Строительный портал - NikolskyAdm

История ведической цивилизации. Ведическая цивилизация палеоамерики

Ведическая (южноарийская) цивилизация размещалась на территории современных Индии и Ирана - как в недавнее время, так и до Потопа, когда эта цивилизация была более развитой.

Она является одной из самых первых моделей цивилизаций (возникла 22,8 млрд лет назад - практически с самого начала возникновения вселенной) и одной из самых распространённых. Поэтому ее системы на тонких планах очень разнообразны и обладают сложной инфраструктурой.

Основным путем развития человека в ведической цивилизации ялвяется прямое развитие своего сознания, осознанности во всех проявлениях жизни. В ней идет работа с , человек познает бесконечный потенциал этой энергии в глобальной Игре (Лиле), учится владеть своим сознанием, чтобы двигаться далее в направлении эволюции.

Для людей развитие в ведической цивилизации идет поэтапно, в заивисимости от наработок в прошлых жизнях и уровня личного развития. Эти этапы описываются в йоге Патанджали: яма и нияма (закладывание этической основы в сознание), асана и пранаяма (осознание энергий в теле), пратьяхара и дхарана (владение умом), дхьяна и самадхи (интеграция своего сознания с высшими энергиями). Есть и дальнейшие ступени развития у тех, кто уже овладел этими энергиями.

Для людей эти этапы - путь вертикальной эволюции, для воплощенных с высших планов - путь личного самоосознания с дальнейшей самореализацией в материи - от учителя-проводника высшего сознания до аватара.

Развитие сознания в ведическом мире происходит на основе сонастройки и сотворчества сознания человека с высшими силами (богами и изначальным богом - Абсолютом). Сонастройка происходит через обряды, мантры, медитации. Далее идет непосредственное взаимодействие с ними, которое очень разнообразно в своих проявлениях. Причем выбор направлений развития очень большой, посколько богов - проводников сознания Абсолюта по своему спектру и роду деятельности - в ведическом пантеоне богов очень много. Кто-то может выбрать для себя путь развития через взаимодейсвтие с Шивой, Кришной, Сарасвати или кем-то еще. Кто-то придерживается идеи прямого соединения с энергией Абсолюта. И между этими путями нет никакого противоречия - все они органично встроены в инфраструктуру ведического пантеона богов.

К слову, устройство этого пантеона отличается от других: когда мы говорим о его богах - Брахме, Вишну, Шиве, Парвати, Ганеше, Кали и некоторых других - это не только имена каких-то конкретных аспектов высших сущностей в ведическом пантеоне. Это еще и проявления сознания Абсолюта (144 уровень). А носителями этих проявлений являются сразу много аспектов ВВ. Поэтому в некоторых учениях выделяют десятки аспектов богов, которые носят разные имена и облики (Адья-Кали, Бхадра-Кали, Чамунда-Кали и др.). У всех этих аспектов разные ВЯ, но эти аспекты соединены с одной энергией, исходящей от Абсолюта. При этом среди этих аспектов есть главный, координирующий энергии других аспектов. Например, "основной" Шива - аспект ВЯ 137 уровня по спектру синий на темно-синем. Его и изображают чаще всего, и с ним связана большая часть индийских мифов о Шиве.

Кстати относительно богов тоже сщуествуют разные воззрения в индийских учениях. Где-то к ним обращаются как к самостоятельным личностям, где-то считают только энергиями Абсолюта, а где-то одного из богов считают высшим сознанием (Садашива, Махалакшми). Если знать, как устроен ведический пантеон, то видно, что между этими представлениями на самом деле тоже нет противоречий. Но подробная информация об этом была утеряна.

Существующие веды были переданы людям Земли вскоре после Потопа представлителями ведической цивилизации Большой Медведицы (семеро риши). В них сохранена часть истории земли до Потопа и информация о пантеоне богов. Но они тоже были адаптированы под эпоху Кали-Юги, которую людям еще только предстояло пережить, поэтому отражают только незначительную часть информации по сравнению с тем объемом достижений и духовных практик, которые существовали в ведической цивилизации ранее.

Но вместе с этим в ведическую цивилизацию было интегрировано много того, что сейчас признано искажённым экспериментом и больше существовать не будет. Например, глобальные змеи (энергия Кундалини, змей Ананта-шеша, мир нагов, пристроенный к пространству ведического пантеона.) Кроме того, в ней были очень активны энергии дуальности - как следствие - постоянные войны, большой "градус" страданий. Так, одним из главных богов был Рудра, который и отвечал за одну из основных систем дуальности, также говорится о непрерывной борьбе богов и асуров, которая не закончится никогда и т.д.

Ведическая цивилизация будущего будет возрождаться на новых основах с учетом глобального опыта, наработанного во вселенной. В ней больше не будет дуальных и змеиных энергий. Если эту статью будет читать последователь какого-то учения, созданного на основе вед, он может задаться вопросом, на каком основании из ведической культуры или из йоги что-то изымается. Однако сейчас идут процессы очищения вселенной и переосмысления прошлого опыта, которым нет никаких аналогов. Из реальности уходит даже то, что казалось незыблемым на протяжении миллиардов лет.

Это потребует и создания новых вед, которые будут написаны уже с учетом произошедших изменений.

Ведическая культура - это индо-арийская культура, ассоциируемая с Ведами - священными писаниями индуизма, составленными на ведическом санскрите. По принятому в науке мнению, ведическая цивилизация существовала в период с середины II до середины I тысячелетия до н. э., что оспаривается некоторыми индийскими историками и западными учёными, которые относят начало ведического прериода к IV тысячелетию до н. э. и ассоциируют Индскую цивилизацию с ведической. Именно в ведический период сформировались индийская культура, язык и религия. Первые 500 лет ведического периода (1500-1000 года до н. э.) соответствуют бронзовому веку Индии, а последующие 500 лет (1000-500 года до н. э.) - железному веку.

В XIX веке европейские колонизаторы Индии выдвинули теорию «арийского завоевания», согласно которой в начале II тысячелетия до н. э. индийский субконтинент подвергся массовому единовременному вторжению кочевых племён ариев, которые принесли с собой ведическую культуру. Однако, последующие археологические находки и лингвистические исследования опровергли эту гипотезу. Вместо неё учёные выдвинули различные гипотезы «индоарийских миграций». Согласно защитникам этих теорий, индо-арийские племена переселились в северо-западные регионы индийского субконтинента в начале II тысячелетия до н. э. и ассимилировались с коренным населением, передав им свой язык и ведическую культуру. Другого мнения придерживаются сторонники теории исхода из Индии, которые утверждают, что арии изначально были коренным населением индийского субконтинента и позднее расселились за его пределы в результате ряда миграций.

После того, как во II тысячелетии до н. э. Хараппская урбаническая цивилизация пришла в упадок, ей на смену пришло общество, в основном состоявшее из больших пастушеских кланов. Постепенно, всё более важную роль стало играть земледелие, а в организационной структуре общества - кастовое деление. К X веку до н. э. в Северо-Западной Индии начался железный век. К этому периоду учёные относят составление «Атхарва-веды», - первого древнеиндийского текста, в котором упоминается железо. Считается, что в этот поздний ведический период произошёл переход от преобладавшей ранее системы пастушеских племён к установлению множества маленьких княжеств, называемых Махаджанапады. Именно этим периодом учёные датируют памятники древнеиндийской эпической поэзии - «Махабхарату» и «Рамаяну».

39) Первый этап древневосточной историо­графии охватывает время от начала до 80-х годов XIX в. и характеризуется первыми шагами древневосточной историографии, первыми подходами к изучению древнево­сточных обществ. Для истории Древней Ин­дии он связан с деятельностью У. Джонса и Ф. Боппа, которые обосновывали гипотезу родства санскрита и древнеперсидского языка с греческим и латинским языками, изданием и переводом на европейские язы­ки многих памятников древнеиндийской литературы, в том числе и древнейшей - ведийской литературы. С 20-х годов XIX в. после первых опытов Ф. Шампольона началась дешифровка древнеегипетской иероглифики, а затем и вавилонской кли­нописи, были обнаружены в результате рас­копок многие города, поселения и храмы, особенно в долине Нила и Месопотамии, найдено большое количество письменных материалов, которые стали предметом спе­циальных исследований. Первый период стал временем накопления фактического материала, благодаря которому перед изум­ленной Европой начали вырисовываться контуры блестящих древневосточных циви­лизаций и прежде всего древнеегипетской, древневавилонской (и ассирийской) и древ­неиндийской.



40) Периодизация истории древнекитайской цивилизации Как и в других странах древнего мира, в Китае не существовало единой системы летоисчисления. Начиная с I тысячелетия до н. э. даты обозначались по годам правления вана (верховного правителя), поэтому установление абсолютной хронологии наталкивается порой на значительные трудности. Так, современные исследователи по-разному датируют чжоуское завоевание, приведшее к падению государства Инь: это событие относится одними историками к 1122 г. до н. э., другими - к 1066, 1050 или к 1027 г. до н. э. Лишь с 341 г. до н. э. в истории Древнего Китая начинается вполне достоверная хронология. С I в. н. э. древние китайцы начали использовать для обозначения лет особые знаки шестидесятиричного цикла, до того служившие для наименования дней. Шестидесятилетний цикл, использующийся с тех пор в Китае непрерывно, полностью устранил возможность сколько-нибудь серьезных ошибок в датах. Для уточнения хронологии более раннего периода в настоящее время используются новые методы исчисления абсолютных дат, в частности записи о солнечных и лунных затмениях и т.д. Для традиционной китайской исторической науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Так, за эпохой мифических «пяти императоров» следовало время правления «трех династий» (Ся, Шан-Инь и Чжоу). По традиции эпоха Чжоу делится на две части - Западное Чжоу (XI-VIII вв. до н. э.) и Восточное Чжоу (VIII-III вв. до н. э.), включающее периоды Чуньцю и Чжаньго. На смену династии Цинь (III в. до н. э.) приходит династия Хань, время правления которой также делится на Западный и Восточный периоды. Династийная периодизация не может полностью удовлетворить требования современного исследователя. Поэтому мы пользуемся археологической периодизацией, членящей этапы развития общества по уровню производительных сил и основному материалу, из которого изготавливались орудия труда. Следовательно, эпоха, предшествующая «трем династиям», должна быть отнесена к неолиту, тогда как с шан-иньского времени древнекитайское общество вступает в эпоху бронзы. В конце периода Чуньцю (VI-V вв. до н. э.) в Древнем Китае получают распространение железные орудия - начинается эпоха железа. Для нас, разумеется, наиболее существенна периодизация, основным критерием которой является социально-экономическое развитие общества. Мы выделяем пять основных периодов истории древнекитай-ского общества: 1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э.). 2. Древний Китай в VIII-III вв. до н. э. 3. Первое централизованное государство в Китае - империя Цинь (221-207 гг. до н. э.). 4. Империя Хань (III-I вв. до н. э.). 5. Древний Китай в I-III вв. н. э.

Письменные источники по истории древнекитайской цивилизации В распоряжении исследователя древней истории Китая имеются чрезвычайно многочисленные и в большинстве своем достаточно надежно датированные письменные памятники. Это весьма разнообразные по своему содержанию исторические сочинения, дошедшие до нашего времени в виде книг. Они составляют первую и основную категорию источников изучения древней истории Китая. Среди письменных источников большое значение имеют древнекитайские летописи, прежде всего летопись «Чуньцю», составленная в царстве Лу и освещающая события VIII-V вв. до н. э. Вокруг текста «Чуньцю», авторство которого традиция приписывает древнекитайскому философу Конфуцию, позднее возникла значительная комментаторская литература. Один из таких комментариев - «Чзочжуань»- представляет собой фактически самостоятельную хронику событий, имевших место в тех же хронологических рамках. От «Чуньцю» эта хроника отличается несравненно большей детализацией повествования. С летописями тесно связан другой жанр древнекитайских исторических сочинений, представленный прежде всего книгой «Шаншу» («Шуцзин»). Это запись речей правителей и их приближенных. Лишь часть текста «Шаншу», сохранившегося до нашего времени, может быть признана подлинной. Особое место среди источников по древней истории Китая занимает «Шицзин» - свод песен, в большинстве своем фольклорного происхождения. Не будучи историческим сочинением в узком смысле этого слова, «Шицзин» содержит разнообразные материалы для характеристики многих важных сторон жизни древнекитайского общества первой половины I тысячелетия до н. э. В этом же плане большую ценность представляют труды древнекитайских философов V-III вв. до н. э., которые в полемике со своими идейными противниками постоянно апеллировали к событиям исторического прошлого. В I в. до н. э. в Древнем Китае появляется историческое сочинение, оказавшее решающее воздействие на дальнейшее развитие историографии не только в Китае, но и в ряде других стран Дальнего Востока. «Исторические записки» Сыма Цяня (145- 90 гг. до н. э.) - это всеобщая история страны с древнейших времен до I в. до н. э. Сыма Цянь использовал новый принцип изложения исторических событий - жизнеописания. «Исторические записки» состоят из пяти разделов, три из них построены по этому принципу: «Основные записи» - повествования о важнейших деяниях правителей различных династий; «Истории наследственных домов» - биографии крупнейших представителей наследственной аристократии; «Жизнеописания» - биографии исторических личностей. Сыма Цянь включил в свой труд также «Трактаты», посвященные отдельным сторонам общественной жизни, культуры, науки, и «Таблицы», в которых рассматриваются проблемы хронологии. Историографический метод Сыма Цяня был использован Бань Гу (32-52 гг.), автором «Ханьской истории». Однако сочинение Бань Гу посвящено истории одной династии - Хань, точнее Западной Хань (206 г. до н. э.-25 г. н. э.). Бань Гу, таким образом, является основоположником нового жанра китайской историографии, получившего название «династийных историй». К их числу принадлежит, в частности, «История Поздней династии Хань», написанная в начале V в. и освещающая события I-III вв.

41) Начиная со времени Нового царства Египет вышел на широкую арену активной международной политики. Развитие рабовладельческого хозяйства требовало постоянного притока новой рабочей силы. Только агрессивные войны, дававшие возможность захватывать большое количество пленных, обычно обращавшихся в рабство, обеспечивали крупные поместья царя, храмов и аристократов достаточным количеством рабов. Эти войны не были оборонительными, ибо ни гиксосы, ни мелкие, почти карликовые государства Сирии, Финикии и Палестины, ни слишком далеко расположенные и в то время еще недостаточно сильные царства Малой Азии и Месопотамии не могли представлять серьезной, даже потенциальной опасности для фараонов могущественной XVIII династии. 1) Конечно, эти войны велись не потому, что некоторые фараоны были «великими полководцами», 2) которые воевали из любви к «бранной потеxе» или для вящей славы своей и своего государства, а потому, что развитие военно-захватнической политики было обусловлено всем ходом развития социально-экономической жизни древнего Египта.

Военная политика Египта в период Нового царства достигла невиданного ранее в долине Нила размаха. Из сравнительно отсталой, консервативной и экономически замкнутой страны Египет превратился в большую, в рамках древнего мира «великую державу», ведшую широкую завоевательную политику и вступившую в контакт с целым рядом соседних племен, народов, стран и государств. 3)

В связи с развитием военной политики организация военного дела в Египте в период Нового царства изменилась по сравнению с предшествующим. 4) Со времени XVIII династии и связи с началом крупных войн в Египте увеличиваются постоянные войска, усложняется организация армии и военного дела в целом, появляются новые виды оружия и новые роды войск, причем широко используется опыт передовой техники культурных народов Передней Азии. Возникают первые более или менее ясные представления о тактике и стратегии. Непрерывные войны требуют; военизации государственного управления, выдвигают на видное место военную аристократию и окончательно оформляют своеобразную идеологию «великодержавия», которая оказывает сильное воздействие на изобразительное искусство, литературу и идеологию того времени.

42) Карфаге́н (финик. 𐤒𐤓𐤕 𐤇𐤃𐤔𐤕 Qart-ḥada(št) , лат. Carthago , греч. Καρχηδόνα) - финикийское, или пуническое, государство со столицей в одноимённом городе, существовавшее в древности на севере Африки, на территории современного Туниса. Название Qart-ḥadašt (в пунической записи без гласных Qrtḥdšt ) переводится с финикийского языка как «новый город».

Карфаген основан в 814 году до н. э. колонистами из финикийского города Тир. Согласно преданию, Карфаген основала царица Элисса (Дидона), которая бежала из Тира после того, как её брат Пигмалион, царь Тира, убил её мужа Сихея, чтобы завладеть его богатством. На протяжении всей истории Карфагена жители города славились деловой хваткой. Согласно легенде об основании города, Дидона, которой разрешили занять столько земли, сколько покроет бычья шкура, завладела большим участком, разрезав шкуру на узкие ремни. Потому-то поставленная на этом месте цитадель носила название Бирса (что означает «шкура»). После падения финикийского влияния в Западном Средиземноморье Карфаген переподчиняет себе бывшие финикийские колонии. К III веку до н. э. он становится крупнейшим государством на западе Средиземного моря, подчинив Южную Испанию, Северную Африку, Сицилию, Сардинию, Корсику. После серии войн против Рима потерял свои завоевания и был разрушен в 146 году до н. э., его территория превращена в провинцию Африка. Юлий Цезарь предложил основать на его месте колонию (была основана после его смерти). После завоевания Северной Африки императором Византии Юстинианом Карфаген стал столицей Карфагенского экзархата. Окончательно потерял своё значение после завоевания арабами.

У власти стояла аристократия. Высший орган - совет старейшин, во главе которого стояли 10 (позднее 30) человек. Народное собрание формально также играло значительную роль, но фактически к нему обращались редко. Примерно в 450 до н. э. с целью создать противовес стремлению некоторых родов (особенно рода Магонов) получить полный контроль над советом был создан совет судей. Он состоял из 104 человек и первоначально должен был судить остальных должностных лиц по истечении срока их полномочий, но впоследствии сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Исполнительную (и высшую судебную) власть исполняли два суффета, они, как и совет старейшин, избирались ежегодно путём открытой покупки голосов (вероятнее всего, существовали и другие чиновники, но сведений об этом не сохранилось). Совет 104-х (Ordo Judicum) не избирался, а назначался специальными комиссиями - пентархиями, которые сами пополнялись по признаку принадлежности к тому или иному аристократическому роду. Совет старейшин также избирал главнокомандующего - на неопределённый срок и с самыми широкими полномочиями. Выполнение обязанностей чиновников не оплачивалось, кроме того, существовал ценз знатности. Демократическая оппозиция усилилась только ко времени пунических войн и не успела сыграть в истории почти никакой роли. Вся система была в высшей степени коррупционной, но колоссальные государственные доходы позволяли стране довольно успешно развиваться.

По словам Полибия (то есть с точки зрения римлян), решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме - лучшими людьми, то есть сенатом . И это притом, что по мнению многих историков Карфагеном правила олигархия .

Карта ведической Индии начала железного века. Племена отмечены чёрным , иностранные племена - фиолетовым , ведические племена - зелёным , пустыня - оранжевым .

Веди́ческая цивилиза́ция - индо-арийская культура, ассоциируемая с Ведами , самыми ранними источниками об Истории Индии . Большинство учёных помещают ведическую цивилизацию в период от второго до первого тысячелетия до н. э. , хотя некоторые индийские учёные отводят начало ведической цивилизации к VII тысячелетию до н. э. Ведический санскрит продолжал употребляться до V века до н. э. , когда культура стала приобретать классические формы индуизма .

Общий обзор

Реконструкция истории Индии ведического периода основывается на сопоставлении текстовых и археологических свидетельств. Лингвистически ведийские тексты могут быть классифицированы по пяти хронологическим периодам:

  1. Язык Ригведы. Ригведа , самый древний источник текстов, содержит больше всего совместных индо-иранских элементов, как в языке. так и в содержании, которые потом не присутствуют. Создание этих текстов могло занять несколько столетий, и за исключением более поздних книг (1 и 10), они могли быть созданы к 1500 до н. э.. Археологически этот период может быть соотнесён с пещерной культурой Гандхары , и последовавшей за ней цивилизацией реки Инда , кладбищенской культуры H , культуры Пенджаба и Культуры цветной керамики Очре (OCP) далее на восток.

Индоарии

Но и им в свою очередь пришлось отступить перед напором ариев-переселенцев. Некоторые из этих неарийских племен ассимилировались с окружающими их. Так, племена бхиль и бхар, в антропологическом отношении не арийцы, а скорее всего мунда, приняли уже сравнительно недавно новоиндийский язык хинди , племя куч в Тераи (тибето-бирманского происхождения) приняло бенгали и т. д. Процесс такой лингвистической ассимиляции, конечно, должен был происходить и раньше, стирая мало-помалу первичные особенности исконных обитателей полуострова. Степень их культуры, по-видимому, была различна. Следов письменности, хотя бы самой грубой, от них не осталось. Единственными памятниками их архитектуры служат круги из грубых камней и отвесные камни и плиты, под которыми они, подобно первым обитателям Европы, хоронили своих покойников. В могилах найдены круглые горшки изящной формы из тонкой и твердой глины, металлическое оружие, медные и золотые украшения.

Более древние археологические находки свидетельствуют о низшей степени культуры: незнакомство с металлами, полированные кремневые топоры и другие каменные орудия искусной работы. Наконец, в долине Нербудды найдены следы ещё более грубой культуры: ножи из агата и грубые кремневые орудия. В ведах «чёрные» туземцы представляются едва перешедшими ступень кочевого или пастушеского быта; у них богатые стада рогатого скота, есть и укрепленные места, в которых они защищаются от индусов. Современные неарийские племена Индии стоят на разных ступенях культуры - в общем примитивных: одни, вроде джуангов или патуа (из мунда) в Ориссе или марья (дравиды-гонды) в Центральных провинциях, на очень низкой ступени развития, другие, как санталы (мунда) в Нижней Бенгалии и конды (дравиды) в Ориссе - на более высокой.

Социальная структура, культура и обычаи индоариев

Индоарии ведийской эпохи стояли выше аборигенов в культурном отношении. Из металлов им были известны золото, бронза (серебро - сомнительно); свинец и цинк упоминаются только позже. Соль также не упоминается в Ригведе .

Индусы были уже тогда земледельческим народом, обрабатывали землю плугом , запряженным волами. Борозда (Сита ) даже обоготворялась. Возделывался, вероятно, ячмень (йава ). Рис был ещё неизвестен (его родина - юго-восток Индии).

Ещё большую роль играло скотоводство; корова является предметом культа; в гимнах постоянные молитвы о даровании коровьих стад. Боги и герои сравниваются с быками, заря и дождевые облака - с коровами. Из других домашних животных упоминаются овцы, козы, лошади, осел, собака.

Из ремесел известны были плотничное, тележное, кузнечное, гончарное, дубильное, ткацкое, швейное, вязальное. Жили в деревнях (грама ), которые иногда укреплялись (пур ); городов в настоящем смысле слова не было. Государственное устройство напоминало древнегерманское. Весь народ делился на отдельные народцы (санскр. jana, герм. thiuda), делившиеся на племена (viç, лат. tribus), а эти последние - на деревни или общины (grâma, герм. thоrр = нем. Dorf, лат. vicus).

Во главе народца стоял царь или вождь (санскр. râjan, лат. rêx). Звание его часто было наследственным, а иногда и выборным. Власть царя ограничивалась народным собранием. Народ приносил ему добровольную дань; на войне царь являлся вождем. Его сопровождала дружина (ибха ), состоявшая не только из подчиненных, но и его семейных. Во главе племени стоял старшина (вишпати ), a во главе рода или общины - староста (грамани ). Рядом с царской властью стоят уже верховные жрецы (пурохита ), сан которых с течением времени также становится наследственным. Юридические понятия только ещё вырабатывались; встречаются понятия судьи, закона, преступления, выкупа.

Каст в эту эпоху несомненно ещё не было. Жрецы (брахман ) и воины (кшатрийа ) уже существовали, но не как замкнутые в себе сословия. Впоследствии высшие касты произошли от завоевателей арийцев; покоренные же туземцы дали материал для низших каст. Характерной чертой ведийских индоариев является воинственность. Воевать приходилось не только с чёрными дасью, но иногда и друг с другом.

Бой шёл на колесницах (ратха ); всадников не было вовсе, как и у греков в эпоху Илиады. На колеснице находились: сам боец (астхатар ) и его возница (саратхи ), правивший вожжами и бичом. В употреблении был и пеший рукопашный бой. Вооружение состояло из панциря (варман ), покрывавшего плечи и верхнюю часть туловища, шлема, лука (дханус ); на руке стрелки носили особый ремень (хастагхна ), защищавший её от удара спущенной тетивы; стрелы имели отравленные костяные, а также и бронзовые острия; упоминаются и копья, дротики, ножи, топоры и т. д.

В Ригведе описываются знаменитые битвы; особенно часто упоминается «битва 10 царей», в которой Судас, царь Тритсу, победил Бхарату с его 10 союзниками.

Одежда состояла из нижнего шерстяного платья (васас или вастра ) и плаща или накидки (адхиваса, драпи); женщины носили передники. Борода брилась (упоминается бритва).

Пищу составляли: молоко и молочные продукты, зерна хлебных растений, которые или жарились, или мололись при помощи двух камней для испечения чего-то вроде хлеба. Разные плоды также шли в пищу. Мясо - жареное и вареное (не сырое) - употреблялось редко. Рыба вовсе не упоминается в качестве пищи. Напитки: сома , приготовлявшийся из молока и сока растений, обладющий психоактивными свойствами, и сура. Первый был вроде вина, второй - вроде водки.

  1. боги видимых небесных световых явлений (солнце, заря и т. д.);
  2. боги воздушного пространства, ветры и т. д.
  3. боги, пребывающие на земле.

Миграция и изменение характера культа

Приблизительно около 1200 л. до н. э. индусы мало-помалу передвигаются из Пенджаба дальше на восток и занимают верхнее течение Ганга и Ямуны (Джумны) и рек Сарасвати и Дршадвати. Постепенно пастушеский быт заменяется оседлым - земледельческим и промышленным. Появляются большие города и столицы знаменитых династий. Народ, разбитый прежде на небольшие, отдельные народцы или племена, соединяется в большие группы под управлением могучих царей.

Возникают все более и более обособляющиеся сословия, мало-помалу переходящие в касты. Туземное население И. совсем сломлено; оно или оттеснено дальше на Ю. и Ю. В., или порабощено и вошло в состав низших каст. Значение и власть жрецов усиливаются. Развиваются аскетизм и отшельничество, о которых нет и речи в Ригведе. Возникает учение о переселении душ. Внешние географические и климатические условия изменились совершенно. Жаркая, влажная атмосфера долины р. Ганга с её пышной тропической растительностью, все доставляющей человеку без труда, ослабила и разнежила бодрого, энергичного индуса времен Ригведы.

Физическая бездеятельность, вызывавшаяся жарким климатом и легкостью жизни среди щедрой природы, давала простор самосозерцанию и рефлексии. Литературными памятниками этой эпохи (1200-800 до н. э.) являются прозаические части Яджурведы (см. Веды) и примыкающие к ней «брахманы». В эту эпоху И. имеет уже торговые сношения с другими странами. Финикийские корабли доставляют царям Гираму и Соломону (ок. 1000 г. до н. э.) разные продукты Офира (вероятно, народ Abh î ra на Нижнем Инде): слоновую кость, сандаловое дерево, обезьян, павлинов. В религии этого периода замечаются новые черты: Асуры являются уже в качестве злых демонов, тогда как раньше в Ригведе Асура был эпитетом светлого Варуны.

Только в Яджурведе является антагонизм между добрыми девами и злыми асурами, ведущими вечную войну между собой. Больше начинает выступать Вишну, отождествляемый с жертвой, получающей особо важное значение. Шива, совсем незаметный в Ригведе, также становится заметнее. Также больше значения приобретают прекрасные нимфы Апсарасы, незначительные в Ригведе. Является впервые совсем неизвестный в Ригведе культ змеиных богов или обоготворенных змей. Царь всех существ - Праджапати, встречающийся только в поздних гимнах Ригведы, приобретает больше значения и очерчивается ярче.

Характерным признаком этого периода в религиозном отношении служат, впрочем, не указанные черты, а совсем новое отношение к богам, новый взгляд на их почитание, могущество и значение. Вместо пластических, ярких мифологических образов Ригведы являются постоянные отождествления одного понятия с другим и символизация. Так, ведийские стихотворные размеры джагати и триштубх отождествляются с небом и воздушным пространством; небесный свод и даже художник богов Тваштар - с годом и т. д. Для объяснения тех или других терминов, употребляемых в культе или ритуале, прибегают постоянно к этимологизации, очень часто нелепой и произвольной, но нередко вполне верной и обещающей в будущем замечательный расцвет грамматической науки. Является в высшей степени сложный и запутанный культ, находящийся в связи с обособлением сословия жрецов, получивших первенствующее значение в обществе. Центром всей религиозной жизни становится жертвоприношение, посредством которого жрецы держат в своей власти самих богов. Для правильного совершения всех видов его создается целая сеть правил, предписаний, литургических формул, придавливающая собой всякое свободное человеческое движение и чувство.

Вся жизнь верующего проходит в жертвоприношениях, из которых иные длятся целые дни, недели, месяцы, даже годы. Как противовес этому бездушному формализму, является отшельничество, аскетизм, умерщвление плоти. Подобное состояние умов подготовляло почву для восприятия безотрадного догмата о переселении душ; только путем бесконечно долгого странствования по бесчисленным телам может верующий достигнуть наконец желанной цели.

Брахманы (жрецы) объявляют сами себя богами, образуя особый класс богов. В Майтраяни Самхита и некоторых других памятниках это утверждается в выражениях, не допускающих сомнения (позднее в законах Ману это ещё усиливается: брахман уже в силу своего рождения является божеством). Отношение брахманов к другим классам является крайне своекорыстным. Приносящий жертву - весь в руках жреца. Последний может, опустив какую-нибудь черту ритуала или перепутав обряды, погубить его - или доставить ему все, совершив жертву согласно каноническим правилам.

Варны в Яджурведе

Сословия в Яджурведе являются уже совершенно выработанными: 1) брахманы-жрецы; 2) раджанья (царские) или кшатрия (господствующие, благородные); 3) вайшья (крестьяне, «народные»), 4) шудра (не арийское или смешанное население). Позднейшего, неумолимого, бездушного характера эти различия сословий ещё не имеют. Тем не менее весь строй жизни уже приводится в связь с ними. Брахманы приносят жертву весной; их боги - Брхаспати, Митра или Митра и Варуна, а также Агни, Сома, Савитар и т. д. Кшатрии жертвуют летом, их патрон Индра; у вайшья - Маруты и т. д. Шудра, как неариец и иноверец, исключается совсем из приносящих жертву. Он не может доить корову при жертвоприношении; даже ведро для жертвенного молока не может быть им сделано. Но все эти условия не могут быть названы тяжкими, хотя и свидетельствуют, что шудра считался нечистым. Женщина не считается ещё нечистой и допускается к жертвоприношению. Хозяин и хозяйка дома совершают известные церемонии сообща, а некоторые - порознь. Тем не менее, уже проскальзывает местами пренебрежительный и отрицательный взгляд на женщину. Она не может наследовать; девочек можно оставлять на произвол судьбы, а мальчиков нельзя. В эту пору (около 1200-1000 до н. э.) индусы занимали уже так называемую Мадхьядешу (серединную страну), то есть область, ограниченную на С. Гималаем, на Ю. горами Виндхья, на З. Винашана, на В. слиянием Ганга с Ямуной (Джумной).

Племена

Главным культурным центром являются земли племен куру и панчала, означаемые часто одним сложным именем Курупанчала (зап. часть Мадхьядеши). Земля куру (Курукшетра) окружена особым ореолом, как «святая» земля, и постоянно упоминается в Яджурведе, брахманах, упанишадах и других ведийских памятниках. Она является колыбелью позднейшего брахманизма и его культуры, откуда они распространились по всей И. Она же и родина индийского эпоса.

Как известно, главная фабула Махабхараты - борьба родов Панчала и Матсья с куру (Бхарата). Сами поэмы в окончательной редакции относятся уже к позднейшему времени, так называемым средним векам истории И. В Курукшетре в позднейшую эпоху возникают знаменитые города Гастинапура, Индрапрастха, Каушамби.

Соседние племена - матсья и шурасена (Çû rasena), с городами Матхура и Кршнапура. Другие племена подвинулись дальше на восток: кошала на северо-восток от Ганга (гл. гор. - их знаменитая Ayodhy â, теперь Ауд); ещё восточнее видега, с главным городом Митхила; здесь при дворе учёного царя Джанаки действовал знаменитый мудрец Яджнявалкья и происходили диспуты учёных брахманов, в которых участвовал и сам царь. На нижнем течении Ганга после слияния его с Ямуной образовалось царство Каши, с городом Каши, или Варанаси (теперь Бенарес), а ещё дальше на восток сидело племя анга, с городом Чампа. Наконец, на юг от Нижнего Ганга лежало царство Магадха со столицей Раджагрха. В этих восточных областях возникает буддизм, родиной которого является именно Магадха.

Брахманы

Ценный материал для истории культуры данной эпохи дают брахманы (прозаические комментарии, связанные с различными ведами) , араньяки (трактаты для отшельников) , упанишады (философские сочинения) и сутры (собрания правил личной и общественной жизни, входящие частью уже в буддийскую эпоху) . Особенно подробно рисуют быт и нравы так называемые Грхьясутры (домашние правила) : домашнее богослужение, обряды при сватовстве и свадьбе, воспитание и обучение детей, постройка дома и т. д. Значение жрецов в этом периоде (1000-600) возрастает всё более и более; сословные границы становятся все твёрже и жёстче. Судья должен всегда решать дело в пользу брахмана, даже если его противник (небрахман) был прав. Убийство небрахмана почти не считается за убийство. Материальное благосостояние жрецов и их жадность всё увеличиваются. При жертве Соме нельзя дать жрецам менее 100 коров. Брахман, совершавший обряд посвящения в цари, получает золото, 1000 коров и кусок земли. Зато положение шудр всё ухудшается; брахманы учат, что шудра слуга всех прочих сословий и его можно убивать безнаказанно. Мораль общественная стоит невысоко. Так, за серьёзные проступки против целомудрия щудры назначают сравнительно лёгкие епитимьи. Будда позже уже жалуется на страшную распущенность брахманов. Не помогает морали и все более увеличивающаяся регламентация личной жизни: изучение священных книг предписывается ревностно; каждый арья должен знать Веды, которые, таким образов, не составляют привилегии одних брахманов. Одни только щудры лишены этого знания.

Как компромисс между этими внешними требованиями и стремлением к внутреннему, нравственному удовлетворению в познании истины, увлекавшим более глубокие натуры в уединение лесов и отшельничество, вырабатываются четыре стадии личной жизни, так называемые ашрамы. Из них брахман должен пройти все четыре, кшатрия - три, вайшья - две. Каждый мальчик в возрасте от 7 до 12 лет (брахман на 8-10-м, кшатрия на 11-м, вайшья на 12-м) отдается учителю-брахману для обучения ведам. Эта стадия называется брахмачари (ученик), следующие: грихастха (домохозяин), в которой изучивший Веды может жениться и обзавестись своим домом; ванапрастха , когда воспитавший своих детей уходит в лес и делается «лесным отшельником», и, наконец, санньяси , «отрекшийся от мира». Только пройдя первые две стадии, требовавшиеся условиями общественной жизни, человек мог отдаться личным стремлениям к спасению своей души и размышлению. Стремления к созерцательной и спекулятивной жизни духа вылились наконец в упанишадах - философских трактатах, относящихся к более поздней (чем брахманы) эпохе и подготовленных напряженной умственной работой целых поколений над бесплодными и необычайно сложными правилами ритуала и их объяснением.

Здесь мы находим попытку решить мировые вопросы и сомнения, возникавшие у более глубоких натур этой эпохи. Как познать душу мира - великого Атмана-творца всего существующего - Праджапати, создавшего все собой и из себя самого Брахмана - суть всей святости и духовной высоты? Эти вопросы занимают не только брахманов, но и другие сословия, которые раньше стояли далеко от них.

Цари устраивают философские диспуты, на которых состязаются мудрейшие брахманы, даже сами принимают в них участие, как царь Варанаси Аджаташру, поучающий гордого брахмана Балаки Гаргья относительно сущности брахмана. Царь Джанака тоже поучает мудреца Яджнявалкью. По-видимому, и в составлении упанишад немалое участие принимали кшатрии (цари и воины). Женщины также интересуются философскими вопросами и часто фигурируют в упанишадах как собеседницы мудрецов. Этим философским движением заканчивается древний ведийский период истории Индии. Упанишады - это Веданта (конец вед). Дальше в мудрости идти нельзя. Но в этом движении есть много элементов, которые развернулись во всей силе только в следующем крупном историческом периоде - эпохе так называемых средних веков Индии (от 600 г. до н. э.), когда является новое умственное и религиозное движение - буддизм . Стремление к аскезе, отречению от тленных благ мира сего и его эфемерных радостей, основание многочисленных монашеских общин - явления, ещё предшествовавшие буддизму.

В переходную эпоху между ведийским периодом и наступающими «средними веками» Индии вырабатываются и некоторые новые религиозные представления и понятия. К ним принадлежит представление высшего божества, творца материального мира - Брахмы . Появляется безличное и отвлеченное понятие о Брахмане (первично понятие «молитвы», потом священная сущность молитвы, жертвы и жреца, субстрат всякой святыни и святости). Этот Брахман («святое», «духовное»), отождествленное с душой мира - Атманом , являлось в конце ведийской эпохи высшей религиозной идеей, требующей высшего почитания. Из отвлеченной идеи народ сделал личное, мужское верховное божество Брахму. В эту же эпоху вырабатывается первостепенной важности догмат о переселении душ, первичное достояние богословов, а потом уже, со времен Будды, общераспространенное верование. Безвыходный, мертвенный лабиринт предписаний сложного ритуала, ничтожное уклонение от которых грозило гибелью, отсутствие резких различий между понятиями, воспитанное стремлением отыскивать во всевозможных вещах общее зерно, расплывчатый пантеизм, представлявший все существующее эманацией одного верховного существа, - все эти элементы в известном преобразовании и сочетании вошли в новый догмат или подготовили его. Сначала возникает представление, что смерть постоянно преследует человека и отделаться от неё без даров нельзя. Преследование это продолжается и на том свете. В этой идее уже заключается в зародыше идея странствования по различным существованиям, заканчивающимся повторяющейся смертью. Только пройдя через целый ряд тел, умирая и снова возрождаясь, душа может в конце концов слиться с Атманом, душой мира. Атман-Брахман развивает из себя все отдельные существования, из которых одни стоят ближе к нему, другие дальше. Степень близости к Атману возрастает постепенно. Сообразно с этим и со своими свойствами каждая душа должна пройти более или менее длинный путь до слияния с Атманом. Низшие души переходят в твердые предметы (дерево, камни), души повыше попадают опять в какую-нибудь материнскую утробу, справедливые и благородные - в блаженный мир луны, откуда опять после известного времени возвращаются на землю, и только действительно «познавшие» достигают Брахмана. Порядок прохождения через различные существования вырабатывается со временем все систематичнее. Особенно важно в этом отношении учение о карме (карман ), то есть о «деяниях» человека, определяющих тот или другой порядок странствия. Это учение объясняло несправедливости судьбы отдельных людей и тесно связывало догмат переселения душ с требованиями морали. Переселение душ прекрасно гармонировало и с неумолимым характером, который приняло в более поздние эпохи кастовое разграничение, вырабатывавшееся постепенно.

Литература

Ссылки

  • Встаёт забытый мир // Знание - сила. 1978. № 4.

Открывая книги о ведической культуре, мы попадаем в удивительный мир. Тайны ведической цивилизации действительно заставляют взглянуть на мир другими глазами. Трудно бывает поверить прочитанному, ведь древние манускрипты сообщают нам о достижениях величайшей цивилизации, о технологиях, которым бы позавидовал современный мир. Что это была за культура, по уровню развития намного превосходящая нашу? Есть ли какие-либо свидетельства, подтверждающие её существование?

Санскритские произведения ведической Индии имеют массу потрясающих свидетельств об изначальной «Колыбели человечества». Древние тексты Индии десятилетиями лежали под «сукном» классической науки. Все дело в том, что веды прямо бросают вызов теории постепенной эволюции. Именно поэтому академическая наука причисляет текст вед к мифологии. Согласно ведическим летописям, Земля населена разумными людьми уже около нескольких млн. лет. Технические достижения, существовавшие на Земле тысячелетие назад, далеко превосходили современные, а многие древние культуры, неизвестные современным историкам, были намного более цивилизованы, чем культура нашего времени.

Сегодня подробно изученные факты свидетельствуют, что человечество на миллионы лет старше, чем допускает эволюционная теория. Согласно классической теории, первые родственники человека были обезъяноподобдные существа. Появились они на земле примерно 25 млн. лет назад. Те, кто мог ходить прямо, появились 20 млн. лет спустя. По мнению ученых классиков, в то время никаких цивилизованных обществ быть не могло, ведь современный человек появился совсем недавно – примерно 100 тыс. лет назад.

В феврале 1998 года по американскому национальному телевидению был оказан революционный документальный фильм о таинственном происхождении человека. Среди найденных артефактов были обнаружены следы современного человека, которые были ещё в эпоху динозавров. Они совершенно идентичны следам, которые оставляет современный человек, а не обезъяноподобное существо. В 1852 году бостонские строители обнаружили нечто необыкновенное. На глубине 5 метров, в каменном слое, возрастом в полмиллиарда лет, они обнаружили металлическую вазу с рисунком в виде цветов. Подобных аномальных находок на самом деле огромное количество. Порой многие тексты, которые считались исторической выдумкой, оказались историческими свидетельствами.

Теория ариев

В 1786 году санскритолог Уильям Джонс официально заявил, что обнаружил общность санскрита со многими европейскими языками, включая греческий и латинский. Причем санскрит превосходил своим совершенством все иные языки. Это привело к теории, что именно санскрит является «матерью» всех индоевропейских языков. Предположение о языке привело к теории о существовании некой древней расы, которая на этом языке общалась. Также возникла теория ариев – белолицых предков европейцев, которые якобы перенесли свою культуру на территорию современной Индии. По иронии судьбы, эта теория сыграла не последнюю роль в появлении нацизма, ведь именно Гитлер объявил немцев истинными потомками ариев. Позднее термин «арийский» заменили на «индоевропейский».

Теория арийского вторжения была создана под влиянием колониального настроения Европы XIX века. Тем самым английский колониальный режим хотел оправдать свою захватническую политику. Но эта теория не получила археологического подтверждения.

Ведические цивилизации в своих источниках писали, что знание вед предназначено для ариев. Но кто они? Арии – это не биологический вид и не раса. В переводе с санскрита слово «арий» – это тот, кто стремиться к совершенству.

Долина Инда

В 1920 году археологи сделали научное открытие, обнаружив два древних города Хараппа и Мохенджо-Даро на территории современного Пакистана. Находка 5-тысятелетней давности доказала, что в этих местах существовала высокоразвитая цивилизация, и уже веками устоявшаяся культура. Города были построены настолько совершенно, что воспроизвести подобное удалось только римлянам 2 тысячи лет спустя. Большинство зданий были соединены со сложной городской канализационной сетью. Это означает, что в городе хорошо действовала административная служба. Чтобы воздвигнуть такой город, требовались невероятные познания в математике и геометрии.

Источник письменности

Как и когда возникла письменность – наука до сих пор не дала конкретного ответа. Что же касается языка вед – санскрита – то ученые отмечают, что веды написаны на разных формах санскрита, из чего логически следует, что описания видимо были написаны в разное время. Древняя ведическая цивилизация утверждала, что знание вед намного более древнее, чем сам язык в его различных формах. Первоначально веды излагались в устной форме. Удивительная традиция устного запоминания вед не гипотеза, а научно-доказанный факт. Даже в современной Индии можно встретить учеников, которые изучают материал устно не допуская ни одной ошибки. Самые древние рукописи датируются I тысячелетием до н.э.

По ведическим меркам, техническая сторона цивилизации – лишь внешняя сторона дела. Согласно ведическим стандартам, научно-технический прогресс не является достаточным условием для того, чтобы общество считалось цивилизованным. В цивилизованном обществе должна существовать правильная основа миропонимания, представление о природе вечного Я, о предназначении и происхождении Вселенной. Веды утверждают, что хранение знаний в письменной форме свидетельствуют не о человеческом прогрессе, а о его деградации. Даже гении науки знали, что истинные идеи рождаются не на бумаге, а в образном мышлении.

Что первично – сознание или материя?

Традиционный западный подход гласит - материя порождает сознание. Данное мировоззрение лежит в основе большинства взглядов. Однако из вед мы узнаем, что сознание напротив первично по отношению к материи, и является причиной всего происходящего. Наш мир движем двумя видами причинности: нисходящий и восходящий. Восходящая причинность – это привычная западному человеку идея, что микроскопические взаимодействия на молекулярном уровне приводят к изменениям на макроуровне.

Нисходящая причинность основана на обратном принципе. Именно нисходящая причинность, согласно ведам, лежит в основе бытия. Именно сознание индивидуума порождает сложную цепь действий и последствий как на макро, так и на микро уровне. Веды говорят, что все происходящее на микро и макро уровнях созидается и активируется благодаря осознанию души. Жизненные процессы в теле протекают благодаря энергии индивидуальной души, тогда как законы природы функционируют благодаря сверхсознанию высшей души.

Жизнь во вселенной

Как ни трудно в это поверить, но согласно ведам, жизнь в её бесчисленных формах присутствует в каждом уголке Вселенной. Тайны ведических цивилизаций хранили в себе редчайшие знания. Так, к примеру, на Луне, Марсе и даже на Солнце, где человек существовать не может, жизнь на другой планете вполне возможна. Точно также людям не свойственно жить в воде, однако эта стихия густо-населена другими живыми существами. Мы не всегда можем видеть их, но лишь потому, что разрешающая способность наших органов чувств и приборов не представляет нам такой возможности.

Веды сообщают, что в зависимости от среды обитания, тела жителей той или иной планеты могут быть жидкими, газообразными, сотканными из радиации или эфира. Даже на Земле существуют отдельные существа, тела которых отличаются от привычных нам. Ещё совсем недавно считалось, что недра земли не пригодны для жизни. Но на глубине более 3 км., где температура доходит до 75°С, найдены бактерии экстремофилы. Экзотические организмы, живущие на земле, действительно достойны удивления. Но возникает вопрос: существуют ли во Вселенной макроформы подобные человеку? Тут приходят на помощь веды. Их тексты полны описания разумных форм жизни, населяющих Вселенную. Некоторые из них похожи на человека, некоторые – нет.

Сила сознания

Лабораторные исследования в области инженерных аномалий подтвердили, что человеческий ум может воздействовать на материю. С помощью компьютера на экран выводились тысячи комбинаций игральных костей в час, а участники эксперимента умственно убеждали микрочип выдавать желаемый показатель. Результаты многочисленных попыток доказали, что ум действительно влиял на работу устройства в желаемую сторону. Изменения наблюдались даже тогда, когда участник находился на большом расстоянии от компьютера. Но ещё более удивительно то, что воздействие ума наблюдалось даже тогда, когда бросание костей происходило после истечения немалого промежутка времени, когда человек загадывал желаемую цифру. Таким образом, было доказано, что сила сознания имеет реальное воздействие на материю и может свободно перемещаться во времени и пространстве. Психокинез – так называется способность человека воздействовать силой ума на физическую среду.

Виманы

Сложные ведические технологии были основаны на психике и силе звука. Правильно произнося ту или иную мантру, человек был способен материализовать предмет, наделять особой силой оружие и даже призывать существа с других планет Вселенной. Такие ведические тексты, как Махабхарата, Рамаяна и Пураны изобилуют описаниями летательных аппаратов, именуемых на санскрите «виманы». Веды сообщают, что у каждой космической расы имеются свои типы летательных средств. На планетах грубой материи, таких как Земля, виманы представляют собой механические устройства. На тонких планетах высших цивилизаций в основе движущейся силы вимана лежит тонкая энергия мантр.

Веды. Предсказание будущего.

Введение

В данной работе я постараюсь в общих чертах представить знания о ведическом общественном устройстве, а также вкратце осветить основы ведического знания и философии, понимание которых является необходимым фактором для формирования правильного представления о социальной структуре ведического общества. Также я попытаюсь показать актуальность и исключительную важность изучения этих знаний и реализация изложенных в них социальных и мировоззренческих принципов в современном обществе.

Ведическая цивилизация

Согласно древним ведическим писаниям, более 5 тысяч лет назад на большей части нашей планеты существовала цивилизация, обладающая колоссальным могуществом и знаниями. Ее называют Ведическая или Арийская цивилизация. Многочисленные свидетельства ее существования сохранились и изучаются учеными во всех уголках Земли, но особенно сильно ее культура сохранилась в современной Индии.

Ведическое общество - это богоцентрическое общество с монотеистической религией. В основе ведической культуры лежат совершенные знания и законы, изложенные в древнейших священных писаниях - Ведах. На протяжении многих веков Веды передавались устно, так как благодаря высокому интеллектуальному уровню и хорошей памяти людей записывать их не было смысла, только гораздо позднее они были записаны в связи с деградацией человеческого общества и качеств человека. Ведическая духовная традиция называет Веды «апаурушея» -- несотворёнными человеком вечными богооткровенными писаниями, которые были даны Богом человечеству через посредство святых мудрецов.

Наряду с совершенными духовными знаниями, изложенными в Ведах, квинтэссенцией которых являются «Бхагавад-Гита» и «Шримад-Бхагаватам», в них входят целые разделы, посвященные медицине, астрономии, астрологии, воинскому искусству, строительству, архитектуре, музыке и другим искусствам, логике, политике, социологии, психологии, истории и множеству других видов наук, практически всем остальным отраслям знания, существующим в современном обществе. Таким образом, согласно самим Ведам, в них содержаться все необходимые знания, для полноценной жизни общества и человека в нем.

Существуют принципиальные отличия в жизненных ценностях и приоритетах ведического общества и современного. Устремления современной цивилизации, скрывающей под маской «рационализма», «здравого смысла» и «прогресса» безумную и лишенную разумного начала деятельность, основанную на чувственных наслаждениях, погоней за личной выгодой и эгоизме, порождающей искусственные потребности и ведущей, как говорится в Ведах, к деградации духовных, умственных и моральных качеств человека и общества, не являются истинными ценностями цивилизованного человека и общества. Для того, кто следует Ведам, прогресс человечества означает продвижение по пути духовного самосознания, это является основной целью человеческого существования. Ведическая литература говорит, что питание, сон, совокупление и самозащита в равной мере свойственны животным и людям. Но дхарма, духовное развитие -- это привилегия человеческой формы жизни и ведическое общественное устройство призвано в полной мере реализовать духовные потребности живого существа и дать ему возможность обрести мокшу - освобождение от материального существования и возвращение в изначальную вечную духовную обитель.