Строительный портал - NikolskyAdm

Кто и за что оплачивает водный налог. Водный налог: правила применения и перехода

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000 , где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты , размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Общая сумма налога составит:

133 056 руб + 23 760 руб = 156 816 руб.

После введения в России в действие нового Водного кодекса налоговые ставки водного налога стали зависеть не только от базовой величины, утвержденной положениями НК РФ, но и от повышающих коэффициентов. В данной статье мы расскажем о том, какие виды водопользования облагаются водным налогом, какие могут устанавливаться ставки по его уплате, и какие коэффициенты могут быть применены при расчете суммы налога.

Какие виды водопользования накладывают обязательство по уплате водного налога

Не только сам факт забора воды из природных водных объектов и оформление лицензии на водопользование накладывают на налогоплательщика обязательство по расчету и перечислению в бюджет водного налога. Необходимость его уплаты также зависит от вида использования воды, целей ее забора. Так, налогом облагаются следующие виды деятельности, при которых необходимо добывать воду из недр (в отдельных случаях налог все же не уплачивается):

  • работы в сфере гидроэнергетики;
  • лесосплав;
  • использование акватории (не в целях лесосплава);
  • забор воды.

В отношении перечисленных выше видов деятельности Налоговый кодекс определяет размер ставки по водному налогу с учетом субъекта РФ, в котором расположен водный объект, и характера используемых при заборе воды объектов.

Какие могут быть налоговые ставки водного налога

Важно! Ставка по водному налогу определяется в рублях за 1 куб.м. воды, добытой для нужд налогоплательщикаиз природных недр.

Налоговые ставки водного налога, применяемые в случае забора воды юридическими и физическими лицами, утверждены в отношении допустимых объемов добычи. Ставка будет меняться в зависимости от следующих показателей:

  • принадлежности забираемой воды к крупным водным объектам (озерам, рекам, морям);
  • экономического района (в отношении подземных недр и поверхностных вод);
  • вида водного объекта (морской, подземный, поверхностный).

Организациям, забирающим воду с целью дальнейшей передачи ее населению (водоснабжения населения), следует помнить о том, что для них налоговая ставка не меняется в зависимости от перечисленных выше факторов – она устанавливается в твердом размере (ставка будет постепенно расти и к 2025 году достигнет своего максимума).

При использовании воды в производственных целях необходимо обратить внимание на следующие особенности:

Цели использования заборной воды

Особенность применения налоговых ставок
Лесосплав, гидроэнергетика

Ставки должны дифференцироваться в зависимости от принадлежности воды к бассейну какого-либо природного объекта.

  • При использовании для лесосплава ставка выражается в руб. за 1 тыс. куб.м. леса на каждые сто км сплава.
  • При использовании в целях гидроэнергетики ставка выражается в руб. за 1 тыс. кВт/ч полученной электроэнергии.

Использование акватория водного объекта (не с целью лесосплава)

Ставки делятся в зависимости от принадлежности к видам водных объектов (морские или поверхностные). Для морских объектов ставка также варьируется в зависимости от конкретного водного объекта. Для поверхностных вод ставка дополнительно подлежит детализации по экономическим районам.

Какие коэффициенты применяются к ставкам по водному налогу

Важно! Размер повышающего коэффициента для базовых ставок по водному налогу утвержден различный для каждого года с 2015 по 2025. В 2018 году налогоплательщики должны применять коэффициент 1,75. К 2025 году величина коэффициента достигнет своего максимального значения.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие, занимающееся снабжением населения водой, применяется повышающие коэффициенты при расчете водного налога.

Комментарий: Повышающие коэффициенты не применимы в отношении водного налога, уплачиваемого в случае добычи природной воды для снабжения водой населения. Рублевая ставка и так увеличивается ежегодно вплоть до 2025 года.

Ошибка: Предприятие превысило лимит на забор воды с недр природного объекта. При расчете водного налога вместо особого повышающего коэффициента (1,75) был применен коэффициент 5 на объем превышения предела водопользования.

Комментарий: В таком случае необходимо применять оба коэффициента – 1,75 и 5.

Ответы на распространенные вопросы о том, какие установлены налоговые ставки водного налога

Вопрос №1: Действуют ли повышающие коэффициенты для базовых ставок по водному налогу в отношении уплаты налога за забор воды для водоснабжения населения?

Ответ: Нет. В отношении предприятий, занимающихся водоснабжением населения, действуют конкретные рублевые значения налоговых ставок. Ставка будет расти с 2015 по 2025 год. В 2018 году она равна 122 рублям за 1000 куб.м. воды.

Вопрос №2: С какой целью налоговые ставки водного налога постепенно увеличиваются?

Ответ: С 2026 года планируется сделать применяемый к налоговой ставке коэффициент сделать зависящим от динамики уровня потребительских цен.

  • 8. Налоговая система рф, ее структура и принципы построения.
  • 9. Налоговая политика государства, методы ее осуществления.
  • 10. Налоговое администрирование.
  • 11. Экономическая сущность налога. Кейнсианство и монетаризм.
  • 12. Налоговое бремя, исчисление и влияние на экономику. Кривая Лаффера.
  • 13. Функции налогов и их общая характеристика.
  • 14. Экономические функции налогов.
  • 15.Социальная функция налогов.
  • 16. Определение налога и сбора. (Ст. 8 нк рф).
  • 17. Элементы налога, их краткая характеристика.
  • 18. Федеральные налоги и сборы в рф: перечень и порядок установления.
  • 19. Региональные налоги и сборы в рф: перечень и порядок установления.
  • 20. Местные налоги и сборы в рф: перечень и порядок установления.
  • 21. Полномочия региональных и местных органов власти по установлению налогов и сборов.
  • 22. Субъект налогообложения, налоговые резиденты и нерезиденты.
  • 23. Объект налогообложения.
  • 24. Налоговые агенты: их роль и место в налоговых отношениях.
  • 25. Налоговая база, примеры расчета налоговой базы.
  • 26. Налоговый и отчетный период.
  • 27. Налоговые ставки и их классификация.
  • 28. Налоговые льготы и их классификация.
  • 29. Способы и сроки уплаты налога.
  • 31. Прямые налоги в рф, их характеристика.
  • 32. Косвенные налоги в рф, их характеристика.
  • 33. Участники налоговых правоотношений, их краткая характеристика.
  • 34. Основные права и обязанности налоговых органов.
  • 35. Налоговая тайна.
  • 36. Учет налогоплательщиков, порядок постановки на учет, присвоение инн.
  • 37. Налоговая декларация. Назначение, состав, внесение изменений и дополнений (ст. 80).
  • 38. Пеня. Определение, порядок начисления и взыскание пени (ст.75).
  • 39. Порядок взыскания налога за счет имущества налогоплательщика (ст.47).
  • 40. Исполнение обязанностей по уплате налога (ст.45).
  • 41. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц.
  • 42. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.
  • 43. Принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения.
  • 44. Основные права и обязанности налогоплательщиков.
  • 45. Основные формы налогового контроля.
  • 46. Налоговые правонарушения, виды и ответственность за их совершение.
  • 47.Камеральная налоговая проверка. Порядок проведения.
  • 48. Выездная налоговая проверка. Порядок проведения.
  • 49. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней.
  • 50. Налоговые санкции, давность взыскания налоговых санкций.
  • 51. Специальные налоговые режимы: виды и краткая характеристика.
  • 56. Ндс. Элементы налога и их характеристика.
  • 57. Акцизы. Принципы и особенность налогообложения
  • 60. Налог на имущество организаций. Элементы налога и особенности взимания.
  • 61. Земельный налог. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 62. Транспортный налог. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 63. Налог на имущество физических лиц. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 64. Налог на доходы физических лиц. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 65. Налог на добычу полезных ископаемых. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 66. Водный налог. Элементы налога, их характеристика и особенности взимания.
  • 67. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 68. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 69. Упрощенная система налогообложения. Элементы налога, их характеристика и особенности взимания.
  • 70. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 71. Государственная пошлина. Особенности взимания пошлины. Виды услуг, юридически значимых действий, прав, документов подлежащих оплате. Порядок уплаты государственной пошлины.
  • 66. Водный налог. Элементы налога, их характеристика и особенности взимания.

    Водный налог - это один из федеральных налогов, он был введен с 1 января 2005 года вместо Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" утратившего силу 31 декабря 2004 года и регламентируется главой 25.2 НК РФ

    Водный налог обеспечивает реализацию принципа платности за пользование водными ресурсами через создание эффективного экономического механизма стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.

    Налогоплательщиками признаются Организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

    Объекты налогообложения . Виды пользования водными объектами:1) забор воды из водных объектов; 2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

    Налоговая база Определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта: 1)При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. 2)При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. 3)При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. 4)При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

    Налоговые ставки Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

    При заборе воды (При заборе воды из территориального моря РФ и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования: Балтийское 8,28; Белое 8,40; Баренцево 6,36)

    При использовании акватории (Территориальное море РФ и внутренние морские воды: Азовское 44,88; Черное 49,80 Каспийское 42,24.)

    При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии): Нева8,76; Енисей 13,70; Волга 9,84

    При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях (Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава): Волга 1 636,8; Енисей 1 585,2; Лена 1 646,4.

    При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.

    Порядок Взимания : Взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включены водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог является платой за право пользования водными объектами, но не платой за водные ресурсы.

    Платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в бюджеты разных уровней по нормативам, установленным законодательством РФ: в федеральный бюджет – 40%; в бюджеты субъектов РФ, на тер. которых осуществляется использование водных объектов, 60%.

    Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, за сверхлимитное изъятие воды, за использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование, а также за сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов (как форма возмещения затрат специализированных водохозяйственных организаций на осуществление этой деятельности). В настоящее время в РФ взимаются платежи за пользование недрами по подземным водам, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам, плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водных объектах.

    Налоговые ставки по водному налогу установлены Налоговым кодексом (ст. 333.12 НК РФ).

    Налоговые ставки водного налога устанавливаются по экономическим районам и бассейнам рек, озер, морей. Также размер ставки зависит от вида использования водного объекта.

    Водный налог: ставки в 2017 году

    По общему правилу к базовым налоговым ставкам водного налога (п. 1 ст. 333.12 НК РФ) применяется коэффициент (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году размер коэффициента составляет 1,52. То есть ставка водного налога на 2017 год рассчитывается по следующей формуле:

    Стоит также отметить, что полученная вышеуказанным образом ставка округляется до полного рубля (п. 1.1 ст. 333.12 , п. 6 ст. 52 НК РФ).

    Водный налог-2017: ставки при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов

    Размер ставок водного налога на 2017 год приведем на примере ставок при заборе воды из поверхностных вод/подземных водных объектов.

    Если плательщик водного налога производит забор воды из поверхностных водных объектов в пределах установленных лимитов (квартальных/годовых) водопользования и подземных водных объектов в пределах разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки/год, установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, то при расчете налога в 2017 году он должен применять следующие ставки (пп. 1 п. 1 , п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ):

    Экономический район Бассейн реки/озера Ставка в рублях за 1 тыс. куб.м. воды, забранной
    из поверхностных водных объектов Из подземных водных объектов
    Северный Волга 456 584
    Нева 401 529
    Печора 374 456
    Северная Двина 392 474
    Прочие реки и озера 465 575
    Северо-Западный Волга 447 593
    Западная Двина 438 556
    Нева 392 520
    Прочие реки и озера 429 565
    Центральный Волга 438 547
    Днепр 420 520
    Дон 447 584
    Западная Двина 465 538
    Нева 383 465
    Прочие реки и озера 401 511
    Волго-Вятский Волга 429 511
    Северная Двина 383 474
    Прочие озера и реки 410 502
    Центрально-Черноземный Днепр 392 483
    Дон 511 611
    Волга 429 538
    Прочие реки и озера 392 483
    Поволжский Волга 447 529
    Дон 547 638
    Прочие реки и озера 401 520
    Северо-Кавказский Дон 593 739
    Кубань 730 866
    Самур 730 876
    Сулак 693 821
    Терек 711 848
    Прочие реки и озера 821 994
    Уральский Волга 447 675
    Обь 429 693
    Урал 538 812
    Прочие реки и озера 465 593
    Западно-Сибирский Обь 410 502
    Прочие реки и озера 420 520
    Восточно-Сибирский Амур 420 502
    Енисей 374 465
    Лена 383 465
    Обь 401 529
    Озеро Байкал и его бассейн 876 1031
    Прочие реки и озера 429 520
    Дальневосточный Амур 401 511
    Лена 438 520
    Прочие реки и озера 383 465
    Калининградская область Неман 420 492
    Прочие реки и озера 438 511

    Например, вы добываете воду для продажи из бассейна Волги, относящегося к Северному экономическому району. Тогда ставка водного налога в 2017 году для вас будет равна 5840 руб. за 1 тыс. куб. м. забранной воды (384 руб. х 1,52 х 10).

    Ставка водного налога для водоснабжения населения

    При заборе/изъятии водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения плательщики водного налога платят налог в 2017 году из расчета 107 руб. за 1 тыс. куб.м. забранных/изъятых водных ресурсов (п. 3 ст. 333.12 НК РФ).

    Ставки водного налога на 2018 год

    Чтобы получить ставку водного налога на 2018 год, необходимо базовую ставку умножить на коэффициент 1,75 (

    Ставки водного налога на 2018 год устанавливаются с привязкой к базовым величинам и значениям специальных коэффициентов. Базовые тарифы зафиксированы Налоговым кодексом. Обязанность по расчету и уплате этого налога возлагается на субъектов хозяйствования, которые обладают лицензией на водопользование и осуществляют пользование водными ресурсами.

    Классификация ставок ведется в разрезе видов водопользования и регионов РФ, по принадлежности к определенной категории источника воды (река, озеро, море). Облагаться налогом могут операции по забору воды, лесосплаву, выработке электроэнергии и другие формы эксплуатации акватории водоемов.

    Водный налог 2018: ставки

    При эксплуатации водных акваторий необходимо учитывать детализацию по типу объектов – поверхностные воды или морские. К поверхностным объектам применяются дифференцированные ставки в зависимости от экономических субъектов, а для морских объектов установлена конкретизация по каждому источнику (ст. 333.12 НК РФ). Как для этих категорий начисляется водный налог (2018): ставки обозначенные в тысячах рублей, умножаются на каждый эксплуатируемый квадратный метр акватории на протяжении года (таблица 1).

    Таблица 1
    Экономический район
    Северный 32,16
    Северо-Западный 33,96
    Центральный 30,84
    Волго-Вятский 29,04
    Центрально-Черноземный 30,12
    Поволжский 30,48
    Северо-Кавказский 34,44
    Уральский 32,04
    Западно-Сибирский 30,24
    Восточно-Сибирский 28,2
    Дальневосточный 31,32
    Калининградская область 30,84
    Море Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории
    Балтийское 33,84
    Белое 27,72
    Баренцево 30,72
    Азовское 44,88
    Черное 49,8
    Каспийское 42,24
    Карское 15,72
    Лаптевых 15,12
    Восточно-Сибирское 15
    Чукотское 14,04
    Берингово 26,16
    Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) 29,28
    Охотское 35,28
    Японское 38,52

    Организации, которые пользуются водными ресурсами для выработки электроэнергии, в расчет принимают ставку в рублях, начисления осуществляются за каждую 1000 кВт/ч произведенной электроэнергии (таблица 2).

    Если предприятие пользуется водной акваторией для сплава леса, то за основу берется рублевая ставка за каждую 1000 куб. м древесных пород, сплавляемых на расстояние в 100 км (таблица 3).

    В следующей таблице ставок водного налога в 2018 году (таблица 4) содержатся сведения по тарификации забора водных ресурсов из рек и озер, а в таблице 5 приведены данные о ставках налога при заборе морской воды.

    Таблица 4
    Забор воды из рек и озер по районам
    Экономический район Бассейн реки, озера Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной
    из поверхностных водных объектов из подземных водных объектов
    Северный Волга 300 384
    Нева 264 348
    Печора 246 300
    Северная Двина 258 312
    Прочие реки и озера 306 378
    Северо-Западный Волга 294 390
    Западная Двина 288 366
    Нева 258 342
    Прочие реки и озера 282 372
    Центральный Волга 288 360
    Днепр 276 342
    Дон 294 384
    Западная Двина 306 354
    Нева 252 306
    Прочие реки и озера 264 336
    Волго-Вятский Волга 282 336
    Северная Двина 252 312
    Прочие реки и озера 270 330
    Центрально-Черноземный Днепр 258 318
    Дон 336 402
    Волга 282 354
    Прочие реки и озера 258 318
    Поволжский Волга 294 348
    Дон 360 420
    Прочие реки и озера 264 342
    Северо-Кавказский Дон 390 486
    Кубань 480 570
    Самур 480 576
    Сулак 456 540
    Терек 468 558
    Прочие реки и озера 540 654
    Уральский Волга 294 444
    Обь 282 456
    Урал 354 534
    Прочие реки и озера 306 390
    Западно-Сибирский Обь 270 330
    Прочие реки и озера 276 342
    Восточно-Сибирский Амур 276 330
    Енисей 246 306
    Лена 252 306
    Обь 264 348
    Озеро Байкал и его бассейн 576 678
    Прочие реки и озера 282 342
    Дальневосточный Амур 264 336
    Лена 288 342
    Прочие реки и озера 252 306
    Калининградская область Неман 276 324
    Прочие реки и озера 288 336

    Ставки установлены в рублевом эквиваленте, который применяется к каждой 1000 куб.м. водных ресурсов, использованной предприятием. Такое правило характерно только для операций, связанных с периодическим или регулярным отбором воды.

    Водный налог в 2018 году при осуществлении забора воды для дальнейшей ее поставки населению высчитывается по ставке 122 руб. за каждую тысячу куб. м потребленных ресурсов. Сниженные ставки предприятия могут применять при соответствии такому набору требований:

    • в лицензии на забор воды указана цель ее использования – удовлетворение хозяйственных нужд населения;
    • по каждому эксплуатируемому объекту в лицензии отдельно прописан допустимый объем потребления.

    Если предприятие пользуется водой не только для поставки ее населению, но и в коммерческих целях, налогообложение операций по забору воды с разным назначением осуществляется отдельно по дифференцированным ставкам.

    Водный налог: коэффициент 2018

    К базовым ставкам при расчете налоговых обязательств дополнительно применяются повышающие коэффициенты:

    • индексирующие величины, которые обновляются каждый год (на 2018 год установлен коэффициент 1,75);
    • специализированные коэффициенты.

    Коэффициенты не применяются в отношении забора воды, который обусловлен необходимостью обеспечения поставок ее населению. В этом случае законодателями предусмотрен планомерный ежегодный рост рублевых ставок по 2025 год. С 2026 года будет введен единый механизм обновления их размера, при котором коэффициент привязывается к колебаниям потребительских цен.

    Если выделенный предприятию лимит по водозабору в течение отчетного интервала был превышен, ставка увеличивается коэффициентом, равным 5. Рост ставки осуществляется не для всего потребленного объема ресурсов, а только по отношению к объему превышения зафиксированных предельных значений. Скорректированная на коэффициенты ставка округляется до полных рублей.

    Если у предприятия нет средств измерения потребляемых ресурсов, дополнительно необходимо увеличивать рассчитываемые налоговые обязательства на 1,1. При перепродаже добываемой воды применяется коэффициент, равный 10. Все подлежащие учету значения коэффициентов при расчете налога перемножаются с базовой ставкой.

    Декларация по водному налогу: срок сдачи в 2018 году

    Налог рассчитывается ежеквартально по ставкам, которые зафиксированы на территории нахождения эксплуатируемого водного ресурса. Декларационная форма подается в налоговую инспекцию с привязкой к месту, где фактически расположен налогооблагаемый актив (ст. 333.15 НК РФ). Декларация составляется по унифицированному шаблону КНД 1151072, который утвержден Приказом ФНС РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@. Срок подачи формы и уплаты налога ограничен 20 числом месяца, следующего за отчетным квартальным интервалом. В 2018 году декларацию подают в следующие сроки:

    • за 1 квартал – 20.04.2018,
    • за 2 квартал – 20.07.2018,
    • за 3 квартал – 22.10.2018,
    • за 4 квартал – 21.01.2019.