.

Наличие зооморфных богов порождало священные культы животных. В Древнем царстве считались священными только особым образом отобранные животные. Например, черный бык с круглым белым пятном на лбу считался символом бога Аписа, ипостасью Птаха, главного городского бога Мемфиса, и почитался как святыня. К концу египетской цивилизации священными считались все быки, кошки, крокодилы, ибисы. Их бальзамировали и хоронили в специальных местах. Сущность культа была традиционной и состояла в принесении богам ежедневных жертв, которые сопровождались обрядами.

Мифология . В этот период зарождаются доктрины, которые в мифологической форме объясняли окружающий мир. Так, жрецы города Гелиополя, который стал второй столицей Египта после Мемфиса, создали концепцию творения мира. Согласно этой концепции, вначале из первобытных вод возникает первосущий бог Атум, который выделяет из себя Воздух и Влагу, порождающих в свою очередь Землю и Небо. От этой пары произошли боги Сет и Нефтис, а также Осирис и Исида, родившие сына Гора (Хора). Осирис после смерти стал богом потустороннего мира. Бог Хор стал правителем на этом свете, что делало его царским богом. Фараон рассматривался как ипостась Гора. После смерти фараон превращался в ипостась Осириса. С тем чтобы эта концепция не противоречила верховенству бога Ра, Атум и Ра были отождествлены. Важно подчеркнуть, что в рамках этой концепции, так же как и в Шумере, признается извечное существование природы в виде первобытных вод и нет идеи о боге-творце, создающем природу. Фактически мир создавался как процесс рождения одних природных явлений другими, хотя эти природные явления и обожествлялись 10 .

Египтяне верили в том, что в мире существует вечный изначально установленный порядок, который закреплялся понятием «Маат» и персонифицировался в образе богини Маат. Главная задача фараона-бога как раз и состояла в том, чтобы поддерживать этот порядок и защищать мир от беспорядка. В этом проявлялись социально-политическая и этическая функции религии, ибо таким образом обосновывалась правильность существующего общественного строя и необходимость для всех египтян следовать принятому порядку, что рассматривалось как добро, а его нарушение как зло. Стремлением соблюдать установленный богами порядок жрецы объясняли свою приверженность традициям, нелюбовь к новациям.

Из всех богов простой народ более всего почитал Осириса и его сестру-жену Исиду. Согласно легенде, Осирис научил людей земледелию и стал правителем Египта, но его брат, злой и завистливый бог Сет, предательски убил Осириса, чтобы захватить трон. При этом тело Осириса разрубили на мелкие куски и разбросали по всей стране. Исида, жена Осириса, собрала все куски в единое целое (создав первую мумию) и магическим образом зачала от мертвого мужа сына Гора. Когда Гор вырос, он убил Сета и воскресил отца. Ежегодно крестьяне связывали обряд сеяния зерна в землю с погребением Осириса, а появление урожая – с его воскресением. Исида олицетворяла женское начало в культе плодородия. Так культ Осириса и Исиды стал египетским вариантом культа умирающей и воскрешающей природы.

К концу Древнего царства достигла высокого уровня письменность . Об этом свидетельствуют «Тексты пирамид» – настенные надписи с молитвами и заклинаниями, сделанные в XXIV–XXV вв. в гробницах фараонов. Несколько позже религиозные тексты появились на саркофагах сановников (так называемые «тексты саркофагов»). Они были призваны помочь умершим в их путешествии в царство мертвых.

Наука. В период Древнего царства были достигнуты успехи в различных областях знаний. Астрономы Мемфиса создали солнечный календарь, состоявший из 365 дней. Строители обладали обширными познаниями в геометрии. Врачи стали опытными хирургами, физиологами, применяли антисептики. Медицинские трактаты, появившиеся в XXV в., были первыми пространными письменными текстами в мире.

Кризис Древнего царства . После пяти веков стабильности страна вступила в полосу социально–политических кризисов, причиной которых явилось усиление власти областных правителей. Местные правители со временем настолько укрепились, что стали тяготиться зависимостью от центра. Изменение прежнего баланса сил нашло свое отражение в увеличении размеров погребальных комплексов областных правителей (номархов) и уменьшении объемов пирамид. Усиление местной знати к концу 3-го тыс. привело к распаду Древнего царства на ряд областей. Последствия распада централизованного государства оказались тяжелыми. Возобновились межобщинные войны, которые привели к разрушению единой экономики, упадку ирригационной системы, голоду и восстаниям населения. Период смуты и упадка длился почти 200 лет. То или иное восстановление государственного единства стало неотложной потребностью.

Есть сведения о том, что упадок Древнего царства был связан с резким изменением климата, который привел к страшной засухе и многолетним неурожаям.