Строительный портал - NikolskyAdm

Налоговая ставка водного налога за год. Водный налог: разнообразие ставок и правила расчёта

Основы налогообложения плательщиков водного налога заложены в главе 25.2 НК РФ. Разнообразие ставок этого налога обусловлено экономическим районированием. Ещё в законодательстве оговорено применение повышающих коэффициентов, которые будут увеличивать сумму налога год от года.

В качестве плательщиков водного налога могут выступать как , так и отдельные частные организации, занимающиеся специальным или особым пользованием . Имеет значение также, на основе чего осуществляется данная деятельность: по договору или по лицензии, с какого года ведётся водопользование, поскольку не только налоговое законодательство регулирует эту сферу экономики, но и Водный Кодекс РФ. Далее попробуем разобраться, какие существуют ставки водного налога, и какой КБК указывать в на 2017 год. А также на примере попробуем применить основные правила и формулу расчёта ВН.

Ставки по водному налогу

При расчёте водного налога ставки имеют неоднозначный характер. Они измеряются в рублях, но выбор конкретного значения зависит от ряда особенностей. Среди них:

  • зависимость от расположения бассейна водного ресурса в данном экономическом районе;
  • зависимость от типа использования воды;
  • зависимость забора вод от поверхностных или подземных источников;
  • зависимость от количества забора вод (в пределах установленных лимитов или выше).

Единицей измерения налоговой базы водного налога является объём в 1 тысячу кубических метров для забора вод. Именно для этого объёма установлены ставки, перечисленные в ст. 333.12 НК РФ.

По каждому экономическому району и по каждому названию реки или озера установлены свои ставки в рублях. Аналогичное распределение ставок установлено также по каждому из морей.

Отдельно выделены ставки ВН при использовании акватории различных экономических районов и внутренних морских вод, использование ресурсов воды для гидроэлектростанций, не занимающихся забором вод, а также для организаций, использующих водные объекты для сплава древесины. В этих случаях налоговая ставка будет измеряться в единице объёма сплавляемой древесины на определённый отрезок расстояния сплава, а для гидроэлектростанций – в тысячах кВт*ч выработанной электроэнергии.

В 2017 году при расчёте налога на воду налогоплательщики обязательно должны увеличивать ставку на повышающий коэффициент, равный 1,52. С каждым годом этот коэффициент будет возрастать. Его значения определены вплоть до 2026 года, далее расчёт будет вестись исходя из потребительских цен и прочих статистических данных.

Повышающий показатель 1,1 к ставке по ВН установлен для налогоплательщиков, не применяющих специальные измерительные приборы для вычисления объёма водопотребления. Также существует повышающий коэффициент, равный 10, для тех лиц, которые добывают подземные воды для их последующей переработки и реализации потребителю.

КБК

Правильный КБК, указанный налогоплательщиком в отчётности, направляет платёж по назначению. Указание ошибочного или устаревшего кода грозит тем, что платёж зависнет в категории невыясненных поступлений. Значения КБК по водному налогу на 2017 год указаны в таблице:

Расчёт и уплата

В соответствии с существующим порядком расчёт и формирование отчётности по ВН лица проводят самостоятельно. Уплату налога за пользование водными ресурсами налогоплательщики производят по ОКТМО, соответствующему месту расположения водных объектов. Рассмотрим особенности расчёта этого налога.

Расчёт и уплата такого налога описаны в этом видео:

Формула и правила

Как и в других системах налогообложения, формула расчёта налога на воду проста, и выглядит как произведение: ВН = НБхС, где, НБ и С означают налоговую базу и соответствующую ей ставку.

Однако при расчёте должны соблюдаться правила, которые могут вносить в формулу различные корректировки в виде повышающих коэффициентов. Правила расчёта ВН гласят:

  1. Каждый вид водопользования считается по отдельности, а общий налог представляет собой их суммарное значение.
  2. База для расчёта налога определяется в соответствии со ставкой, так как они могут различаться даже по одному водному объекту.
  3. Налоговый периодом ВН считается 1 квартал, поэтому квартальные нормы потребления вод, выше которых применяются ставки в пятикратном превышении, вычисляются как четверть установленных годовых лимитов.
  4. Вычисление налоговой базы проводится в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов. Проверка исчисления базы делается с помощью журналов учёта водопотребления.
  5. При отсутствии водоизмерительных приборов, объём забора вод может определяться либо с учётом продолжительности работы технических средств и их производительности в течение налогового периода, либо в соответствии с установленными нормами.

Налогоплательщикам даётся в 20 дней после окончания каждого квартала, чтобы произвести оплату рассчитанной суммы ВН.

Пример

Предприятие занимается по забору вод для производственной деятельности. Скважина расположена в бассейне р. Волга в Волго-Вятском экономическом районе. Предприятие оснащено водоизмерительными системами, а лимит потребления воды на один квартал равен 300000 м3. В течение первого квартала 2017 года водопотребление превысило норму на 20000 м3. Какую сумму ВН должно уплатить предприятие за 1 квартал 2017 года?

  1. Расчёт в пределах норм потребления:
    • 300х429=128700 рубля, где
    • 429 = (282х1,52) с округлением,
    • 282 рубля – налоговая ставка за 1000 кубометров;
    • 1,52 – повышающий коэффициент в 2017 году.
  2. Расчёт для сверхлимитного водопользования:
    • 20х2143=42860 рубля, где
    • 2143 = (282х1,52х5) с округлением
    • 5 – повышающий коэффициент для водопотребления сверх нормы.
  3. Итог: Сумма ВН = 42860+128700=132980 рублей.

Важная информация

Для каждого вида использования вод рассчитываются свои поквартальные или годовые лимиты забора. Законодательство устанавливает применение повышающих коэффициентов и налоговых ставок с коэффициентом 5 для расчёта налога на превышенное использование водных ресурсов.

Компании, отбирающие воду для поставки населению, в 2017 году должны использовать ставку 107 рублей за тысячу кубометров. В следующем году она возрастёт до 122 рублей.

Результат произведения ставки водного налога на различные коэффициенты должен округляться до целого значения. Таким образом, ставка не может быть дробным числом.

О сроках уплаты водного налога расскажет это видео:

Водный налог – фискальное обязательство, возлагаемое на граждан, частных предпринимателей и организаций, ведущих деятельность по использованию водных ресурсов, подлежащую лицензированию. Согласно законодательству, они обязаны раз в квартал совершать бюджетные платежи, размер которых нужно рассчитать самостоятельно. Чтобы сделать это, следует знать ставки водного налога в 2017 году (таблица), понимать систему повышающих коэффициентов и правильно применять формулу по исчислению сумм налога.

В тексте гл. 25.2 НК РФ четко приписано, что «водными» налогоплательщиками признаются физлица, коммерсанты и организации, использующие искусственные и естественные водоемы, если эта деятельность предполагает лицензирование в соответствии с нормами российского права.

Фактически обязанность по перечислению налоговых платежей возлагается на две категории хозяйствующих субъектов:

  • граждан и юрлиц, получивших лицензию до 2007 года, если ее срок не истек;
  • экономических субъектов, добывающих воду подземным способом.

Первая категория лиц остается плательщиками налога до тех пор, пока не истечет срок лицензии. Когда это произойдет, они будут обязаны заключить с местными властями договор аренды и перечислять арендные платежи по прописанным в соглашении реквизитам.

  • изъятие воды из искусственных и естественных водоемов;
  • использование водного пространства установленной площади;
  • транспортировка леса по воде;
  • производство гидроэнергии.

По любому из перечисленных объектов существует своя система ставок, в которой из нескольких вариантов нужно выбрать один, соответствующий географии водопользования.

Выбор ставки водного налога в 2017 году

Полный перечень используемых ставок дан в федеральном нормативном документе – НК РФ. Они измеряются в рублевом эквиваленте на единицу налоговой базы.

Особенность водного налога заключается в том, что единое понятие фискальной базы по нему отсутствует. Его трактовка зависит от особенностей деятельности хозяйствующего субъекта.

Существует четыре варианта определения базы:

  1. Для компаний, осуществляющих забор воды из различных источников, – тысяча кубометров жидкости.
  2. Для организаций, использующих водную акваторию, базой признается площадь эксплуатируемого участка согласно данным лицензии.
  3. Для производителей гидроэнергии за базу принимается каждая тысяча киловатт энергии.
  4. Для хозяйствующих субъектов, занятых лесосплавом, база рассчитывается в тысячах кубических метров леса на каждые 100 км сплава.

Например, согласно НК РФ для коммерческих структур, осуществляющих забор воды для водоснабжения населения, в 2017 году действует ставка 107 руб. на тысячу кубометров.

Важно! Стандартная система ставок используется в случае, если использование воды не превышает лимитов, установленных для конкретного естественного или искусственного объекта. Если законодательный максимум превышен, используется повышающий коэффициент – 5.

Ставки водного налога в 2016 году: таблица

Перечень налоговых ставок, используемых при исчислении водных фискальных обязательств, приведен в ст. 333.12 НК РФ. Их уровень различается в зависимости от объекта налогообложения, типа добычи водных ресурсов (наземный или подземный метод) и водоема, используемого в хозяйственных целях.

Водный налог ставка 2017 определяется по следующему алгоритму:

  • Уточните целевое назначение используемого водоема. Оно прописывается в лицензии.
  • Определите свой экономический район. Если вы затрудняетесь с выбором, загляните в Общероссийский классификатор экономических районов.
  • Определите принадлежность эксплуатируемого водоема к бассейну реки, поименованной в НК РФ. Обычно это прописано в лицензии, если вы не нашли информацию, можно уточнить ее в Бассейново-водном управлении по конкретному субъекту РФ.

Когда вы знаете все три параметра, отыщите соответствующее значение в ст. 333.12 Кодекса. Обратите внимание, что разница в ставках в зависимости от целевого назначения, реки и региона может быть существенной.

Например, для реки Волга ставки на изъятие воды (руб. на 1 000 кубометров) составляют:

Наименование района Изъятие из недр Наземное изъятие
Северный 384 300
Северо-Западный 390 294

Разница в показателях составляет более ста руб. на тысячу метров кубических, что существенно сказывается на результатах вычислений. Поэтому нужно изначально выбрать верную ставку и подставлять ее в формулу.

Важно! Если в разрешительном документе, подтверждающем право водопользования, указано несколько его видов, по ним ведется раздельный учет.

Ставки водного налога: какую цифру подставлять в формулу?

Изучив ст. 333.12 НК РФ, бухгалтер хозяйствующего субъекта находит базовую ставку для своего вида деятельности, района и бассейна реки. Это значение нельзя использовать как окончательное: существует система поправочных коэффициентов, учитывающих ежегодный рост цен в стране.

В 2017 году «инфляционный» коэффициент составляет 1,52. Это значит, что окончательная ставка рассчитывается по формуле:

Налоговая ставка = Базовая ставка* 1,52.

Полученный результат нужно округлить до полных рублей, отбросив копейки по правилам математики.

Пример определения ставки

ООО «Дельта» в хозяйственной деятельности эксплуатирует скважину, принадлежащую к бассейну Волги. Предприятие располагается на территории Ярославской области, которая, согласно Классификатору, относится к Центральному району. Как определить налоговую ставку?

Исходя из заданных условий, базовая ставка составит 360 руб. за кубометр воды. Чтобы определить значение на 2017 год, нужно умножить ее на 1,52.

Налоговая ставка = 360* 1,52 = 547,2 руб.

Согласно положениям НК РФ, полученное значение нужно округлить по правилам математики. Значит, в формулу по расчету налога следует подставить 547 руб. на тыс. кубометров.

Специальные условия для водоснабжения населения

Согласно фискальному законодательству, изъятие воды из искусственных и естественных объектов – один из объектов «водного» налогообложения. Общие ставки для всех налогоплательщиков прописаны в п. 1 и 1.1 ст. 333.12 НК РФ, а льготные, связанные с водоснабжением населения, – в п.3.

Чтобы иметь возможность пользоваться сниженной ставкой, нужно соответствовать двум условиям:

  1. В лицензии предприятия четко приписано, что целевое назначение деятельности – водоснабжение населения.
  2. В разрешительном документе обязательно указаны лимиты забора воды по конкретному природному объекту.

Если в лицензии хозяйствующего субъекта не прописано, что компания или ИП осуществляет забор вод подземным способом для водоснабжения населения, она не может пользоваться льготой. Она обязана уплачивать повышенный водный налог: ставки указаны в п. 1 и 1.1 ст. 333.12.

Если в разрешительном документе прописано несколько видов водопользования, например, для снабжения населения питьевой водой, перепродажи и других нужд, по ним следует вести раздельный учет. Несоблюдение этого правила ведет к утрате права на льготную ставку по операциям, связанным с водоснабжением жителей населенного пункта.

Налоговые ставки по водному налогу устанавливаются на федеральном уровне и приводятся в соответствие с текущим уровнем цен благодаря системе повышающих коэффициентов. Задача налогоплательщика – правильно выбрать ставку и произвести корректный расчет бюджетных обязательств.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Налог – финансовый инструмент, существующий уже давно в государстве. Появился он вместе с возникновением государства и создавался как основной источник дохода. Средства использовались для содержания власти и его материального обеспечения. Помимо налогов в госструктуре используются другие инструменты, но он считается самым первоочередным по доходности.

Налог – безвозмездный платеж как для физических, так и для юридических лиц. Основной ролью выступает фискальная система. Доход используется для удовлетворения интереса государства и общества в целом. При правильном использовании средств, поступающих за счет налогообложения, налог станет регулирующим механизмом в стране и социальном управлении.

Водный налог обеспечивает реализацию вида платности за использование водного ресурса через стимуляцию экономического механизма для рационального использования, а также для восстановления водного объекта в целом.

Связано это с тем, что пресный водный ресурс считается ограниченным и уязвимым, что не дает возможности его восстанавливать в ускоренном темпе.

Статистика в государстве говорит о том, что только 20% из всей воды, продаваемой на прилавках, соответствует нормам и гостам санитарии. И не в зависимости от использования водного ресурса, платеж является фискальным, но взимается он по–разному.

Оплата, вносимая для восстановления ресурса, совершается за изъятие воды в установленном порядке и лимите. Так же этот платеж идет за использование воды без изъятия, в том числе за сброс сточной воды в водные объекты и иные виды деятельности, связанные с водными ресурсами.

На данный момент в России взимается платеж за использование недр подземной воды, за сбор водного ресурса предприятиями, за сброс загрязняющих компонентов.

Правовая основа – действующие правовые акты и нормативные документы, а так же методические указания.

Плательщики и объект налогообложения

Устанавливается данный вид налогообложения в соответствии с главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Был введен в начале 2005 года. Ранее сбор назывался платой за пользование водными ресурсами.

Плательщиками в этом случае выступают все учреждения и физлица, которые осуществляют водопользование в соответствии с действующим законодательством. Без получения лицензии воспользоваться могут юридические лица при использовании ресурса без применения сооружений.

В случае использования специализированных технических средств действие признается специальным водопользованием. Обязательно требуется наличие лицензии.

Физические лица и организации, которые осуществляют изъятие водного ресурса на основании договорных отношений по предоставлению объекта использования и после принятия Водного кодекса, не являются плательщиками налога. За использование ресурса взимается платеж на основании статьи 20 Водного кодекса в размере, указанном в договоре.

Вынести такое решение может только правительство России или исполнительный орган в соответствии с 21 статьей Водного кодекса. Так же там описаны основные государственные органы, которые могут принимать решение о передачи права на управление.

Водный налог не уплачивается гражданами, чей договор заключен позже начала 2007 года.

Объектом налогообложения считается:

  1. Получение и дальнейшее использование акватории водного ресурса. Исключение – лесосплав в кошелях.
  2. Забор водного ресурса из объекта.
  3. Использование в качестве цели гидроэнергетики.
  4. Использование для цели сплава древесного ресурса в плотах.

Не признаются объектами:

  1. Подземные воды, которые содержат лечебный ресурс.
  2. Получение водного ресурса для обеспечения пожарной безопасности и дальнейшей ликвидации бедствий.
  3. Использование ресурса для нужд обороны государства и правительства.
  4. Использование воды для рыболовства.
  5. Использование ресурса для мониторинга объектов, а также гидрографической, топографической работы.
  6. Использование для дальнейшего строительства рыбохозяйственного или воднотранспортного, канализационного назначения.
  7. Использование ресурса для строительства баз отдыха, предназначенного для ветеранов, детей и инвалидов.
  8. Забор водного ресурса для сельскохозяйственного назначения, полива и водопоя.
  9. Использование акватории для рыбалки и охоты.

Налоговые и платежные база и периоды

Налоговая база соответствует виду использования и водному объекту. В случае применения нескольких ставок по одному виду объекта, база должна определяться к каждой ставке.

Налоговая база и платежная определяются в каждом субъекте Российской Федерации по-разному, исходя из количества природных ресурсов и дальнейшего их использования организациями.

Налоговым и платежным периодом становится срок – квартал .

Водный налог подлежит уплате не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными лицами, которые подходят под условия использования. Они также обязаны предоставить налоговую декларацию по месту выдачи лицензии на пользование природными ресурсами.

Лицензии

Лицензию на использование водного ресурса должна получить организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие изъятие воды с помощью технических средств и сооружений. При отсутствии техники лицензия не обязательна к получению.

Если существует договор, подписанный после начала 2007 года, то лицензия так же не обязательна к получению. Исчисления налога происходит по действующему договору.

Ставки

Ставка по данному виду налогообложения установлена в соответствии с Налоговым кодексом в рублях за единицу базы налога, зависит от вида использования и устанавливается в соответствии району:

  1. Изъятия водного ресурса мира.
  2. Использовании акватории.
  3. В случае использования ресурса без изъятия воды.
  4. Сверх нормы – устанавливается в пятикратном размере. При отсутствии подтверждения квартального лимита – исчисление ¼ годовой суммы.

В случае изъятия ресурса:

  • 1.01–31.12 месяца 2018 года – 122 руб. за 1000 кубических метров воды;
  • 1.01–31.12 месяца 2019 года – 141 руб. за 1000 кубических метров воды;
  • 1.01–31.12 месяца 2020 года – 162 руб. за 1000 кубических метров воды;
  • 1.01–31.12 месяца 2021 года – 186 руб. за 1000 кубических метров воды;
  • 1.01–31.12 месяца 2022 года – 214 руб. за 1000 кубических метров воды.

Предполагается, что налоговая ставка после 2026 года будет определяться в соответствии с показателями за прошлый год, умноженными на ставку водного налога на конкретный вид использования и на коэффициент, предполагающий фактическое изменение в годовом соизмерении.

Правительство и действующее законодательство никак не могут изменить ставки, которые определяются Налоговым кодексом. Общая сумма к уплате – сложение суммы налогообложения, исчисленной по всем объектам.

Порядок расчета и уплаты в 2018 году

В случае забора ресурса – объем воды, которая забрана из объекта за конкретный промежуток времени (налоговый период для исчисления). Определяется объем на основании показания прибора, измеряющего показатели. Отражается в журнале первичного учета, постоянно обновляемом.

В случае отсутствия такого прибора определение происходит в соответствии с временными показателями работы и производства тех. средств. Если и такой возможности нет, то определение производится на основании норм потребления.

В случае использования акватории ресурса , за исключением вышеперечисленных моментов, определение происходит за счет площади предоставленной территории. Просматривается пространство по имеющееся лицензии. Если таковой документ отсутствует, то определяется на основании технической документации.

Если используется вода без дальнейшего изъятия , то определяется количеством электроэнергии за отчетной период.

В случае использования ресурса для сплава – произведение объемов древесного объекта за конкретный период и расстояние сплава в км., все это деленное на 100.

Например, учреждение действует на основании выданной лицензии на изъятие воды для нужд производства. Изъятие производится из скважин, которые находятся в бассейне реки Печора. Там поставлены приборы, которые измеряют объем ресурса.

Квартальный лимит на использование – 320 000 кубических метров. За первый квартал учреждение забрала 360 000 кубических метров. Нужно рассчитать сумму за первый отчетный период 2018 года.

Получается, что предприятие собрало несколько больше ресурса. Сверхлимитный объем составляет:

360 000 – 320 000 = 40 000 кубических метров.

По объему – в случае отсутствия сверх лимита, сумма складывается из нескольких составляющих:

320 000 кубических метров * 300 рублей * 1,75 / 1000 = 168 000 рублей, где

320 000 кубических метров – в рамках лимита;

300 рублей – ставка в соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 333.12 Налогового кодекса ;

1,75 – коэффициент к ставке в 2018 году.

По объему – в случае наличия сверх лимита:

40 000 кубических метров * 300 рублей * 1,75 * 5 / 1000 = 105 000 рублей, где:

40 000 кубических метров – сверх лимит;

300 рублей – ставка в соответствии с подпунктом 1, п. 1 ст. 333.12 НК;

1,75 – коэффициент к ставке в 2018 году;

5 – коэффициент при сверх лимите.

168 000 + 105 000 = 273 000 рублей.

Сроки

Платежи по налогообложению должны быть уплачены не позднее 20 числа, следующим за отчетным периодом, то есть не позднее 20.04, 20.07, 20.10, 20.01.

Сумма налогообложения исчисляется самостоятельно налогоплательщиком. Для основания берется произведение налоговой базы и ставки, соответствующей ей. К уплате – сумма, полученная в сложении полученного налога, который исчислен по всем объектам налогообложения.

Отчётность и льготы

Отчетностью по налогообложению становится декларация по налогам. Декларация подается в налоговую организацию, находящуюся на территории пребывания объекта. Документ подается в срок, установленный действующим законодательством. Крупные налогоплательщики приносят документы по месту учета в соответствии с действующей статьей 83 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Уплата не подразумевает дополнительные скидки для льготников.

Ответственность за налоговые нарушения

Ответственность за налоговые нарушения и неуплату оговаривается в Налоговом Кодексе, а также в Уголовном. Именно эти два законодательных акта говорят обо всех нюансах в отношении правонарушителей.

За уклонение или несвоевременное внесение денежных средств предусмотрена ответственность:

  1. Налоговая , которая несет только финансовый характер. Это позволяет покрывать ущерб государственного бюджета. Отражается применение таковых санкций в 122 статье Налогового кодекса. Неуплата налогов карается в этом случае пени и штрафами.
  2. Уголовная подразумевает компенсацию причиненного вреда перед обществом. Например, это может быть санкция административная – солидный штраф, уголовная – ограничение прав и свобод. Регулируются такие действия статьями и Уголовного кодекса.

В любом случае гражданин, не выполнивший свои обязательства по уплате налогов, обязан оплатить штраф в размере 20% от стоимости недоимки. При этом данная компенсация не освобождает его от уплаты основного долга по налогу. Если происходит умышленное укрытие от уплаты – штраф увеличивается до 40%.

В основном такие штрафы применяются при некорректном заполнении . В остальных случаях, например, за просрочку или неуплату, к должнику применяются санкции в виде недоимки и пени.

Уголовная ответственность за неуплату налогов наступает только при получении информации о крупной недоимке. К уголовной ответственности могут привлечь человека, который:

  • не предоставил документ за отчетный период, что повлекло за собой дальнейшую неуплату долговых обязательств;
  • специальное уклонение от исполнения обязательств, которые связаны с удержанием платы налогов и перечисления их в государственный бюджет;
  • утаивание недвижимости и имущества организаций, которое может быть использовано для взыскания налогов.

Полная сумма задолженности позволяет налогоплательщика привлечь к ответственности. Конечно все это в рамках законов и в соответствии со сроком исковой давности. В случае объема крупной недоимки гражданину грозит ответственность, если долг составит для физических лиц – 1,8 миллионов рублей , для юридических – 6 миллионов .

Физические лица понесут наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 – 300 000 рублей. В некоторых случаях возможно лишение свободы сроком до года.

Если это юридические лица, то санкции аналогичные. Дополнением здесь становится запрет на получение руководящих должностей в течение конкретного времени.

КБК

Для перечисления водного налога применяется следующий КБК – 182 1 07 03000 01 1000 110 .

При перечислении пени по водному налогу КБК следующий – 182 1 07 03000 01 2100 110 .

При перечислении средств для уплаты штрафа по водному налогу – 182 1 07 03000 01 3000 110 .

Особенности регионального законодательства

Платеж взимается на федеральном уровне. На территории России действует Водный кодекс, который устанавливает платеж за использование ресурсов. Включены туда платежи по водному налогу и оплата для восстановления водного ресурса в последующем. Водный налог считается платой за право воспользоваться ресурсом, а не платой за сами ресурсы.

Оплата за использование начисляется в бюджет различного уровня в соответствии с действующими нормативными актами. В Федеральный бюджет должно зачисляться не менее 40% , а в бюджет иных государственных субъектов – 60% .

Налогообложение водных объектов – нестабильная система, которая подразумевает изменение стоимости в зависимости от уровня инфляции и способов использования природного ресурса. Для исчисления налога в соответствии с законодательными нормами стоит привлечь квалифицированного сотрудника, который корректно заполнить налоговую декларацию. Иначе, при любом некорректном заполнении налогоплательщик понесет финансовые убытки.

Информация по водному налогу и другим важным вопросам налогообложения представлена в данном выпуске.

В тексте гл. 25.2 НК РФ четко приписано, что «водными» налогоплательщиками признаются физлица, коммерсанты и организации, использующие искусственные и естественные водоемы, если эта деятельность предполагает лицензирование в соответствии с нормами российского права.

Фактически обязанность по перечислению налоговых платежей возлагается на две категории хозяйствующих субъектов:

Граждан и юрлиц, получивших лицензию до 2007 года, если ее срок не истек;
экономических субъектов, добывающих воду подземным способом.

Первая категория лиц остается плательщиками налога до тех пор, пока не истечет срок лицензии. Когда это произойдет, они будут обязаны заключить с местными властями договор аренды и перечислять арендные платежи по прописанным в соглашении реквизитам.

Изъятие воды из искусственных и естественных водоемов;
использование водного пространства установленной площади;
транспортировка леса по воде;
производство гидроэнергии.

По любому из перечисленных объектов существует своя система ставок, в которой из нескольких вариантов нужно выбрать один, соответствующий географии водопользования.

Выбор ставки водного налога в 2017 году

Полный перечень используемых ставок дан в федеральном нормативном документе – НК РФ. Они измеряются в рублевом эквиваленте на единицу налоговой базы.

Особенность водного налога заключается в том, что единое понятие фискальной базы по нему отсутствует. Его трактовка зависит от особенностей деятельности хозяйствующего субъекта.

Существует четыре варианта определения базы:

1. Для компаний, осуществляющих забор воды из различных источников, – тысяча кубометров жидкости.
2. Для организаций, использующих водную акваторию, базой признается площадь эксплуатируемого участка согласно данным лицензии.
3. Для производителей гидроэнергии за базу принимается каждая тысяча киловатт энергии.
4. Для хозяйствующих субъектов, занятых лесосплавом, база рассчитывается в тысячах кубических метров леса на каждые 100 км сплава.

Например, согласно НК РФ для коммерческих структур, осуществляющих забор воды для водоснабжения населения, в 2017 году действует ставка 107 руб. на тысячу кубометров.

Важно! Стандартная система ставок используется в случае, если использование воды не превышает лимитов, установленных для конкретного естественного или искусственного объекта. Если законодательный максимум превышен, используется повышающий коэффициент – 5.

Перечень налоговых ставок, используемых при исчислении водных фискальных обязательств, приведен в ст. 333.12 НК РФ. Их уровень различается в зависимости от объекта налогообложения, типа добычи водных ресурсов (наземный или подземный метод) и водоема, используемого в хозяйственных целях.

Водный налог ставка 2017 определяется по следующему алгоритму:

Уточните целевое назначение используемого водоема. Оно прописывается в лицензии.
Определите свой экономический район. Если вы затрудняетесь с выбором, загляните в Общероссийский классификатор экономических районов.
Определите принадлежность эксплуатируемого водоема к бассейну реки, поименованной в НК РФ. Обычно это прописано в лицензии, если вы не нашли информацию, можно уточнить ее в Бассейново-водном управлении по конкретному субъекту РФ.

Когда вы знаете все три параметра, отыщите соответствующее значение в ст. 333.12 Кодекса. Обратите внимание, что разница в ставках в зависимости от целевого назначения, реки и региона может быть существенной.

Например, для реки Волга ставки на изъятие воды (руб. на 1 000 кубометров) составляют:

Наименование района

Изъятие из недр

Наземное изъятие

Северный

Северо-Западный

Разница в показателях составляет более ста руб. на тысячу метров кубических, что существенно сказывается на результатах вычислений. Поэтому нужно изначально выбрать верную ставку и подставлять ее в формулу.

Если в разрешительном документе, подтверждающем право водопользования, указано несколько его видов, по ним ведется раздельный учет.

Ставки водного налога: какую цифру подставлять в формулу?

Изучив ст. 333.12 НК РФ, бухгалтер хозяйствующего субъекта находит базовую ставку для своего вида деятельности, района и бассейна реки. Это значение нельзя использовать как окончательное: существует система поправочных коэффициентов, учитывающих ежегодный рост цен в стране.

В 2017 году «инфляционный» коэффициент составляет 1,52. Это значит, что окончательная ставка рассчитывается по формуле:

Налоговая ставка = Базовая ставка* 1,52.

Полученный результат нужно округлить до полных рублей, отбросив копейки по правилам математики.

Пример определения ставки:

ООО «Дельта» в хозяйственной деятельности эксплуатирует скважину, принадлежащую к бассейну Волги. Предприятие располагается на территории Ярославской области, которая, согласно Классификатору, относится к Центральному району. Как определить налоговую ставку?

Исходя из заданных условий, базовая ставка составит 360 руб. за кубометр воды. Чтобы определить значение на 2017 год, нужно умножить ее на 1,52.

Налоговая ставка = 360* 1,52 = 547,2 руб.

Согласно положениям НК РФ, полученное значение нужно округлить по правилам математики. Значит, в формулу по расчету налога следует подставить 547 руб. на тыс. кубометров.

Специальные условия для водоснабжения населения

Согласно фискальному законодательству, изъятие воды из искусственных и естественных объектов – один из объектов «водного» налогообложения. Общие ставки для всех налогоплательщиков прописаны в п. 1 и 1.1 ст. 333.12 НК РФ, а льготные, связанные с водоснабжением населения, – в п.3.

Чтобы иметь возможность пользоваться сниженной ставкой, нужно соответствовать двум условиям:

1. В лицензии предприятия четко приписано, что целевое назначение деятельности – водоснабжение населения.
2. В разрешительном документе обязательно указаны лимиты забора воды по конкретному природному объекту.

Если в лицензии хозяйствующего субъекта не прописано, что компания или ИП осуществляет забор вод подземным способом для водоснабжения населения, она не может пользоваться льготой. Она обязана уплачивать повышенный водный налог: ставки указаны в п. 1 и 1.1 ст. 333.12.

Если в разрешительном документе прописано несколько видов водопользования, например, для снабжения населения питьевой водой, перепродажи и других нужд, по ним следует вести раздельный учет. Несоблюдение этого правила ведет к утрате права на льготную ставку по операциям, связанным с водоснабжением жителей населенного пункта.

Налоговые ставки по водному налогу устанавливаются на федеральном уровне и приводятся в соответствие с текущим уровнем цен благодаря системе повышающих коэффициентов. Задача налогоплательщика – правильно выбрать ставку и произвести корректный расчет бюджетных обязательств.

Еще одним видом обязательных платежей в бюджет признается водный налог. Его плательщиками являются организации и ИП, занимающиеся деятельностью, связанной с использованием водных ресурсов. Водный налог введен в действие в 2005 году, заменяет ранее существующий налог на пользование водными объектами. Относится к федеральным.

Плательщики водного налога

Для того чтобы считаться плательщиками водного налога, экономические субъекты должны заниматься определенной деятельностью. При этом деятельность должна быть лицензирована в соответствии с законодательством РФ. Иные работы, связанные с водопользованием, не попадают под рассматриваемое налогообложение.

Плательщики водного налога используют водные ресурсы следующим образом:

  • использование водной территории (акватории) за исключением сплава леса;
  • лесосплав;
  • получение ресурсов в гидроэнергетических целях;
  • забор воды.

В качестве плательщиков признаются и субъекты, действующие на основании выданных лицензий в соответствии с утратившим силу с 01.01.2007 г. Водным кодексом РФ предыдущей редакции.

Не рассматриваются как плательщики налога организации и ИП, осуществляющие виды водопользования, среди которых нижеперечисленные:

  1. Непосредственно связанная с водой деятельность. Сюда относят рыбоводство, судоходство, некоторые виды строительств, орошение и прочие.
  2. Если виды работ облагаются другими налогами (извлечение минеральных и термальных вод).
  3. Водоохранные мероприятия.
  4. Льготируемые виды деятельности ― оборонные нужды, обеспечение пожарной безопасности.

Начиная с 2007 года деятельность по поверхностному использованию вод лицензированию не подлежит. Осуществление таких работ возможно по заключенным договорам водопользования или полученным решениям.

Ставки водного налога

Ставки по водному налогу зависят от нескольких факторов: региона использования и от вида забора воды. Исходные данные установлены законодательно и закреплены в НК РФ. Расчет производится исходя из цены за 1 тысячу забранных кубометров воды.

Пример ставок налога по регионам РФ

Экономический регион Акватория Поверхностные водные объекты Подземные водные объекты
Северный Волга 300 384
Северный Нева 264 348
Северо-Западный Волга 294 390
Северо-Западный Нева 258 342
Центральный Волга 288 360
Центральный Нева 252 306
Волго-Вятский Волга 282 336

Подобное разделение налоговых ставок затрагивает и прочие районы РФ: Западно-Сибирский, Восточно- Сибирский, Уральский, Центрально-Черноземный, Калинградский, Северо-Кавказский, Дальневосточный, Поволжский. Среди охватываемых бассейнов рек и озер ― Лена, Дон, Днепр, Байкал, Обь и другие.

Ставка по водоотбору морских вод зависит от используемого моря. Так, по отношению к Черному и Азовскому морям водный налог рассчитывается как 14,88 рублей за 1 тысячу кубометров воды. Относительно Чукотского моря размер выплат составит 4,32 за тысячу кубов.

Отдельные ставки устанавливаются за используемую акваторию и за потребление воды в целях гидроэнергетики. Для лесосплава налог рассчитывается исходя из 1 тысячи кубометров древесины на 100 км пути. Например, указанные действия в бассейне Ладожского озера обойдутся в 1705,2 рублей за кубический метр на 100 км.

Предусмотрена и льготная ставка. Она используется при заборе воды для водоснабжения населения. Размер ее рассчитывается по данным ст. 333,12 НК РФ. В 2016 году этот показатель равен 93 рублям за 1 тысячу кубов забранной воды.

Порядок расчета налога

Водный налог рассчитывается на основании установленных ставок, но и с учетом утвержденных повышающих коэффициентов. Размер этих показателей изменяется ежегодно вплоть до 2025 года. При расчете налога за 2016 год следует использовать коэффициент 1,32, за 2017 ― 1,52.

Дополнительные коэффициенты применяются и при следующих действиях по забору воды:

  • 5-кратный расчет устанавливается при превышении лимита забора;
  • 10-кратный вводится при заборе подземных вод с целью продажи;
  • 10% учитывается дополнительно, если отсутствуют измерительные приборы для забора.

Расчет итогового водного налога происходит с учетом всех действующих коэффициентов.

Пример. Организация занимается забором подземной воды с целью дальнейшей продажи на территории Северного экономического региона в бассейне реки Волги. Объем забора во 2 квартале составил 24 тыс. кубометров. Рассчитать сумму положенного к уплате налога.

Начальная ставка за забор воды по исходным данным составляет 384 рубля за 1000 кубических метров. Также необходимо учитывать следующие повышающие коэффициенты: 10-кратный при заборе воды с целью продажи и 1,32, действующий в 2016 году. Итого сумма налога равна 384*24*1,32*10= 121 651 рубль.

Предоставление отчетности по водному налогу

Расчет налоговых платежей за потребляемые водные ресурсы, предоставление декларации производятся ежеквартально. Уплату требуется произвести до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца. Перечисление платежа производится по месту нахождения объекта.

Если объект налогообложения отсутствует, то отчетность можно не составлять.

Вопросы и ответы по теме водного налога

1. Организация использует несколько видов деятельности, связанной с потреблением водных ресурсов. Какую ставку налога брать за основу?

При расчете платежей следует ориентироваться на утвержденные ставки налогов по видам деятельности, территории нахождения объектов. Полученные показатели суммируются.

2. Наше предприятие при заборе воды в 2-м квартале превысило лимит на 20 тысяч кубов. В 1-м квартале забор воды составил 160 тысяч кубов при разрешенном лимите 220 тысяч. Можем ли мы не учитывать при расчете налога за 2-й квартал 5-кратный повышающий коэффициент?

Нет, не можете. Отчетным периодом по водному налогу признается квартал. Сумма рассчитывается по каждому кварталу отдельно вне зависимости от ранее полученных результатов за предыдущее время.

3. Является ли организация плательщиком водного налога, если осуществляет действия по использованию поверхностных водных объектов согласно лицензии, срок действия которой обозначен до конца 2016 года. Лицензия выдана в 2006 году.

Да. Организация признается плательщиком водного налога, несмотря на то, что положения новой редакции Водного Кодекса РФ не признают рассматриваемый вид деятельности лицензированным. Операции, совершаемые согласно выданным ранее лицензиям, признаются объектом налогообложения.