Строительный портал - NikolskyAdm

Как сжечь ведьму. Почему ведьм сжигали? История самой жестокой казни средневековья

Нюня
Бета: Mora
Название: Как сжечь ведьму. Пособие для начинающих
Дисклеймер: Масаши Кишимото
Жанр: Романтика, Ангст, Юмор, Драма, Экшн (action)
Статус: в процессе
Рейтинг: R
Пейринг: Саске/Хината
Размещение: с указанием автора и с его разрешения
Предупреждение: Гет, AU, OOC
От автора: Сказочная история, наполненная колдовством, духами и драконами. Фамилии главных героев изменены.
Саммари: XVI век. Охота на ведьм распространилась по всей Западной Европе. Ни в чем не повинных женщин сотнями пытали и сжигали на костре... Но что делать, если ты настоящая ведьма, пусть и с весьма скудными способностями? Как ты защитишь себя, когда за тобой придет прекрасный рыцарь, охваченный неутомимым желанием... поскорее сжечь тебя?

Почему именно мужская одежда? – недовольно скривился мальчик, подозрительно прищурив левый глаз. – Хината же девушка!

Она не должна бросаться в глаза. Женщина среди путников это всегда подозрительно, а так она будет выдавать себя за мужчину, и на нас никто не обратит внимание.

Саске говорил спокойно, слегка лениво, оперевшись плечом о каменную стену. Они смотрели вперед в самую глубь леса, не решаясь обернуться назад, где переодевалась ведьма. Рыцарь жадно вдыхал воздух, словно пытаясь поймать запах ее кожи, но пахло лишь грязью и свежей листвой. Наруто нетерпеливо ерзал на месте, косясь на сумку, набитую едой и хлебом. Саске заметил это и подтянул ее поближе к себе, усмехнувшись. Мальчик-лис недовольно фыркнул и выскочил из пещеры. Мужчина остался наедине с полуголой девушкой за спиной. Его ладони покрылись потом, а сам он еле сдерживал себя, чтобы не повернутся и не подглядеть за ней хоть краешком глаза. Собирая всю свою выдержку в кулак, он сорвался в момент, услышав высокий жалобный голосок Хинаты.

Саске! Мне нужна помощь!

Не успев повернуться, девушка уткнулась в сильную мужскую грудь, которая уже была влажной, несмотря на холодный ветер.

Слушаю тебя, - прохрипел он, стараясь поднять глаза как можно выше, чтоб не видеть ее обнаженной груди, зажатой в девичьих руках.

Я не могу затянуть это. - Хината протянула к его носу небольшой отрезок длинной ткани, который был взят специально для ее внушающего размера. – Помоги.

Смерти моей хочешь? – зашипел мужчина, грубо выхватывая мягкую ткань из ее рук. – Повернись спиной.

Девушка легонько кивнула и повернулась спиной. Намотав длинные волосы на кисть, она схватилась ладонями за затылок, убрав волосы и руки для удобства. Легкое головокружение охватило Саске, когда он увидел мягкий изгиб ее спины и тонкой талии, очерченные глубокой линией позвоночника. Дрожащими руками мужчина натянул ткань и потянул руки вперед, обхватывая ее грудь и затягивая ее, чтобы сгладить округлости. Хината закусила губу и прикрыла глаза, терпя слегка болезненные ощущения от силы его рук, затягивающих ткань вокруг ее худого тела. Ей было тяжело дышать от давления на ребрах, а он задыхался от ее нежной кожи, скользившей под его пальцами. Заправив ткань, он поцеловал ее оголенную тонкую шею и девушка обернулась к нему, густо покраснев и ухватившись пальцами за место поцелуя. Их разделяло расстояние меньше шага, а губы так и тянулись друг к другу.

Что вы там делаете? – раздался громкий голос Наруто за их спинами.

Разговариваем! – прорычал Саске, натягивая на хрупкую девушку тонкую мужскую рубашку. Щеки Хинаты горели ярким красным огнем, а глаза стыдливо были опущенные вниз. Пробежав кончиками пальцев по дрожащим ресницам, он поцеловал ее в веко и улыбнулся. – Пошли, ведьма, пора выдвигаться.

Брюнетка улыбнулась в ответ, вытирая ребром указательного пальца веко, которое словно горело от поцелуя.

«Ее сила в девственности, черт ее бери. Я когда-нибудь сорвусь…» - ругался в своем подсознании рыцарь, пристегивая к седлу сумки.

А обед?! – прокричал свой вопрос Наруто, вытягивая из его рук сумку, из которой выглядывала корочка аппетитного хлеба. Подняв сумку вместе с висящим на ней мальчиком вверх, он интенсивно ее затряс, чтобы надоеда выпустил ее из рук. С грохотом упав на землю, мальчик зарычал, пиная рыцаря по ноге, но тот не обращал внимания на ребенка и продолжал молчаливо собираться в дорогу. В голубых глазах Наруто блеснула голодная слеза, но мужчина был непреклонен.

Поедим позже. С твоим аппетитом мы либо разоримся, либо никогда не дойдем до места.

Не смей баловать ребенка! – Пихнул ее в плечо брюнет.

Детей нужно баловать, иначе они вырастают в таких чёрствых мужланов, как ты.

Войдя в ворота города, Хианата сильней натянула капюшон плаща на лицо. Ее волосы были аккуратно заплетены в косу, поэтому издалека она действительно была похожа на маленького мальчика-подростка, с по-девичьи мягкими чертами лица. На улицах было оживленно и шумно. Вокруг было много людей в масках, окруженных смехом. Хината разглядывала все вокруг, ей было так в новинку видеть подобные празднества, что она стала заметно отставать от своих спутников. Ее чуть не снесли с ног двое веселых малышей, которые бежали со всех ног в центр города, где уже собралась толпа. Осмелев, она твердо зашагала вперед в сторону представления, позабыв о своих настоящих и важных планах. Ведьму влекла громкая музыка и смех, которые становились все громче и громче с каждым шагом. Гуттлетс тоже слегка высунул морду из-под ее капюшона, любопытно озаряясь по сторонам. Здесь, в этой суматохе, никто не обращал внимания на маленького мальчишку с восхищенными серыми глазами. Она уже подобралась к толпе, когда в ее лицо полыхнул огонь и она, от испуга, упала на землю.

Простите! – громко рассмеялся мужчина в маске, подавая руку Хинате.

Все хорошо. - Отряхиваясь, кивнула она, внимательно разглядывая комедианта. – Вы дышите огнем?

Да, - удивившись ее вопросу, ответил мужчина, играя с факелами и умело подкидывая их верх.

Словно дракон! – Хлопнула девушка в ладоши, восхищенно наблюдая за его действиями.

Мужчина снова громко рассмеялся, набирая в рот керосин и выпуская новые взрывы пламени вверх. Хината не заметила, как сама стала звонко смеяться глядя на огонь, который раньше ненавидела. Тряхнув своими рыжими волосами, мужчина улыбнулся и положил руку на ее голову. Его карие глаза запылали огнем, который он только что запускал в воздух.

Этот праздник для тебя, Хината.

Что? – Округлив свои глаза, спросила девушка, но мужчина растворился, превратившись в черный дым.

Девушка вздрогнула, когда ее локоть сильно сжали и дернули назад. Саске с гневом скрипел зубами, впритык смотря на ее лицо, полное непонимания и радости.

Не отставай! – рявкнул он, сжав ее руку и потянув за собой. Девушка, сделав всего два шага, намертво встала на месте, не желая идти следом.

Я хочу посмотреть на праздник! – вскрикнула она, вырывая свою руку. Мужчина шумно вдохнул, закрывая глаза, в которых просто бурлила злость.

И я хочу! – воскликнул Наруто, хватая руку Хинаты.

Они стояли позади толпы, смешно вытянув головы вверх, пытаясь разглядеть все представление. Наруто, казалось, смеялся громче всех, опершись на голову Жустиса. Саске недовольно скрестил руки и ждал. Ждал, когда удовлетвориться любопытство этих двоих, и они смогут продолжить свой путь по намеченному плану. Буркнув себе под нос ругательство, он глянул на девушку, в глазах которой искрилась неподдельная радость и любопытство. Ее восхищало все: столпотворение людей, скучные выступления комедиантов и даже смех, человеческий задорный смех. Духи не умеют смеяться.

Улыбнувшись, рыцарь молча взял девушку на руки и усадил позади ребенка. Серые глаза распахнулись еще сильней, увидев маленьких собак, бегающих по импровизированной сцене.

Тебе это так нравится? – спросил Саске, сжимая ее ладонь.

Да! Я словно заново познала жизнь! – воскликнула она, вытирая слезу со щеки. Наруто промолчал, даже не переведя взгляда на девушку, но что-то внутри него екнуло. Как можно это называть жизнью? Жизнь - это жить вместе с родителями в собственном доме, окруженным теплом и уютом. Быть всегда сытым и не красть ради выживания. Что она, ведьма, может знать о жизни?

Саске, - окликнула рыцаря Хината. - Я видела духа огня.

Две пары удивленных глаз уставились на девушку. Ее глаза блеснули загадочным блеском, и она снова улыбнулась, погладив солнечные волосы мальчика.

Что он тебе сделал? - подавшись немного вперед, спросил рыцарь, с тревогой оглядывая ее лицо.

Ничего. Я должна тебе кое-что сказать. - Сделав глубокий вздох, Хината повернулась к Саске и произнесла: - Он любил духа реки. И она любит его до сих пор, хотя когда-то он решил уничтожить людей, сжигая их в огне, а она потушила его огонь, защитив человечество от его рук. Она уничтожила то, что любила больше жизни.

Какие духи? - спросил Наруто, вскидывая назад голову, чтобы видеть Хинату.

Мои друзья, - прошептала Хината.

Из книги Н. Бессонова «Суды над колдовством».

Германия XVII века. В землю на пустыре вкопаны столбы. Вокруг них штабеля брёвен. Загодя приготовлены цепи и вязанки хвороста. Народу на казнь собралось много, но столпотворение не предвидится. Это во времена ранних процессов со всех окрестностей собиралось по шесть-восемь тысяч зрителей.

Хозяева трактиров и постоялых дворов изрядно пополняли свои кошельки. Теперь острое зрелище приелось. Обгорелые проплешины на местах сожжений стали обычной частью ландшафта - настолько заурядной, что в диковинку это было только для иноземца.

В 1631 году кардинал Альбицци записал по дороге в Кёльн: «Ужасное зрелище предстало перед нашими глазами. За стенами многих городов и деревень мы видели многочисленные столбы, к которым привязывали бедных несчастных женщин и сжигали как ведьм».

Как образно выразился фон Шпее, «по всей Германии отовсюду поднимается дым костров, который заслоняет свет...». Известный историк Иоганн Шерр сделал те же обобщения: «...Каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры...»

Вот выхваченная наугад маленькая деревушка Рейхертсхофен. Здесь в середине XVII столетия охота на ведьм унесла пятьдесят жизней. Малонаселённый Вейзенштейн отправил на костёр за один лишь 1562 год шестьдесят три женщины. А в окрестностях Страсбурга с 1615 по 1635 год сожгли пять тысяч женщин и девушек.

Чаще всего список казнённых пополнялся постепенно. За один раз обычно сжигали по две или три жертвы. Таков был ритм «спокойных» времён. Зато во время всплесков истерии устраивались аутодафе, поражающие своим размером даже привычных ко всему немцев.

Хроника города Брауншвейг за 1590 год содержит очень яркое сравнение. «Место казни выглядело подобно небольшому лесу из-за числа столбов», - гласит хроника. Силу немецкого террора можно оценить особенно зримо, если мы одновременно, как бы с высоты птичьего полёта окинем взглядом разные места.

Мысленно перенесёмся в октябрь 1582 года.


Каждый городишко отличился многолюдной казнью, ведя счёт жертв на десятки, - и всё это с интервалом в несколько дней. Поистине прав был французский судья Анри Боге, описавший около 1600 года свои впечатления: «Германия почти сплошь покрыта кострами, сложенными для ведьм. Швейцария также была вынуждена стереть с лица земли многие из своих деревень. В Лотарингии путник может видеть тысячи и тысячи столбов, к которым привязаны колдуньи». Сам Анри Боге орудовал в графстве Бургундия, где был верховным судьёй. Его стараниями сожжено 600 ведьм.

Другим странам было трудно угнаться за германскими княжествами. Тем не менее, и во Франции отмечены массовые казни. В Брианконе в 1428 году были заживо сожжены 110 женщин и 57 мужчин. В Тулузе в 1557 году сожгли 40 ведьм. Страшен был размах у самых первых процессов на юге Франции. Они сопоставимы по числу жертв с террором в немецких епископствах.

В Бамберге и Вюрцбурге - двух немецких городах - охота на ведьм началась в XVII веке почти одновременно и в короткое время унесла полторы тысячи жизней. В Бамберге было сожжено 600 ведьм и колдунов, в Вюрцбурге 900. Руководили террором двоюродные братья, имевшие титул «князь-епископ»: Филипп Адольф фон Эренберг и Готфрид Иоганн Георг.

Идейными вдохновителями были иезуиты. В первую очередь казнили тех, кто выделялся среди горожан красотой, богатством, должностью или хорошим образованием. Одновременно погибло много детей, которые ничем ещё не успели себя проявить.


16 февраля 1629 года в Вюрцбурге был составлен список, включающий 157 человек. Разумеется, он не полный, поскольку казни продолжались и далее. К общему удивлению исследователей среди жертв было много мужчин.

Шла Тридцатилетняя война, и города были наполнены беженцами. Стоит обратить особое внимание, как много было уничтожено «чужестранцев».

«Первое сожжение: четверо. Жена Либера; старая вдова Анкера; жена Гудборта; толстая жена Гекера.

Второе сожжение: четверо. Старая жена Бойтлера; две приезжие женщины; старуха Шенкер.

Третье сожжение: пятеро. Музыкант; жена Кулера; жена прокурора Штира; жена щёточника; жена ювелира.

Четвёртое сожжение: пятеро. Жена Зигмунда Глазера, бургомистра; жена Брикманна; повитуха; старуха Рум; приезжий.

Седьмое сожжение: семеро. Приезжая девочка двенадцати лет; приезжий; приезжая; сельский староста из чужих мест; три приезжие женщины. Кроме того, был казнён на рыночной площади стражник, у которого сбежало несколько ведьм.

Девятое сожжение: пятеро. Вагнер Вундт; приезжий; дочь Бентуа; жена Бентца; жена Эйеринга.

Десятое сожжение: трое. Стейнанер, один из богатейших горожан; приезжие мужчина и женщина.

Одиннадцатое сожжение: четверо. Швердт, викарий собора; жена управляющего из Ренсакера; жена Стичера; музыкант Силберану.


Двенадцатое сожжение: двое. Две приезжие женщины.

Тринадцатое сожжение: четверо. Старый Хоф-Шмидт; старуха; маленькая девочка девяти или десяти лет; её младшая сестра.

Четырнадцатое сожжение: двое. Мать двух ранее упомянутых девочек; дочь Либлера 24 лет.

Шестнадцатое сожжение: шестеро. Мальчик-паж из Ратценштейна; мальчик десяти лет; две дочери изгнанного из главы совета и его служанка; толстая жена Зейлера.

Восемнадцатое сожжение: шестеро. Скорняк Батч; мальчик двенадцати лет; ещё мальчик двенадцати лет; дочь Юнгена, девушка пятнадцати лет; приезжая.

Двадцатое сожжение: шестеро. Бабелин Гобель, самая красивая девушка Вюрцбурга; студент пятого курса, знающий много языков, он же музыкант, выдающийся своим пением и игрой на музыкальных инструментах; два мальчика двенадцати лет из Мюнстера; дочь Штепера; жена Гитера».


Самые поздние казни относятся к 1631 году. От дальнейших преследований население Вюрцбурга и Бамберга спасла война. При подходе протестантской армии католические прелаты со своими сокровищами бежали в Кёльн. После 1631 года в Кёльне собрались: архиепископ Майнцский, епископы Бамбергский, Вюрцбургский, Вормсский, Шпеерский, а также аббат Фульдский. На новом месте фанатики организовали ещё одну охоту на ведьм.

Через несколько лет сожжения в доселе терпимом Кёльне стали беспокоить даже римского Папу, и он послал в несчастный город двух кардиналов, чтобы ослабить манию. Почувствовав поддержку Рима, здравомыслящие люди воспряли духом и сумели обуздать зарвавшихся гостей.

Историки находят мало оправданий свирепым епископам. В их пользу говорят только два факта. Во-первых, вюрцбургский епископ действовал под влиянием фанатизма, а не только алчности. Он лично распорядился о казни юноши-племянника, хотя в дальнейшем очень сильно скорбел по утрате.


Немецкий историк И. Шерр пишет: «Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 г. и продолжаются почти целое столетие. В то время, как вся Лотарингия дымилась от костров... в Падеборне, в Бранденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней.

В графстве Верденфельде в Баварии в 1582 г. один процесс привел на костер 48 ведьм... В Брауншвейге между 1590-1600 гг. сожгли столько ведьм (ежедневно по 10-12 человек), что позорные столбы их стояли „густым лесом“ перед воротами.

В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 г. сожжены 22 ведьмы, в 1597-1876 гг. - всего 197...

В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 гг. сожжено 30 человек. Фульдский судья колдунов Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 человек обоего пола и надеется довести число своих жертв до 1000.

В графстве Нейссе (принадлежавшем епископству Бреславльскому) с 1640 по 1651 гг. сожжено около 1000 ведьм; мы имеем описания более чем 242 казней; между жертвами попадаются дети от 1 до 6 лет. В то же время в епископстве Ольмютц умерщвлено несколько сотен ведьм.


В Оснабрюке сожгли в 1640 г. 80 ведьм. Некий господин Ранцов сжег в один день в 1686 г. в Гольштейне 18 ведьм. По дошедшим документам, в епископстве Бамбергском при населении 100000 человек сожжено в 1627-1630 гг. 285 человек, а в епископстве Вюрцбургском за три года (1727-1729) - более 200; среди них встречаются люди всех возрастов, званий и пола...

Последнее сожжение в огромных размерах было устроено архиепископом Зальцбургским в 1678 г.; при этом жертвой святой ярости пало 97 человек. Ко всем этим казням, известным нам по документам, мы должны присоединить еще, по крайней мере, столько же казней, акты которых потеряны для истории. Тогда окажется, что каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигали костры, на которых погибали тысячи людей, обвиняемых в колдовстве. Мы не преувеличим, если определим число жертв в 100 000 человек».


В Англии инквизиция уничтожила «всего лишь» около тысячи человек. При Генрихе VIII сжигали прежде всего лютеран; католикам «везло» - их вешали. Впрочем, иногда для разнообразия лютеранина и католика привязывали друг к другу спиной и в таком виде возводили на костер.

Во Франции первое известное сожжение состоялось в Тулузе в 1285 г., когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. В 1320-1350 гг. на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе - более 400.

В Тулузе же 9 февраля 1619 г. был сожжен известный итальянский философ-пантеист Джулио Ванини. Процедура казни регламентировалась в приговоре так: «Палач должен будет протащить его в одной рубахе на циновочной подстилке, с рогаткой на шее и доской на плечах, на которой должны быть написаны следующие слова: „Атеист и богохульник“.

Палач должен доставить его к главным вратам городского собора Сент-Этьен и там поставить на колени, босым, с обнаженною головой. В руках он должен держать зажженную восковую свечу и должен будет умолять о прощении Бога, короля и суд.

Затем палач отведет его на площадь Сален, привяжет к воздвигнутому там столбу, вырвет язык и задушит его. После этого его тело будет сожжено на приготовленном для этого костре и пепел развеян по ветру».


Историк инквизиции свидетельствует о безумии, охватившем христианский мир в XV-XVII веках: «Уже больше не сжигали колдуний поодиночке или парами, а десятками и сотнями. Говорят, что один женевский епископ сжег в три месяца пятьсот колдуний; епископ Бамберга - шестьсот, епископ Вюрцбурга - девятьсот; восемьсот было осуждено, по всей вероятности, за один раз сенатом Савойи... В 1586 г. в Рейнских провинциях запоздало лето и холода держались до июня; это могло быть делом только колдовства, и трирский епископ сжег сто восемнадцать женщин и двух мужчин, у которых исторгли сознание, что это продолжение холодов было делом их заклинаний».

О вюрцбургском епископе Филиппе-Адольфе Эренберге (1623-1631) следует сказать особо. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых были сожжены 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от 4 до 14 лет.

Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина - отклонение от нормы казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.


Вообще, в казнях ведьм, фанатики проявили удивительную изобретательность. Гравюры и зарисовки того времени показывают разнообразие приёмов. Там женщину, прикрутив к лестнице, опрокидывают лицом в бушующее пламя.

Тут палачи кладут посередине костра деревянную дверь, на которой бок о бок лежат три ведьмы. Эти мученицы привязаны с таким расчётом, чтобы огонь долго обугливал босые ноги и добрался до тела только после того, как прогорят снизу толстые доски.

Чаще всего художник изображает классическое сожжение у столба. Но и здесь есть варианты. Женщины и девушки прикручены к столбу стоя или сидя, по несколько сразу или поодиночке.

Письменные источники позволяют сделать ещё несколько добавлений. В Майнце в 1587 году ведьму водрузили на поленницу, заколотив живьём в бочку. В Рейнбахе осуждённых привязывали к столбу и обкладывали соломой сверху донизу - так, чтобы они полностью скрывались из виду.


Известно, что и в других городах сжигали в так называемом соломенном шалаше. А вот в Нейссе была создана кремационная печь. За один только 1651 год в этой печи были зажарены заживо сорок две женщины и юные девушки. На достигнутом силезские палачи не успокоились. За девять лет мучительную смерть приняло около тысячи ведьм, среди которых попадались даже двухлетние!

Свой способ сожжения выработали в Шотландии. Здесь от процессов осталось много счетов на оплату дров, столбов, соломы - короче, всего, что нужно для казни. Очень часто упоминается смоляная бочка. Колдунью заставляли влезть в бочку высотою в половину её роста, потом привязывали к столбу и напихивали вокруг солому. Иногда в комплект поставок входили также уголь и просмолённая рубаха для смертницы.


Особо выделяется своей страшной натуралистичностью гравюра с казнью беременной женщины. Старинный автор взялся, в меру умения, показать, как от жара костра лопается живот, и ребёнок на глазах толпы вываливается в пламя. Палач при этом продолжает ворошить угли длинным шестом.

Подобные сцены действительно происходили в те жестокие времена. На острове Гернси, находящемся между Францией и Англией, костры пылали без малого два века подряд, вплоть до 1747 года; под казни была отведена площадь на перекрёстке Бордаж.

По подсчётам историков, женщин среди осуждённых за колдовство было в три раза больше, чем мужчин. При Марии Тюдор 18 июля 1556 года сожгли заживо мать с двумя дочерьми. «Одна из дочерей, которую звали Перотина Масси, была беременна, а муж её, пастор, скрылся с острова дабы избежать расправы. От языков пламени и натуги, вызванной адской болью, чрево её лопнуло, и младенец, чудный мальчик, выпал в огонь, но его ещё живым вытащил некто Гус, из числа подручных палача. Видя, как всё странно складывается, бальи поразмыслил и велел швырнуть бедное дитя обратно в костёр».

Не приходится сомневаться, что при расправах над колдуньями творилось то же самое. Например, в Бамберге в 1630 году беременная жена советника Думлера была жестоко пытана и сожжена.

Тяжкие душевные муки испытывали матери, заодно с которыми осуждали на смерть их детей. В Австрии в 1679 году сожгли Эмеренцину Пихлер, а через пару дней вдогонку её детей двенадцати и четырнадцати лет.

Часто одновременно казнили несколько поколений родственников. В 1688 году целая семья, включая детей и прислугу, была сожжена за колдовство. В 1746 году сожгли не только обвиняемую, но и её сестру, мать и бабушку.


Одной из самых больших загадок в истории остается странное умопомрачение, охватившее Европу в XV-XVII веках, в результате которого на костры отправились тысячи женщин, заподозренных в колдовстве. Что это было? Злой умысел или хитроумный расчет?

В отношении борьбы с ведьмами в средневековой Европе существует множество теорий. Одна из наиболее оригинальных состоит в том, что никакого умопомрачения не было. Люди действительно боролись с темными силами, и в том числе с ведьмами, расплодившимися по всему белу свету. При желании эту теорию можно развить.

Едва с ведьмовством перестали бороться, как в мире то тут, то там начали вспыхивать революции и все больший размах стал приобретать терроризм. А в этих явлениях заметную роль играли женщины, словно бы превращавшиеся в злобных фурий. И в разжигании нынешних «цветных» революций они тоже играют заметную роль.

Языческая толерантность

Языческие религии в целом терпимо относились к колдунам и ведьмам. Все было просто: если колдовство шло во благо людям, это приветствовалось, если во вред - наказывалось. В Древнем Риме избирали наказание колдунам в зависимости от вредоносности содеянного ими. Например, если нанесший вред колдовством не мог выплатить пострадавшему компенсацию, ему должно было быть нанесено увечье. В некоторых странах колдовство каралось смертью.

Все изменилось с приходом христианства. Пить, гулять на стороне и обманывать ближнего стало считаться грехом. А грехи объявили происками дьявола. В Средние века видение мира у простых людей стали формировать самые образованные люди той эпохи - священнослужители. И они навязали им свое мировоззрение: дескать, все беды на земле происходят от дьявола и его подручных - демонов и ведьм.

На происки ведьм списывали все природные катаклизмы и неудачи в делах. И кажется, что возникла идея - чем больше ведьм истребить, тем больше счастья привалит всем оставшимся людям. Сначала колдуний сжигали поодиночке, потом парами, а затем десятками и сотнями.

Одним из первых известных случаев стала казнь ведьмы в 1128 году во Фландрии. Некая женщина плеснула водой на одного вельможу, а тот вскоре слег от болей в сердце и почках и через некоторое время умер. Во Франции первое известное сожжение ведьмы состоялось в Тулузе в 1285 году, когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. А спустя некоторое время казни ведьм во Франции стали массовыми. В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе - более 400. А вскоре мода на массовые расправы над ведьмами распространилась по всей Европе.

Мир сошел с ума

В Италии, после опубликования в 1523 году буллы о ведьмах папы Адриана VI, только в районе Комо стали ежегодно сжигать более 100 ведьм. Но больше всего ведьм оказалось в Германии. Немецкий историк Иоганн Шерр писал: «Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 года и продолжаются почти целое столетие. В то время как вся Лотарингия дымилась от костров... в Падеборне, в Браденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней.

В графстве Верденфельде в Баварии в 1582 году один процесс привел на костер 48 ведьм... В Брауншвейге между 1590-1600 годами сожгли столько ведьм (ежедневно по 10-12 человек), что позорные столбы их стояли "густым лесом" перед воротами. В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 году сожжены 22 ведьмы, в 1597-1876 годах - 197... В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 год сожжено 30 человек».

Появились даже свои рекордсмены по казням. Фульдский судья Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 колдунов обоего пола и надеется довести число своих жертв до тысячи. Особенной страстью в гонениях ведьм отличился вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых сожгли 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина, слепая девушка и студент, говоривший на многих языках. Любое отличие человека от других казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.

А еще сильнее зверствовал его двоюродный брат - князь-епископ Готфрид Иоганн Георг Второй Фукс фон Дорнхейм, казнивший в Бамберге в период 1623-1633 годов более 600 человек. Последнее массовое сожжение в Германии было устроено архиепископом Зальцбургским в 1678 году, когда на костер отправилось сразу 97 человек.

Увы, не осталась в стороне от охоты на ведьм и Россия. Так, когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в напущении болезни сожгли сразу 12 женщин. Впрочем, в сравнении с Западной Европой, можно сказать, что в России к ведьмам относились терпимо. И обычно жестоко наказывали, только если они злоумышляли против государя. В общем, жгли редко, все больше пороли.

В Европе же не только жгли, но и старались казнить с особой изощренностью. Судьи порой настаивали, чтобы при казни колдуньи непременно присутствовали ее малолетние дети. А иногда вместе с ведьмой отправляли на костер и ее родственников. В 1688 году целая семья, включая детей и прислугу, была сожжена за колдовство.

В 1746 году сожгли не только обвиняемую, но и ее сестру, мать и бабушку. И наконец, сама казнь на костре была словно специально сделана, чтобы еще более опозорить женщину. В первую очередь сгорала ее одежда, и она на какое-то время оставалась нагой на виду у многочисленной толпы, собравшейся посмотреть на ее умерщвление. В России же обычно сжигали в срубах, возможно, чтобы избежать этого самого позора.

Не только инквизиция

Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она. Например, в Вюрцбургском и Бамбергском епископствах неистовствовала не инквизиция, а епископальные суды. В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны. В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу.

Но, возможно, самыми злыми оказались протестантские вожди Реформации Кальвин и Лютер, которых у нас раньше представляли светлыми героями, бросившими вызов темным католикам. Кальвин ввел в обиход новый способ сожжения еретиков и ведьм. Чтобы сделать казнь более продолжительной и мучительной, приговоренных сжигали на сырых дровах. Мартин Лютер ненавидел ведьм всей душой и вызывался казнить их самолично.

В 1522 году он писал: «Колдуны и ведьмы - суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели, понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам дьявола». И под влиянием его проповедей протестанты в Германии отправляли женщин на костер по малейшему подозрению.

Надо сказать, что инквизиция, хотя и вела основную массу ведьмовских процессов, в своей работе строго следовала процессуальным правилам* Например, требовалось, чтобы ведьма созналась. Правда, для этого инквизиторы придумали кучу разных приспособлений для пыток. Например, «ведьмино кресло», оснащенное острыми деревянными шипами, на котором подозреваемую заставляли сидеть сутками.

Некоторым колдуньям надевали на ноги кожаные сапоги большого размера и заливали в них кипяток. Ноги в такой обуви буквально сваривались. А Бригитту фон Эбикон в 1652 году пытали вареными яйцами, которые доставали из кипятка и вкладывали ей под мышки.

Кроме признания, другим доказательством связи женщин с дьяволом могло стать испытание водой. Любопытно, что христиане переняли его у язычников. Еще законы Хаммурапи в начале II тысячелетия до нашей эры рекомендовали обвиненному в колдовстве пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека, то он может забрать дом у обвинителя.

Еще более существенным доказательством вины ведьмы, чем ее признание, считалось наличие на ее теле «отметины дьявола». Различали две их разновидности - «ведьмин знак» и «клеймо дьявола». «Ведьмин знак» должен был напоминать третий сосок на теле женщины, считалось что через него она кормила демонов собственной кровью.

А «клеймом дьявола» называли необычный нарост на коже человека, нечувствительный к боли. Ныне появилась теория, что «ведьмин знак» и «клеймо дьявола» характерны только для одной болезни. Это лепра, или проказа.

При развитии лепры кожа начинает уплотняться и образует язвы и узлы, которые действительно могут напоминать сосок и нечувствительны к боли. А если учитывать, что апогей распространения проказы в Европе пришелся на Средние века, то получается, что инквизиторы под видом охоты на ведьм боролись с эпидемией проказы.

Костры против феминизма

Существует и еще одна любопытная теория. Будто бы инквизиция - инструмент мужских монашеских орденов - охотой на ведьм пыталась поставить женщин на место. Крестовые походы и междоусобицы основательно выкосили ряды мужчин в Европе, а потому, особенно в сельских общинах, женское большинство диктовало свою волю мужскому меньшинству.

А когда мужчины пытались приструнить женщин силой, те грозились наслать на них всевозможные напасти. Доминирование женщин представляло опасность для церковных устоев, поскольку считалось, что дочери Евы, виновницы грехопадения, могли принести большой вред, дай им волю и власть.

Не случайно с помощью обвинений в ведьмовстве нередко расправлялись с женщинами, достигшими большого влияния и высокого положения. В этой связи можно вспомнить казнь жены Генриха VIII - Анны Болейн. Одним из предъявленных ей в 1536 году обвинений стало колдовство. А доказательством связи с нечистой силой стал шестой палец на одной руке у Анны.

А самой знаменитой казнью ведьмы в веках осталось сожжение Жанны д"Арк 30 мая 1431 года в городе Ру-ане. Инквизиция возбудила процесс по обвинению Орлеанской девы в колдовстве, непокорности церкви и ношении мужской одежды. Во время ее казни посреди эшафота стоял столб с доской, где было написано: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка».

В Книге рекордов Гиннесса сказано, что последний раз по приговору суда за колдовство казнили служанку Анну Гельди в швейцарском городе Гларус в июне 1782 года. Следствие в отношении нее длилось 17 недель и 4 дня. И большую часть этого времени она провела закованной в цепи и кандалы. Правда, Гельди избавили от сожжения заживо. Ей отрубили голову.

А последняя ведьма в истории человечества была сожжена в мексиканском городе Камарго в 1860 году. Специалистами подсчитано, что в период охоты на ведьм в XVI и XVII веках было казнено, по крайней мере, 200 тысяч женщин.

Олег ЛОГИНОВ

Жгите всех. Бог узнает своих.
Арно Амори

Двадцать три года, не замужем, знахарка, внучка еретика. Поразительно, что она попала к нам только теперь. Явно не обошлось без чьего-то покровительства. Я смериваю оценивающим взглядом девушку, растянутую на дыбе.

Сейчас ей не поможет даже заступничество короля.

Невольно ловлю себя на мысли, что девушка всего на три года младше меня. И она красива. Почему-то красивых мне всегда было труднее допрашивать. Почти ровесницу я вообще вижу в этой комнате впервые. Резко встряхиваю головой, прогоняя наваждение. Нет! Нельзя позволять себе такие мысли, это всё ведьмовские происки.

Словно почувствовав моё присутствие, она открывает глаза. Зелёные. Точно ведьма.

— Жалеешь меня? — спрашивает девушка, едва заметно улыбаясь. А может, она просто поморщилась от боли.

— Я жалею все заблудшие души, — с достоинством отвечаю я.

Ведьма усмехается и вновь прикрывает глаза. Я подхожу ближе, чтобы проверить уровень натяжения. Четвёртый. Неудивительно, что она так спокойна.

Верёвка, вода, огонь. Святая инквизиция допускает лишь три вида пыток. Интересно, после какой ведьма сознается в своих грехах?

— Виновна, — тихо произносит она, словно прочитав мои мысли.

— Что? — Я не верю своим ушам.

— Мы оба знаем, чем это закончится, так зачем страдать? — говорит она чуть громче, открывая глаза и задерживая на мне свой долгий тяжёлый взгляд.

— Почему ты не призналась ещё до начала пыток? — недоверчиво спрашиваю я, чувствуя подвох.

— Ночь на дыбе толкает на определённые размышления.

Молчание. Я не знаю, что делать. Ведьма, видимо, считает, что сказала достаточно.

— Ты же понимаешь, что тебя всё равно казнят? Только так можно очистить твою душу.

Она усмехается.

— Можешь пытать меня, только избавь от своей бесстыдной лжи.

Я недоумённо смотрю на неё. Ведьма разглядывает меня не менее пристально, пока, наконец, её губы не растягиваются в горькой улыбке.

— Ты правда в это веришь.

Не вопрос — утверждение.

Конечно, верю! Потому раскаявшихся и сжигают на костре, а не...

— Глупый, — беззлобно произносит она.

Всё, пора уходить отсюда, пока эта ведьма не околдовала меня. Я разворачиваюсь и иду к двери, но на самом пороге останавливаюсь.

Что я творю?

— Как тебя зовут? — тихо спрашиваю я, но она всё равно меня слышит.

— Какая разница? — безразлично отзывается ведьма усталым голосом и вновь прикрывает глаза.

Я злюсь на себя за проявленную слабость и резко закрываю дверь, оставляя девушку в одиночестве. Она призналась, завтра её казнят. Моё дело — записать показания и отправить их в суд, так почему меня не оставляет мысль о её пронзительных зелёных глазах?

Надо сказать страже, чтобы отвязали её и отправили назад в темницу. Да. А теперь успокоиться и заняться бумагами.

Агнес Мерсье. Её зовут Агнес Мерсье. По крайней мере, так было написано в приговоре, который только что зачитали с деревянного постамента.

Вчера я сделал непростительную глупость. Интересно, раскроется ли обман? Если они узнают, что я сделал... Нет, лучше даже не думать об этом. Особенно сейчас, когда подобные мысли выдают во мне самовлюблённого мальчишку. В конце концов, это не меня сейчас привязывают к столбу, под которым уже разложены поленья.

Агнес не пытается вырваться, не кричит, не молит о пощаде — просто неотрывно смотрит куда-то вверх своими зелёными ведьминскими глазами.

Палач подносит к поленьям зажжённый факел. К его удивлению, костёр разгорается медленнее обычного, а по моему телу пробегает дрожь. Они догадаются. По крайне мере, ведьма, кажется, догадалась.

Безмятежное выражение на её лице сменяется удивлением, затем непониманием, после чего она начинает глазами выискивать кого-то в толпе. Встретившись взглядом со мной, она едва заметно улыбается и одними губами шепчет: «Спасибо».

Я смущённо отвожу взгляд.

Помог ведьме. Доволен? Это может стоить тебе сана, если не свободы. И всё ради чего? Облегчить ведьминские страдания?

Но она не заслуживала...

Почему ты так решил? Увидел молодую девушку и разжалобился, как последний дурак. С какой стати ты думаешь, что все остальные заслуживали мучительной смерти больше, чем она?

Сейчас уже поздно. Дело сделано.

Костёр разгорается.

Но ведьма недолго чувствует боль. Проходит меньше минуты, и она теряет сознание, хотя языки пламени едва добрались до её лодыжек. Палач недоверчиво смотрит на неё, но сделать уже ничего нельзя. Толпа издаёт разочарованный вздох — они надеялись на зрелище, на крики, ругань и проклятия.

Призыв «Сжечь ведьму» раньше часто звучал в отношении молодых и красивых женщин. Почему люди предпочитали такой способ казни для колдунов? Рассмотрим, насколько жестокими и сильными были гонения на ведьм в разные эпохи и в разных странах мира.

В статье:

Средневековая охота на колдунов

Инквизиторы или охотники на колдунов предпочитали сжечь ведьму, поскольку были уверены, что люди, которые занимаются магией, заключили . Иногда ведьм вешали, обезглавливали или топили, но и оправдательные приговоры суда над ведьмами не редкость.

Преследование ведьм и колдунов особенного размаха достигло на западе Европы в XV-XVII веках. Охота на колдунов проходила в католических странах. Люди с необычными способностями преследовались и раньше XV века, например, во времена существования Римской империи и в эпоху Древней Месопотамии.

Несмотря на отмену закона о казни за колдовство, в истории Европы периодически случались инциденты с казнями ведьм и гадалок (вплоть до XIX века). Период активного преследования «за ведьмовство» насчитывает около 300 лет. По оценкам историков, общее число казненных - 40–50 тыс. человек, а количество судебных процессов над обвиняемыми в сговоре с Дьяволом и колдовстве - около 100 тысяч.

Сожжение ведьм на костре в Западной Европе

В 1494 году Папа Римский издал буллу (средневековый документ), направленную на борьбу с ведьмами. Сделать указ его убедил Генрих Крамер , больше известный как Генрих Инститорис - инквизитор, который утверждал, что отправил на костер несколько сотен ведьм. Генрих стал автором «Молота Ведьм» - книги, которая рассказывала, и бороться с колдуньей. «Молот Ведьм» не использовался инквизиторами и запрещен католической церковью в 1490 году .

Булла Папы Римского стала основной причиной многовековой охоты на людей с магическим даром в христианских странах Европы. По статистике ученых-историков, больше всего людей казнено за колдовство и ересь в Германии, Франции, Шотландии и Швейцарии. Меньше всего истерия, связанная с опасностью ведьм для общества, затронула Англию, Италию и, несмотря на обилие легенд об испанских инквизиторах и орудиях пыток, Испанию.

Массовым явлением судебные процессы над магами и другими «пособниками Дьявола» стали и в странах, затронутых Реформацией. В некоторых протестантских странах появились новые законы - суровее католических. Например, запрет о пересмотре дел о колдовстве. Так, в Кведлинбурге в XVI веке за один день сожжено 133 ведьмы. В Силезии (сейчас это территории Польши, Германии и Чехии) в XVII веке возведена специальная печь для сожжения колдунов. За год устройство использовалось для казни 41 человек, включая детей до пяти лет.

Католики не слишком отставали от протестантов. Сохранились письма священника из немецкого городка, которые адресованы графу фон Сальму. Листы датируются XVII веком. Описание ситуации в его родном городе в разгар охоты на ведьм:

Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную набожностью и благочестием… Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9–14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать.

Тридцатилетняя война стала хорошим примером массового преследования ведьм и пособников нечистой силы. Воюющие стороны обвиняли друг друга в использовании колдовства и сил, данных Дьяволом. Это самая крупная война на религиозной почве в Европе, и, судя по статистике, вплоть до нашего времени.

Поиски и сожжение ведьм - предпосылки

Охота на ведьм продолжает изучаться современными историками. Известно, почему булла о ведьмах Папы Римского и идеи Генриха Инститориса одобрены народом. Для охоты на колдунов и сожжения ведьм существовали предпосылки.

В конце XVI века количество процессов и людей, приговоренных к казни сожжением на костре, резко увеличилось. Ученые отмечают и другие события: экономический кризис, голод, социальная напряженность. Жизнь была сложной - эпидемии чумы, войны, долговременное ухудшение климата и неурожай. Происходила революция цен, которая временно сделала уровень жизни большинства людей ниже.

Истинные причины событий: увеличение количества населения в населенных пунктах, ухудшение климата, эпидемии. Последнее легко объяснить с точки зрения науки, но средневековая медицина не могла ни справиться с заболеванием, ни найти причину болезни. Лекарство изобретено только в XX веке, и единственной мерой, защищающей от чумы, стал карантин.

Если сейчас человек обладает достаточными знаниями, чтобы понять причины эпидемии, плохого урожая, изменения климата, средневековый житель знаний не имел. Паника, которую порождали события тех лет, побуждала людей искать другие причины ежедневного несчастья, голода, болезней. Объяснить проблемы по-научному с тем багажом знаний невозможно, поэтому в ход шли мистические идеи вроде ведьм и колдунов, которые портят урожай и насылают чуму в угоду Дьяволу.

Существуют теории, которые пытаются объяснить случаи сожжения ведьм. Например, некоторые верят, что ведьмы действительно существовали, как показано в современных фильмах ужасов. Часть людей отдает предпочтение версии, которая гласит, что большинство судебных процессов - способ обогащения, ведь имущество казненных отдавалось вынесшему приговор.

Последнюю версию можно доказать. Суды над колдунами стали массовым явлением там, где власть слабая, в отдаленных от столиц провинциях. Приговор в некоторых регионах мог зависеть от настроения местного правителя, и исключить личную выгоду невозможно. В государствах с развитой системой управления пострадало меньше «пособников Сатаны», например, во Франции.

Лояльность к ведьмам в Восточной Европе и России

На востоке Европы преследование ведьм не прижилось. Жители православных стран практически не испытали ужаса, который довелось пережить людям, проживающих в странах Западной Европы.

Количество процессов над ведьмами на территории нынешней России составляло около 250 за все 300 лет охоты на пособников нечистой силы. Цифру невозможно сравнить со 100 тысячами судебных дел в Западной Европе .

Причин множество. Православное духовенство в меньшей степени беспокоилось греховностью плоти, если сравнивать с католиками и протестантами. Женщина как существо с телесной оболочкой меньше пугала православных христиан. Большая часть казненных за ведьмовство - женского пола.

Православные проповеди в России XV–XVIII века осторожно затрагивали темы , духовенство стремилось избежать самосуда, который часто практиковался в провинциях Европы. Еще одна причина - отсутствие кризиса и эпидемий в том объеме, который пришлось испытать жителям Германии, Франции, Англии и других стран Западной Европы. Население не занималось поисками мистических причин голода и неурожая.

Сжигание ведьм в России практически не практиковалось, а то и запрещалось законом.

Судебник 1589 года гласил: «А блядям и видмам бесчестия 2 деньги против их промыслов», то есть за их оскорбление полагался штраф.

Встречался самосуд, когда крестьяне поджигали избу местной «ведьмы», которая погибала из-за пожара. Ведьма на костре, сооруженном на центральной площади города, где собралось население города - в православной стране таких зрелищ не наблюдалось. Казни сожжением заживо практиковались крайне редко, использовались деревянные срубы: публика не видела страданий осужденных за ведьмовство.

В Восточной Европе обвиненных в колдовстве испытывали водой. Подозреваемую топили в реке или другом местном водоеме. Если тело всплывало, женщину обвиняли в ведьмовстве: крещение принимается святой водой, а если вода «не принимает» человека, которого топят, значит, это колдун, отрекшийся от христианской веры. Если подозреваемая тонула, ее объявляли невиновной.

Америку охота на ведьм практически не затронула. Однако несколько процессов над колдунами и ведьмами зафиксировано и в Штатах. Известны на весь мир события в Салеме в XVII веке, в результате которых повешено 19 человек, один житель раздавлен каменными плитами, а около 200 человек приговорено к тюремному заключению. События в Салеме неоднократно пытались обосновать с научной точки зрения: выдвигаются разнообразные версии, каждая из которых может оказаться правдивой - истерия, отравление или энцефалит у «бесноватых» детей и многое другое.

Как наказывали за колдовство в Древнем мире

В Древней Месопотамии законы о наказании за колдовство регламентировал кодекс Хаммурапи, названный именем правившего царя. Кодекс датируется 1755 годом до нашей эры. Это первый источник, в котором упоминается испытание водой. Правда, в Месопотамии проверяли на колдовство несколько иным методом.

Если доказать обвинение в колдовстве невозможно, обвиненного заставляли погрузиться в реку. Если река забирала его, считали, что человек колдун. Имущество умершего отходило к обвинителю. Если человек оставался жив после погружения в воду, его объявляли невиновным. К смертной казни приговаривали обвинителя, а обвиняемый получал его имущество.

В Римской империи к наказаниям за колдовство подходили, как и к остальным преступлениям. Оценивалась степень вредоносности, и если пострадавшему не выплачивалась компенсация человеком, обвиненным в колдовстве, ведьме причиняли аналогичный вред.

Регламент сожжения заживо ведьм и еретиков

Пытки инквизиции.

Перед тем как приговорить пособника Дьявола к сожжению заживо, требовалось допросить обвиняемого, чтобы колдун выдал сообщников. В Средневековье верили в шабаши ведьм и считали, что дело редко обходится одной ведьмой в городе или селе.

Допросы всегда происходили с применением пыток. Сейчас в каждом городе с богатой историей можно встретить музеи пыток, экспозиции в замках и даже подземельях монастырей. Если обвиняемый не умирал в процессе допроса, документы передавались в суд.

Пытки продолжались, пока палачу не удавалось получить признание в совершении преступления и пока подозреваемый не укажет имена сообщников. Недавно учеными-историками изучены документы инквизиции. На самом деле пытки во время допросов ведьм строго регламентировались.

Например, к одному подозреваемому по одному судебному делу мог применяться только один вид пыток. Было множество методик получения показаний, которые не считались пытками. Например, психологическое давление. Палач мог начать работу с демонстрации пыточных приспособлений и рассказа об их особенностях. Судя по документам инквизиции, этого часто хватало для признания в колдовстве.

Не считалось пытками лишение воды или пищи. Например, обвиняемых в ведьмовстве могли кормить только пересоленной пищей и не давать воду. Холод, пытки водой и некоторые другие способы использовались в целях получить признание у инквизиторов. Иногда заключенным показывали, как пытают других людей.

Регламентировалось время, которое можно потратить на допрос одного подозреваемого по одному делу. Некоторые пыточные инструменты не использовались официально. Например, Железная Дева. Достоверных сведений, что атрибут применяли для казни или пытки, нет.

Оправдательные приговоры не редкость - их количество составляло около половины. В случае получения оправдательного приговора церковь могла заплатить возмещение человеку, которого подвергали пыткам.

Если палач получал признание в ведьмовстве, а суд признавал человека виновным, чаще всего ведьму ожидал смертный приговор. Несмотря на немалое количество оправдательных приговоров, около половины дел привело к казням. Иногда применялись более мягкие наказания, например, изгнание, но уже ближе к XVIII–XIX векам. В качестве особой милости еретика могли задушить, а тело сжечь на костре на площади.

Существовало два способа разложения костра для сожжения заживо, которые применялись во времена охоты на ведьм. Первый способ особенно любим испанскими инквизиторами и палачами, поскольку сквозь пламя и дым были хорошо видны страдания осужденного на смерть. Считалось, что это оказывает моральное давление на ведьм, которые еще не пойманы. Складывали костер, осужденного привязывали к столбу, обкладывали хворостом и дровами по пояс или колено.

Аналогичным способом осуществляли коллективные казни групп ведьм или еретиков. Сильный ветер мог задуть огонь, и по теме по сей день ведутся споры. Случались как помилования: «Бог послал ветер, чтобы спасти невинного человека», так и продолжение казней: «Ветер - происки Сатаны».

Второй способ сжигания ведьм на костре более гуманный. Обвиненную в колдовстве одевали в рубаху, пропитанную серой. Дровами женщину обкладывали полностью - обвиняемой не было видно. Сжигаемый на костре человек успевал задохнуться от дыма, прежде чем огонь начинал сжигать тело. Иногда женщина могла и сгореть заживо - это зависело от ветра, количества дров, степени их сырости и многого другого.

Сожжение на костре получило популярность благодаря зрелищности . Казнь на городской площади собирала немало зрителей. После того как жители расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь, пока тело еретика не превратится в пепел. Последний обычно развеивался за городом, чтобы ничего не напоминало о происках казненного на ведьмином костре. Только в XVIII веке способ казни преступников начали считать негуманным.

Последнее сожжение ведьмы

Аннa Гельди.

Первой страной, в которой официально отменили преследование за колдовство, стала Великобритания. Соответствующий закон выпущен в 1735 году. Максимальное наказание для колдуна или еретика составляло один год тюремного заключения.

Правители других стран приблизительно в это время установили личный контроль за делами, которые касались преследования ведьм. Мера серьезно ограничила обвинителей, и количество судебных процессов снизилось.

Когда произошло последнее сожжение ведьмы - точно неизвестно, поскольку способы казней постепенно становились все более гуманными во всех странах. Известно, что последней официально казненной за ведьмовство стала жительница Германии. Служанка Анна Мария Швегель обезглавлена в 1775 году.

Последней ведьмой Европы считают Анну Гельди из Швейцарии. Женщина казнена в 1792 году, когда преследование ведьм запретили. Официально Анну Гельди обвинили в отравлении. Ей отрубили голову за подмешивание иголок в хозяйскую пищу - Анна Гельди служанка. В результате пыток женщина призналась в сговоре с Дьяволом. Официальных упоминаний о колдовстве в деле Анны Гельди не нашлось, но обвинение вызвало возмущение и воспринялось как продолжение охоты на ведьм.

За отравление повешена гадалка в 1809 году. Ее клиенты утверждали, что женщина околдовала их. В 1836 году зафиксирован самосуд в Польше, в результате которого утонула вдова рыбака после испытания водой. Самое последнее наказание за колдовство назначено в Испании в 1820 году - 200 ударов розгами и изгнание на 6 лет.

Инквизиторы - поджигатели или спасители людей

Томас Торквемада.

Святая инквизиция - общее название ряда организаций католической церкви. Главная цель инквизиторов - борьба с ересью. Инквизиция занималась связанными с религией преступлениями, которые требовали церковного суда (только в XVI–XVII веках начали отдавать дела в светский суд), в том числе и ведьмовством.

Официально организация создана Папой Римским в XIII веке, а понятие ереси появилось приблизительно во II веке. В XV веке инквизиция начала заниматься обнаружением ведьм и расследованием дел, связанных с колдовством.

Одним из самых известных среди тех, кто сжигал ведьм, стал Томас Торквемада из Испании. Мужчина отличался жестокостью, поддерживал гонения евреев в Испании. Торквемада приговорил к смерти более двух тысяч человек, причем около половины сожженных - соломенные чучела, которыми заменяли умерших при допросах людей или скрывшихся с поля зрения инквизитора. Томас верил, что очищает человечество, но к концу жизни начал страдать от бессонницы и паранойи.

В начале XX века инквизиция переименована в «Священную конгрегацию доктрины веры». Работа организации перестроена в соответствии с законами, которые действуют в каждой конкретной стране. Конгрегация существует только в католических странах. Со времени основания церковного органа и по сей день на значимые должности выбирают только монахов-доминиканцев.

Инквизиторы защищали потенциально невиновных людей от самосуда - оправдательных приговоров около половины, а толпа односельчан с вилами не стала бы слушать оговоренного «пособника Сатаны», не стала бы требовать предъявить улики, как это делали охотники за ведьмами.

Не все приговоры смертные - результат зависел от тяжести преступления. Наказанием могло быть обязательство уйти в монастырь замаливать грехи, принудительные работы на благо церкви, чтение молитвы несколько сотен раз подряд и др. Нехристиан обязывали принять крещение, в случае отказа их ждали более тяжелые наказания.

Поводом для доноса в инквизицию часто служила обычная зависть, и охотники на ведьм пытались избежать смерти невиновного человека на костре. Правда, это не означало, что не найдут причины для назначения «мягкого» наказания и не будут применять пытки.

Почему ведьм сжигали на костре

Почему колдунов сжигали на костре, а не казнили другими способами? Обвиненных в ведьмовстве казнили через повешение или отсечение головы, но такие способы применялись ближе к окончанию периода войны на ведьм. Причин, почему выбиралось сожжение как способ казни, несколько.

Первая причина - зрелищность. Жители средневековых городов Европы собирались на площадях, чтобы посмотреть на казнь. Одновременно мера служила и способом морального давления на других колдунов, запугивания граждан и укрепления авторитета церкви и инквизиции.

Сжигание на костре считалось бескровным методом умерщвления, то есть «христианским». Это можно сказать и про повешение, но виселица не выглядела так зрелищно, как ведьма на костре в центре города. Люди верили, что огонь очистит душу женщины, заключившей соглашение с Нечистым, и дух сможет попасть в Царство Небесное.

Ведьмам приписывали особенные способности, иногда отождествляли с вампирами (в Сербии). В прошлом верили, что убитая другим способом ведьма может восстать из могилы и продолжить вредить черным колдовством, пить кровь живых и воровать детей.

Большая часть обвинений в ведьмовстве не сильно отличалась от поведения людей и сейчас - донос как способ расправы практикуется и сегодня в некоторых странах. Масштабы зверств инквизиции преувеличиваются для привлечения внимания к новинкам в мире книг, видеоигр и кинофильмов.