Строительный портал - NikolskyAdm

Известные личности херсонщины. Земные откровения космонавта виталия жолобова А ваши коллеги

Герой космоса

(по материалам издательства ВПА)

ЖОЛОБОВ ВИТАЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ ро­дился 18 июня 1937 г. в селе Збурьевка Голопристанского района Херсонской области. Рус­ский. Член КПСС с 1966 г. Окончил Азербайд­жанский индустриальный институт. С 1959 г. в Советской Армии. В 1963 г. зачислен в отряд космонавтов. Заочно окончил Военно-политиче­скую академию имени В. И. Ленина в 1974 г. Летчик-космонавт полковник Жолобов успешно осуществил 6.07.76-24.08.76 полет на орбиталь­ной научной станции «Салют-5» и транспортном корабле «Союз-21». После полета командир группы слушателей-космонавтов, инструктор- космонавт Центра подготовки космонавтов име­ни Ю. Гагарина. С 1981 г. - в запасе. Живет в Киеве. Герой Советского Союза. Награжден ор­деном Ленина, медалями.

В рыбацком селе Збурьевка, раскинувшемся на берегу лимана километрах в тридцати от Херсона, почти все жили морским промыслом. В роду Жолобовых многие тоже были моряками. Деда Гаврилу, капитана парусника, за веселый нрав и неунывающий характер любила вся деревня. Навер­ное, Виталию от деда достались веселый характер и умение быстро сходиться с людьми. Отец Виталия Михайловича плавал уже на теплоходах. В Херсоне окончил морской техникум, получил направление на Каспий. Здесь и прора­ботал всю жизнь капитаном Каспийского пароходства, во­дил танкеры.

Вырос Виталий в Баку. Настоящим праздником для не­го было, когда отец брал его с собой в море. Случалось да­же, попадал в жестокий шторм. Наверное, в эти годы и за­родилась любовь к дальним странствиям.

После школы собрался поступать в военно-морское учи­лище. Отец отговаривал, но Виталий все-таки пошел в воен­комат проситься. Могучий капитан 2 ранга поднялся из-за стола, оглядел щуплого энтузиаста и придумал какой-то убедительный довод, чтобы не обижать парнишку. Так вот и «не вышел фигурой» в военные моряки.

Решил Виталий поступать на геологоразведочный фа­культет Азербайджанского индустриального института. Ду­мал: тоже все-таки бродячая жизнь, романтическая профес­сия. На третьем курсе появилась новая специальность - «автоматика и телемеханика». Всю их группу перевели на это отделение. Здесь и началась дорога, которая привела его в конце концов в космос.

Бродячей жизни не получилось. Сразу после института призвали его в армию. Служил инженером-испытателем в авиационных частях: специалисты по телемеханике нужны были не только в геологии.

12 апреля 1961 года кто-то из друзей позвонил на поле­вую площадку: «Жолобов, слышишь? Человек в космосе! Наш, советский!» У него даже мороз тогда по коже пошел. И где-то в уголке души робко шевельнулась шальная мысль: «А может и мне попробовать?» И тут же разочаро­ванно подумал: «Говорили ведь, только летчиков берут».

После полета Юрия Гагарина и Германа Титова в печа­ти появились описания корабля «Восток». На стол Виталия Жолобова стопкой легли книги о космосе. В дальнейшем выяснилось, что в отряд космонавтов брали не только лет­чиков, но и инженеров. Жолобов был в части среди первых, подавших рапорт. Верил в свою звезду. И не ошибся. Ме­дики дали «добро».

Отряд подготовки космонавтов закрутил, как центрифуга. Тренировки принимал всерьез, работал всегда в полную силу. На первых порах приходилось туго. Слишком многое пришлось преодолевать впервые. Новая техника, новые системы, полеты.

После тренировочных полетов понял: летчики не зря свой шоколад едят. Быстро соображать надо, а обстановка меняется еще быстрее - на приборной доске надо уметь одним взглядом все оценить. У инженеров на испытаниях приборов тоже сложно было. Но там есть возможность проанализировать, а здесь самолет несется, ревет.

Первый прыжок с парашютом запомнился на всю жизнь. Инструктор сказал: «Сами не прыгнете, вытолкну». Потом все ребята сознались, что эта угроза оказалась самой дей­ственной. Жолобов быстрее всех в группе научился хорошо прыгать. Уже на третьем или четвертом прыжке, когда ле­тел спиной к земле и кружился, как сухой лист, вспомнил, как инструктор говорил: «Центр тяжести должен быть в пупке, прогнись». Он вытянулся и сразу почувствовал, что летит нормально - лицом вниз. Потом уже ходил сам. про­ситься на дополнительные прыжки.

В 1974 году Виталий Жолобов был дублером Юрия Ар­тюхина, участника экспедиции на корабле «Салют-3». Уже тогда он зарекомендовал себя как трудолюбивый, увлечен­ный инженер. Летом этого же года без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов заочно окончил Военно-по­литическую академию имени В. И. Ленина.

Все у него шло хорошо. И не думал, что подготовка к полету протянется четырнадцать лет. Наверное» самое труд­ное в профессии космонавта - ожидание. Но вот и его звездный день наступил. Лететь им вместе с Борисом Волы- новым.

6 июля 1976 года. Космодром Байконур. Проведена последняя проверка работы всех систем космического;ко­рабля «Союз-21».

«Экипаж к полету готов», - четко докладывает коман­дир корабля полковник Б. В. Волынов! Видно, что. и он, и его товарищ подполковник В. М. Жолобов сильно.волнуют­ся в ожидании заветного, самого главного в их жизни ре­шения.

Вот уже вспыхивает под стартовым «столом» щетка пла­менных струй, ракета отталкивает ставшие ей ненужными опорные устройства и, набирая скорость, поднимается в под­небесье.

После стыковки космического транспортного корабля «Союз-21» и научной орбитальной станции «Салют-5» Борис Волыпов и Виталий Жолобов длительное время проводили сложнейшие испытания на борту станции.

После завершения операции по полной расконсервации станции был проведен эксперимент с ручным спектрогра­фом - прибором, позволяющим спектрографировать такие разные по своей яркости объекты, как участок поверхности Солнца и водная гладь Земли. Таким образом была по­лучена ценнейшая для народного хозяйства информация.

В. Жолобов провел съемку различных типов природных образований, встретившихся космонавтам по трассе полета. Он произвел съемку Солнца сквозь земную атмосферу на различных его высотах относительно горизонта. Подобные съемки очень важны для исследования состояния атмо­сферы.

Видное место в программе полета «Салют-5» занимали биологические эксперименты. Один из них - с аквариум­ными рыбками. Известно, что рыбы определяют свое поло­жение в пространстве главным образом при помощи вестибулярного аппарата и плавательного пузыря. В невесомости оба эти анализатора бесполезны. Каким же образом будут ориентироваться рыбы в космосе?

Космонавты постоянно проводили киносъемку поведения рыб, их движений. Определили, какую реакцию у рыб вызы­вает появление светового ориентира - луча фонарика.

На орбитальной станции «Салют-5» проведено зна­чительное количество экспериментов по технологии. В специальном чемоданчике были размещены приборы под общим названием «Физика». Были оборудованы пульт для выполнения всех технологических экспериментов, спасатель­ные контейнеры для возвращения па Землю полученных в космосе образцов.

Целью одного из экспериментов ставилось исследование процессов плавления и затвердевания металла в невесомо­сти. Проводился он следующим образом: В. Жолобов вклю­чал в работу прибор «Сфера». Заготовка из легкоплавко­го сплава размером с кончик карандаша из «магазина» за­сыпалась в керамическую трубку. Здесь она нагревалась, плавилась, а затем выталкивалась в лавсановый мешок. Ско­рость выталкивания и размеры мешка таковы, что к мо­менту соприкасания со стенкой мешка образовавшийся ша­рик успевает затвердеть.

Другой технологический эксперимент - «Поток» пред­усматривал в данном полете изучение поведения жидкости в невесомости. В прозрачном ящике соседствуют две шаро­видные емкости, которые соединены между собой капилляр­ными каналами. В первую емкость налита подкрашенная жидкость. Предполагается, что капиллярный канал станет всасывать жидкость и, словно насос, перегонять ее во вто­рую емкость. Рассчитано время, за которое произойдет про­текание. Если все будет так, как подсказывает теория, зна­чит в космическом пространстве возможно широко приме­нять капиллярные наносы, не имеющие вращающихся ча­стей, не требующие каких-либо затрат электроэнергии.

В одном из многочисленных интервью после полета Во­льтов сказал, что каждый из проведенных в ходе полета экспериментов и исследований является новой крупицей в копилке знаний человечества о космосе.

Во время одного из телевизионных сеансов полковник Б. Волынов и подполковник В. Жолобов предоставили нам возможность вдоволь полюбоваться панорамой нашей стра­ны, открывающейся с борта орбитальной научной станции. Мы увидели характерные очертания Крымского полуостро­ва, словно собирающегося отплыть в Черное море, квадраты полей Украины, изгибы могучей Волги, горные массивы Урала, глубоководный Байкал, паутину железных и шоссей­ных дорог, города, поселки.

Космические «пейзажи» - не только красивое зрелище. Это - предмет исследований. В настоящее время уже раз­работаны методики, которые позволяют с помощью автома­тизированных технических систем, электронно-вычислитель­ных машин быстро превращать космические снимки в кар­ты, интересующие специалистов. Таким образом, полет Бо­риса Волынова и Виталия Жолобова, как и многие другие полеты советских космонавтов, оказал огромную помощь специалистам картографии, что позволит со временем в корне изменить методы составления карт.

Солнце - самая важная для человечества звезда. От нее зависит вся жизнь на нашей планете. И тем не менее земная наука, несмотря на многовековые наблюдения, по­ка не может похвастать, что хорошо изучила «нрав» нашего светила: до сих пор многое в поведении Солнца остается загадкой для ученых. Только космонавтика может снять покров таинственности с некоторых солнечных явлений.

На борту станции «Салют-5» Борис Волынов и Виталий Жолобов исследовали за пределами атмосферы инфракрас­ное излучение Солнца, которое до поверхности нашей пла­неты добирается в сильно «урезанном» и искаженном виде.

Во время эксперимента, когда Солнце для станции на­ходилось в зените, бортинженер Виталий Жолобов, наблюдая за Солнцем в визирное устройство, управлял телескопом так, чтобы он осматривал не только светило, но и захваты­вал околосолнечное пространство. Визуальная картина, наблюдаемая космонавтом во время эксперимента, фикси­ровалась на кинопленку. Это дало возможность ученым Фи­зического института Академии наук СССР, которые задума­ли этот эксперимент, «привязать» принимаемое инфракрас­ное излучение к той области светила, где оно рождается. По мере сканирования телескоп принимал инфракрасное излучение, приходящее от чисто космического пространства, потом от верхних разряженных слоев солнечной атмосферы, что помогло в изучении переходной области от солнечной по­верхности к разряженной короне.

Кроме того, проведенные в космосе экипажем научной орбитальной станции «Салют-5» исследования инфракрасно­го излучения Солнца имели большое значение для про­яснения проблемы солнечно-земпых связей.

Проведенные космонавтами многочисленные научно-тех­нические, технологические и медико-биологические экспери­менты и исследования позволяют более глубоко понять, ка­ким уровнем профессиональных знаний должен обладать экипаж космического корабля для проведения эффективной работы. И, видимо, не случайно срок подготовки бортинже­нера Жолобова был столь продолжительным.

Семь недель пробыли в космосе полковник Б. Волынов и подполковник В. Жолобов, настала пора расставаться с на­учной станцией «Салют-5». Транспортный корабль «Союз 21», доставивший космонавтов на работу в орбитальную лабораторию, теперь, после завершения трудовой вахты, должен был вернуть их на Землю.

Когда разжались захваты, стягивающие станцию и транспортный корабль, включились маленькие двигатели отвода и после легкой встряски «Союз-21» начал медленно отходить от «космического причала». В визирное устройст­во и на телеэкране было видно, как постепенно уменьшается в размерах и прощально сверкает на солнце крыльями сол­нечных батарей их красавица станция.

Затем события начали разворачиваться со стремительной скоростью. При подготовке к спуску космонавтам пришлось много поработать, проверить все системы, прежде чем вы­дать команду на приземление.

…Где-то в небе над Африкой включилась тормозная си­стема, и корабль устремился к земле, туда, где уже ждали многочисленные авиационные и сухопутные отряды службы поиска.

Все дни полета Земля помогала своим посланцам, не­отступно следила за их самочувствием, состоянием всех систем станций, транспортного корабля. В различных ре­жимах работы станции командно-измерительные приборы провели свыше шести тысяч сеансов связи. Из космоса бы­ло принято и обработано более десяти миллиардов значе^- ний измерительных параметров. И вот теперь - последний аккорд.

Первыми засекают огненный след приземлившегося ап­парата радиолокационные станции, за ними экипажи само­летов, барражировавших на заданных высотах в районе посадки, последними услышали космонавтов наземные стан­ции.

Я - «Байкал», - передает командир корабля пол­ковник Б. Волынов. - Все нормально. Парашютная система сработала хорошо.

Скандалы советской эпохи Раззаков Федор

Прерванный полет (Борис Волынов / Виталий Жолобов)

Прерванный полет

(Борис Волынов / Виталий Жолобов)

В начале июля в очередной полет отправились два советских космонавта: Борис Волынов и Виталий Жолобов. Однако этому полету суждено будет стать одним из самых скандальных за всю историю, поскольку космонавты не смогут найти взаимопонимания друг с другом и их полет будет прерван раньше срока (им предстояло пробыть на орбите еще две недели).

Между тем еще до запуска нашлись скептики из числа работников Центра управлением полетами, которые предрекли полету печальную участь. Правда, этим скептикам никто не поверил, поскольку их выводы базировались на… суеверии. По их мнению, полет ждала неудача из-за того, что один из космонавтов – Жолобов – впервые летит в космос с усами. Ерунда вроде бы, однако…

Космонавты вернулись 24 августа 1976 года в 21.33 по московскому времени. В газетах, естественно, не было ни слова про то, что полет прекратился раньше срока, поэтому о случившемся знал только узкий круг избранных лиц. Один из них – А. Елисеев – так описывает закулисье тех событий:

«Недели за две до запланированного окончания полета мы получаем экстренный вызов в Центр управления для досрочного возвращения экипажа. Волынов как командир корабля потребовал немедленного спуска в связи с тем, что у Жолобова резко ухудшилось состояние здоровья. По его словам, Жолобов был бледен, слаб, выглядел как тяжело больной человек, и состояние его быстро ухудшалось. Жолобов подтверждал свое плохое самочувствие и необходимость срочной посадки. Тревожное сообщение с борта выбило всех из колеи. Медицинские параметры обоих космонавтов находились в норме, и у врачей не было формальных оснований для беспокойства. С Борисом Волыновым решил доверительно переговорить Герман Титов – второй космонавт планеты. Германа все, безусловно, уважали, и мы надеялись, что ему удастся узнать какие-то детали. Но зря. Борис лишь добавил, что у него тоже сильно болит голова, и повторил, что состояние Жолобова совсем плохое. Полет был прекращен.

К удивлению группы встречающих, оба космонавта сразу после посадки выглядели вполне здоровыми. После возвращения в Москву специалисты попросили их объяснить, что же произошло. Оба сказали, что в станции появился сильный запах азотной кислоты и находиться там стало невозможно. Очень странное заявление. Азотная кислота на станции действительно была – она использовалась в качестве окислителя в двигательной установке, но попасть в жилой отсек не могла. Баки с топливом находились в вакууме, снаружи герметического корпуса станции. Поскольку оба космонавта настаивали на наличии запаха кислоты, следующая экспедиция полетела на станцию с противогазами и большим набором реагентов, позволяющих провести объективный анализ химического состава атмосферы жилого отсека. При анализе отклонений от нормы обнаружено не было. Космонавты, проведшие этот анализ, после снятия противогазов посторонних запахов не почувствовали. Спрашивается, что же случилось в предыдущем полете? Никакая гипотеза, кроме психологического расстройства, объяснения происшедшему не давала…»

Из книги Владимир, или Прерванный полет автора Влади Марина

Марина Влади ВЛАДИМИР, или Прерванный полет Маме, Тане, Бернару, Жан-Марку, Минде, Игорьку, Андрею и Симоне… У Володи было много друзей. Одни встречались с ним каждый день, другим лишь удавалось иногда попасть на его концерты, третьи только слушали магнитофонные записи. Но

автора Калашников Максим

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ 1. О ЦЕННОСТИ ИМПЕРСКОЙ МОЩИ И АТОМНО - РАКЕТНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА. ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ «УРАГАННЫХ ПТИЦ». ЛЮФТВАФФЕ 1946 ГОДА И УРОКИ, НАМИ ИЗВЛЕЧЕННЫЕ. «Вы - немец от головы до ног, бронированная пехота, производитель машин, у вас и нервы, я

Из книги Сломанный меч Империи автора Калашников Максим

ГЛАВА 14 ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ «ОРЛАНОВ». РУССКИЕ КРЕЙСЕРЫ - ТЯЖЕЛЫЕ, АТОМНЫЕ, РАКЕТНЫЕ… 1 Мы создаем эту книгу не как плач по потерянному величию. Хотя можем исписать десятки страниц, изображая нынешнее (писано в 1996-м) состояние того, что некогда было флотом великой

Из книги Столетняя война автора Фавье Жан

Из книги Вся правда об Украине [Кому выгоден раскол страны?] автора Прокопенко Игорь Станиславович

Виталий Кличко У еще одного лидера Евромайдана, знаменитого боксера и руководителя партии «Удар» Виталия Кличко, в отличие от его коллеги и соперника Тягнибока, уже есть квартира в Киеве. Трехуровневые апартаменты депутата площадью 225 квадратных метров выполнены в

автора Раззаков Федор

Неистовый Борис (Борис Андреев) Популярный киноактер Борис Андреев стал известен широкому зрителю с конца 30-х годов. И практически сразу он стал героем ряда громких скандалов, которые были широко известны в народе не благодаря СМИ (те в советские годы подобные события

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Прерванный показ (Марк Донской) В 1965 году кинорежиссер Марк Донской приступил к съемкам первого фильма дилогии о матери В. Ленина «Сердце матери». Во время съемок на площадке находилась еще одна съемочная группа – она снимала документальный фильм о самом Марке Донском.

Из книги КГБ – ЦРУ: Кто сильнее? автора Атаманенко Игорь Григорьевич

Глава первая Прерванный полёт Шпионские акции ЦРУ в советском воздушном пространствеСчёт сбитым иностранным самолётам советской ПВО был открыт 16 июня и 13 июля 1952 года шведскими самолётами-разведчиками PBY Catalina и DC-3. Это вынудило США и их союзников изменить тактику.С 1954

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

ПОЛЕТ, ПРЕРВАННЫЙ УКРАИНСКОЙ РАКЕТОЙ Катастрофа пассажирского самолета Ту-154, совершавшего 1 октября 2001 года полет Тель-Авив-Новосибирск, шокировала весь мир. Авиалайнер, все системы которого работают без сбоя, без видимой причины взрывается и падает в море. Диверсия?

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Прилуков Виталий Михайлович Биографическая справка: Виталий Михайлович Прилуков родился в 1937 году. Образование высшее, окончил Пермский авиационный техникум, Пермский политехнический институт.В 1969–1972 годы - заместитель начальника, начальник сборочного цеха

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

21. Знаменитый «античный» полет Икара - это полет воздухоплавателя Никиты, сына Трофимова, при царе Иване Грозном = Нероне 21.1. «Античные» Дедал и Икар Все мы знаем «древнейшую» легенду о гибели Икара. Он поднялся в воздух на искусственных крыльях, но упал и утонул, рис. 2.19

Из книги Секретные операции ХХ века: Из истории спецслужб автора Бирюк Владимир Сергеевич

Прерванный «Полет» C июля 1956 г. по май 1960 г. Президент США Дуайт Эйзенхауэр лично отдавал секретные приказы на каждый полет разведывательных самолетов У-2 в глубь России и следил за выполнением задания, в том числе и за полетом 9 апреля 1960 г., когда разведчик прошел над

Из книги Оборона полуострова Ханко автора Чернышев Александр Алексеевич

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Прерванный поход Подробности похода 944 г. известны только по летописному сказанию. Вероятно, Игорь со своей дружиной отправился из восточного Крыма к дунайскому устью, встретившись здесь с посаженным в ладьи ополчением Киевской земли и подоспевшими печенегами. Повесть

Из книги Мифы и факты русской истории [От лихолетья Смуты до империи Петра I] автора Резников Кирилл Юрьевич

4.2. ПРЕРВАННЫЙ ПУТЬ МОСКОВСКОЙ РУСИ - ТРАГЕДИЯ ИЛИ БЛАГО? Хвала Петру I. О старой, допетровской России до сих пор ведется спор: нуждалась ли она в реформах Петра I, сломавших прежний ход жизни? Была ли Россия конца XVII в. настолько безнадежно отсталой, что спасти её могла лишь

Из книги Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья автора Коллектив авторов

Виталий В конце 1935 года маленькое, но сразу же очень лучезарное солнышко появилось и у нас – родился мой брат Виталий. Вместе с ним пришло какое-то иное ощущение себя в этом мире, словно оно получило свое продолжение в пространстве и новую, какую-то двойственную, основу.

21.04.2012 07:30

5 октября 2011 года в Киеве презентована автобиографическая книга летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации Виталия ЖОЛОБОВА «Звезда по имени судьба».




Это событие приурочено к ежегодной Всемирной неделе космоса, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН, и Дню открытия космической эры на Земле. Книга повествует о полете в космос, который состоялся летом 1976 года и длился 49 суток. Автор вспоминает о встречах с легендарными космонавтами - Гагариным, Леоновым, Поповичем, - о событиях, впечатлениях - с раннего детства и до наших дней.

Виталий Жолобов - наш земляк, живет и работает в Киеве. Активный общественный деятель - действующий президент Аэрокосмического общества Украины и председатель Всеукраинского объединения «Слава», которое объединяет Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и Героев Украины. В прошлом - глава Херсонской областной государственной администрации, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, долгое время работал на Севере.

Над книгой Виталий Жолобов трудился более года. Воспоминания, описанные в очерках и новеллах, которые по аналогии с кинематографом названы стоп-кадрами, позволяют прочувствовать дух эпохи начала и развития освоения космоса. Это воспоминания о детстве и юности в украинском селе и в азербайджанской столице. Захватывающие дух приключения в экзотических странах. Размышления о наших днях, которые заставляют читателя задуматься.

«Мои друзья сетуют, что маленькую книгу написал. В беседах я им больше рассказывал, - признался автор. - Я никогда не вел дневников, поскольку, скажу откровенно, суеверен. Возможно, если бы были системные записи, книга получилась бы другой. А так - что вспомнилось, о том и поведал. Эта книга - о людях, с которыми мне посчастливилось встретиться, о жизни, о том, как она менялась, и, конечно, о космосе».

Презентация автобиографической книги космонавта собрала в теплой обстановке друзей и коллег автора, ветеранов и нынешних работников космической отрасли. Среди них - представители Государственного космического агентства Украины, Национальной академии наук Украины, Аэрокосмического общества Украины, Конструкторского бюро «Южное» имени Михаила Янгеля, Национального авиационного университета, Национального технического университета «КПИ», Житомирского музея космонавтики имени Сергея Королева и многие другие.

Книга вышла тиражом 1000 экземпляров и в ближайшее время появится на полках книжных магазинов.

Часть тиража передана во все научно-технические и центральные областные библиотеки Украины, а также библиотеки вузов, которые готовят специалистов аэрокосмических, инженерных, исторических специальностей.

Отзывы о книге
ГУСТАВ ВОДИЧКА, писатель:
«Космонавт видел Землю издалека, и ступает по ней аккуратно. Он чувствует жизнь тоньше, потому что знает ей цену. Судьба космонавта - это праведная жертва для всех, кто живет на Земле. Эта книга - маленький памятник большому нравственному подвигу».

ЭДУАРД КУЗНЕЦОВ , почетный работник и ветеран космической отрасли Украины, советник Государственного космического агентства Украины:
«Читал книгу с большим интересом. Не только потому, что сам многие годы связан с космонавтикой и знаком с автором лично. Повествование «Звезда по имени судьба» - волнующее. Постоянно хотелось узнать, что будет дальше. И было жаль, когда книга закончилась.

Космические исследования, как проходили эксперименты и наблюдения в космосе, Виталий Михайлович отобразил логично и доступно для широкого круга читателей. Я надеюсь, что эта книга найдет своего вдумчивого читателя».

Максим Луцкий, первый проректор Национального авиационного университета, профессор:
«Это уникальное издание о судьбе космонавта, покорении человечеством безграничного космического пространства. Жизнь и учеба каждого из десятков тысяч студентов и преподавателей Национального авиационного университета связана с авиацией и космосом. Я буду рекомендовать им прочитать эту книгу. Это своеобразное введение в специальность. Книга приоткрывает таинственный занавес, за которым реальная, полная загадок, интересная жизнь космонавта».

Биографическая справка
Жолобов Виталий Михайлович

Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. Генерал-лейтенант авиации.
Родился 18 июня 1937 года в селе Збурьевка Голопристанского района Херсонской области. Окончил среднюю школу №164 г. Баку (1954), Азербайджанский институт нефти и химии (1959), заочно Военно-политическую академию им. В.И. Ленина (1974).

Совершил космический полет в качестве бортинженера космического корабля «Союз-21» и военной орбитальной станции «Алмаз» («Салют-5») по программе первой экспедиции (6 июля - 24 августа 1976 года).

После полета в Центре подготовки космонавтов командовал группой слушателей-космонавтов, в составе которой был будущий первый космонавт Украины Леонид Каденюк.

Ликвидатор аварии на Чернобыльской атомной электростанции (1986). В 1987 году избирался депутатом городского совета народных депутатов г. Киева.

3 июля 1994 года по июнь 1996 года возглавлял Херсонский областной совет народных депутатов, с июля 1995 года по июнь 1996 года руководил Херсонской областной государственной администрацией.

Заместитель генерального директора Национального космического агентства Украины (1996-1997). Председатель Всеукраинской общественной организации «Слава» (с 1999). Президент Аэрокосмического общества Украины (с 2002).

Почетный гражданин поселка Голая Пристань и городов Херсона, Тернополя, Калуги, Гагарина, Байконура, Прокопьевска.

ЖОЛОБОВ ВИТАЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Жолобов Виталий Михайлович родился 18 июня 1937 года в с. Старая Збурьевка Голопристанского района. Детские годы прошли в Азербайджане, где закончил институт нефти и химии.
В 1963 году Жолобова В. М. зачислено в отряд космонавтов. В 1974 году он закончил Военно-политическую академию. Летчик-космонавт полковник Жолобов осуществил космический полет в 1976 году на орбитальной научной станции „Салют - 5” и транспортном корабле „Союз - 21” вместе с Б. Волыновым. Полет длился 49 суток и 6 часов 23 минуты 32 секунды.
В 1981 году по собственной инициативе оставил отряд космонавтов и переехал в Украину. С 1983 г. работал заместителем генерального директора научно-производственного объединения "Маяк" в Киеве. В.М. Желобов - ликвидатор на ЧАЭС. На протяжении 2 наиболее страшных месяцев занимался эвакуацией людей и уникального оборудования с г. Припять.
С 1990 г. - заведующий кафедрой аэрокосмологии и геодезии ИПК Мингеологии СССР в Киеве. Заместитель председателя оргкомитета "Колокола Чернобыля". Организовывал ряд значительных международных акций по социальной защите пострадавших от аварии на ЧАЭС.
В 1993 г. - инициатор создания Херсонского фонда "Космонавт Юрий Гагарин" для помощи и социальной защиты инвалидов, малообеспеченных, воинов-афганцев, пострадавших от аварии на ЧАЭС.
Академик, действительный член Транспортной академии Украины. Почетный гражданин Херсона и Голой Пристани.
В 1994 - 1996 годах Жолобов Виталий Михайлович - председатель Херсонского областного Совета народных депутатов, в 1995 - 1996 - председатель Херсонской областной госадминистрации.
Почетные звания: Герой Советского Союза (1976), летчик - космонавт СССР (1976), заслуженный мастер спорта СССР (1976).

> > > Жолобов Виталий Михайлович

Жолобов Виталий Михайлович (1937- гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №35;
Космонавт мира: №78;
Число полетов: 1;
Продолжительность : 9 суток 06 часов 23 минуты 32 секунды;

Виталий Жолобов – 35-й советский космонавт и герой СССР: биография с фото, космос, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет, Союз, работа с Волыновым.

Появился на свет 18 июня 1937 года в маленьком селе Старая Збурьевка в Херсонской области (тогда СССР). Через многие годы непосильного труда мужчина станет 35 космонавтом Советского Союза и 78 в мире. Виталий Михайлович будет в открытом космосе всего однажды и пробудет там 49 суток. Но это потом....

Окончив 10 классов азербайджанской школы № 164 в городе Баку, в 1954 году молодой парень поступает институт нефти и химии им.Азизбекова, который отмечен Азербайджанским орденом Трудового Красного Знамени.

Через 5 лет, в 1959 году, он получает диплом инженера-электрика.

В 1974 году мужчина получает еще один диплом, на этот раз - офицера с высшим образованием военно-политического направления.

Космос

Виталий Жолобов в 1962 прошел медицинскую комиссию и в тот же год получает официальное разрешение летать. 8 января 1963 года решением мандатной комиссии Виталий Михайлович был зачислен в состав рядов космонавтов.

Целых пять лет из 1966 по 1971 год мужчина стажировался в отряде «Алмаз».

Следующие пару лет мужчина работал на благо Родины с Борисом Волыновым, он проходил стажировку на воздушном судне ОПС-101-2 в ранге бортинженера второго (дублирующего) экипажа 1-й экспедиции.

На протяжении следующего года Виталий Жолобов готовился к полету на ОПС-103 уже будучи бортинженером основного экипажа по программе 1-й экспедиции. Был дублером бортинженера космического корабля «Союз-14», 3 июля 1974 года, во время его старта.

С начала июля и по конец августа 1976 года Виталий Жолобов провел бортинженером на корабле «Союз-21» рука об руку с Борисом Волыновым. В космосе мужчина имел позывной «Байкал-2».

В открытом космосе мужчина провел чуть больше 49 суток, их экспедиция была досрочно прекращена из за неполадок на станции.

Личная жизнь

Жолобов Михаил Гаврилович – отец, капитан бакинского парохода «КАСПАР», умер в 1993 году.

Жолобова Анастасия Васильевна – мать, домохозяйка, умерла в 1998 году.

Жолобова (в девичестве Тучкова) Лилия Ивановна – первая жена, космонавт с ней развелся. Женщина была сотрудником ЦНИИ-30, сейчас на пенсии. В браке родилась дочь.

Жолобова Елена Витальевна – дочь от первого брака, 1962 года рождения. Сейчас женщина замужем за британским космонавтом Тимоти Мейсом.

Жолобова (в девичестве Андриец) Татьяна Ильинична –вторая жена, в браке с ней у мужчины также есть дочь. Была сотрудником «Холмогорнефть» который расположен в Тюменской области.

Жолобова Анастасия Витальевна – дочь от второго брака, 1982 года рождения.

Увлечение

Свой досуг космонавт в отставке любит проводить разнообразно. Круг его увлечений очень широк это: рыбалка и музыка, автомобили и авиаспорт. Но охота на дичь занимает первое место среди всех излюбленных им занятий.