Строительный портал - NikolskyAdm

Биография. Харри мартинсон Отрывок, характеризующий Мартинсон, Харри

Нобелевская премия по литературе, 1974 г.
совместно с Эйвиндом Йонсоном

Шведский поэт, прозаик, эссеист и журналист Харри Эдмунд Мартинсон родился в Йемсхёге, в провинции Блекинг на юге Швеции. Его отец, Мартин Олофссон, капитан дальнего плавания, умер, когда мальчику было всего 6 лет. Вскоре после этого мать бросила Харри и шестерых его сестер и эмигрировала в Америку, а дети были отданы в приют, причем один из самых бедных. Детские годы М. провел в различных воспитательных домах, из которых часто убегал. В конце первой мировой войны, еще подростком, Харри отправляется в Гётеборг, где устраивается юнгой на корабль. С 1920 по 1927 г. он работал кочегаром и матросом, сменив 14 кораблей. Часто он убегал с корабля в портах Индии, Китая и Южной Америки, работал там портовым рабочим или просто бродяжничал. Туберкулез, от которого М. впоследствии вылечился, вынудил его в конце концов бросить бродячую жизнь. Расставшись с морем, М. начинает писать стихи.

В 1929 г. М. женился на писательнице Моа Шварц, которая была старше его на 14 лет. В этом же году он выпускает поэтический сборник «Корабль-призрак» («Spokskepp»), навеянный Киплингом с его «Семью морями», а также стихами шведского критика и поэта-модерниста Артура Лундквиста. Хотя в стихах М., включенных в антологию «Пять молодых» («Fern Unga»), тоже чувствовалось влияние Киплинга, Уолта Уитмена, Карла Сэндберга и Эдгара Ли Мастерса, критика сочла их более самостоятельными, чем стихотворения из первого сборника.

После выхода в свет сборника «Кочевник» («Nomad», 1931), содержавшего первые по-настоящему зрелые лирические стихотворения, написанные белым стихом, за М. закрепилась репутация подающего надежды поэта. И хотя пуристы встретили в штыки нетрадиционный поэтический язык и синтаксис «Кочевника», многие критики были поражены их свежестью и поразительно богатой образностью. Американский поэт и критик Альрик Густафсон объясняет усложненность, экспериментальный характер поэзии М. «неспособностью привычного языка выразить силу и многозначность впечатлений поэта». Тематически «Кочевник», «Современная лирика» («Modern lyrik», 1931) и «Природа» («Natur», 1934) восходят к примитивизму. Через многие стихи этих сборников проходит мысль о добром начале, заложенном в природе, и благородстве простого труженика, которые противопоставляются порокам современного общества. Образ беззаботного бродяги присутствует в путевых очерках М. «Путешествия без цели» («Resor utan mal», 1932), «Мыс прощанья» («Кар Farval!», 1933). Эти очерки были неплохо приняты критикой. Лондонский критик из «Дейли мейл» сравнил «Мыс прощанья» с «Негром с "Нарсисса"» Джозефа Конрада.

После путевых очерков М. пишет свой первый роман «Крапива цветет» («Nasslorna blomma», 1935), навеянный воспоминаниями своего тяжелого сиротского детства. Через год после первого романа последовал второй, «Путь в жизнь» («Vagen ut», 1936), где описываются юношеские годы М. Несмотря на все перенесенные писателем трудности, эти романы, автобиографические по материалу и образные по духу, были совершенно лишены горечи. В конце 30-х гг. М. выпускает три тома различных по стилю и по содержанию статей о природе, где вновь противопоставляет естественный, невинный мир природы неумолимости, черствости индустриального века.

В 1934 г. М. вместе с женой едет в Советский Союз, где принимает участие в работе I съезда писателей. Впечатления его о России были не самые отрадные. Когда же в 1939 г. началась советско-финляндская война, он записался в шведский добровольческий корпус, но вынужден был вскоре демобилизоваться по состоянию здоровья. Находясь на излечении, М. пишет очерк «Правда против смерти» («Verklighet till dods», 1940), в котором звучит призыв к борьбе против тоталитаризма в Европе. В этом же, 1940 г. М. развелся с женой.

Хотя во время второй мировой войны и в годы, ей предшествующие, М. находился в состоянии депрессии, стихи из сборника «Пассат» («Passad», 1945) исполнены сосредоточенного спокойствия. Как и в стихах прежних лет, в «Пассате» много говорится о путешествиях, странствиях – только на сей раз духовных. Ветер пассат, как объяснял сам М., – это символ человеческого разума и стремления человека к свободному выражению своей личности.

К самым значительным послевоенным произведениям М. относятся роман «Дорога в Клокрике» («Vagen till Klockrike», 1948) и эпическая поэма «Аниара. О человеке, времени и пространстве» («Aniara: En revy om manniskan i tid och rum», 1956). В романе – книге довольно аморфной – повествуется о приключениях пожилого бродяги Болле, который путешествует по Швеции. Этот роман, написанный в духе народной легенды, был хорошо принят в англоязычных странах, несмотря на явные композиционные недостатки, и благодаря этому М. был избран в члены Шведской академии, что было огромной честью для писателя-самоучки.

«Аниара» – это философская поэма в 103 песнях о космическом корабле, на борту которого 8 тыс. беженцев спасаются от атомной катастрофы на Земле. В то же время это символическая история человечества, лишившегося духовных ценностей. М. не боялся технического прогресса, но прогресс ради прогресса представлялся ему бесконечным путешествием во тьму. Одни критики (например, Майкл Мейер) считали эту поэму запутанной и претенциозной, другие, в т.ч. американский критик Лейф Шёберг и американский поэт Роберт Блай, называли «Аниару» шедевром М. – и это при том, что английский перевод поэмы оказался ниже всякой критики. Сам М. назвал английский перевод «скандальным». Существует и опера, написанная Карлом Биргером Бломдалом по мотивам этой поэмы.

Критик Кристофер Хауэлл писал, что «в своих поэтических произведениях М. проводит едва заметную грань между механизированным миром людей и гармонией природы». Действительно, тема отчужденности присутствует в таких поздних поэтических циклах, как «Цикада» («Cikada», 1953), «Травы в Туле» («Grasen i Thule», 1958), «Повозка» («Vagnen», 1960). Сборник «Повозка» вызвал разноречивые отклики, и М. решил больше стихов не писать. Однако в 1971 г. появились «Стихи о свете и тьме» («Dikter om ljus och morker»), a в 1973-м – «По кочкам» («Tuvor»). Среди нескольких написанных им пьес самой значительной является «Три ножа из Вея» («Tre Knivar fran Wei», 1964).

В 1974 г. М. была присуждена Нобелевская премия (которую он разделил со своим соотечественником Эйвиндом Йонсоном) «за творчество, в котором есть всё – от капли росы до космоса». После присуждения награды стали раздаваться голоса, особенно в Швеции, обвинявшие Шведскую академию в фаворитизме, хотя М. и Йонсон были первыми шведскими лауреатами после Пера Лагерквиста, награжденного в 1951 г. В приветственной речи член Шведской академии Карл Рагнар Гиров сказал, что М. и Йонсон являются «представителями множества писателей, вышедших из рабочего класса, которые широким фронтом ворвались в литературу, чтобы обогатить ее своими сложными судьбами». Он также высоко оценил их «творческую энергию», которая не зависит от местнических интересов и ограниченных тиражей.

Суммируя литературные достоинства М., «первого поэта космической эпохи», Лейф Шёберг называет «Аниару» «одной из величайших поэм нашего времени». Кристофер Хауэлл отмечает, что поэтический язык М. «отличается точностью и абсолютной выверенностью». Для самоучки М. обладает поразительной эрудицией. «Стилистическое и языковое новаторство М., – пишет Шёберг, – можно сравнить только с новаторством Стриндберга».

М. умер в Стокгольме в 1978 г. в возрасте 73 лет.

Помимо Нобелевской премии, М. был удостоен почетной степени доктора Гётеборгского университета (1954), а в 1972 г. он получил международную премию Хенрика Стеффенса.

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

Harry Edmund Martinson Карьера: Писатель
Рождение: Швеция, 6.5.1904
Шведский поэт, прозаик, эссеист и журналист Харри Эдмунд Мартинсон родился в Йемсхёге, в провинции Блекинг на юге Швеции. Его отец, Мартин Олофссон, капитан дальнего плавания, умер, когда мальчику было всего 6 лет. Вскоре после этого мать бросила Харри и шестерых его сестер и эмигрировала в Америку, а дети были отданы в приют, причем один из самых бедных.

Детские годы М. провел в различных воспитательных домах, из которых зачастую убегал. В конце первой важный войны, ещё подростком, Харри отправляется в Гётеборг, где устраивается юнгой на судно. С 1920 по 1927 г. он работал кочегаром и матросом, сменив 14 кораблей. Часто он убегал с корабля в портах Индии, Китая и Южной Америки, работал там портовым рабочим или несложно бродяжничал. Туберкулез, от которого М. попозже вылечился, вынудил его в конце концов кинуть бродячую существование. Расставшись с морем, М. начинает сочинять вирши.

В 1929 г. М. женился на писательнице Моа Шварц, которая была старше его на 14 лет. В этом же году он выпускает поэтический сборник Корабль-призрак (Spokskepp), навеянный Киплингом с его Семью морями, а ещё стихами шведского критика и поэта-модерниста Артура Лундквиста. Хотя в стихах М., включенных в антологию Пять молодых (Fern Unga), также чувствовалось воздействие Киплинга, Уолта Уитмена, Карла Сэндберга и Эдгара Ли Мастерса, критика сочла их больше самостоятельными, чем стихотворения из первого сборника.

После выхода в свет сборника Кочевник (Nomad, 1931), содержавшего первые по-настоящему зрелые лирические стихотворения, написанные белым стихом, за М. закрепилась репутация подающего надежды поэта. И хотя пуристы встретили в штыки нетрадиционный поэтический язык и синтаксис Кочевника, многие критики были поражены их свежестью и поразительно богатой образностью. Американский стихотворец и критик Альрик Густафсон объясняет усложненность, экспериментальный нрав поэзии М. неспособностью привычного языка выказать силу и многозначность впечатлений поэта. Тематически Кочевник, Современная лирика (Modern lyrik, 1931) и Природа (Natur, 1934) восходят к примитивизму. Через многие вирши этих сборников проходит дума о добром начале, заложенном в природе, и благородстве простого труженика, которые противопоставляются порокам современного общества. Образ беззаботного бродяги присутствует в путевых очерках М. Путешествия без цели (Resor utan mal, 1932), Мыс прощанья (Кар Farval!, 1933). Эти очерки были нехило приняты критикой. Лондонский критик из Дейли мейл сравнил Мыс прощанья с Негром с "Нарсисса" Джозефа Конрада.

После путевых очерков М. пишет свой первостепеннный роман Крапива цветет (Nasslorna blomma, 1935), навеянный воспоминаниями своего тяжелого сиротского детства. Через год затем первого романа последовал второй, Путь в жизнь (Vagen ut, 1936), где описываются юношеские годы М. Несмотря на все перенесенные писателем трудности, эти романы, автобиографические по материалу и образные по духу, были абсолютно лишены горечи. В конце 30-х гг. М. выпускает три тома различных по стилю и по содержанию статей о природе, где сызнова противопоставляет натуральный, невинный мир природы неумолимости, черствости индустриального века.

В 1934 г. М. совместно с женой едет в Советский Союз, где принимает участие в работе I съезда писателей. Впечатления его о России были не самые отрадные. Когда же в 1939 г. началась советско-финляндская махаловка, он записался в шведский добровольческий остов, но вынужден был вскоре демобилизоваться по состоянию здоровья. Находясь на излечении, М. пишет очерк Правда супротив смерти (Verklighet till dods, 1940), в котором звучит призыв к борьбе супротив тоталитаризма в Европе. В этом же, 1940 г. М. развелся с женой.

Хотя во время второй важный войны и в годы, ей предшествующие, М. находился в состоянии депрессии, вирши из сборника Пассат (Passad, 1945) исполнены сосредоточенного спокойствия. Как и в стихах прежних лет, в Пассате непочатый край говорится о путешествиях, странствиях только на этот раз духовных. Ветер пассат, как объяснял сам М., это символ человеческого разума и стремления человека к свободному выражению своей личности.

К самым значительным послевоенным произведениям М. относятся роман Дорога в Клокрике (Vagen till Klockrike, 1948) и эпическая поэма Аниара. О человеке, времени и пространстве (Aniara: En revy om manniskan i tid och rum, 1956). В романе книге достаточно аморфной повествуется о приключениях пожилого бродяги Болле, тот, что путешествует по Швеции. Этот роман, написанный в духе народной легенды, был добро принят в англоязычных странах, несмотря на явные композиционные недостатки, и благодаря этому М. был избран в члены Шведской академии, что было огромной честью для писателя-самоучки.

Аниара это философская поэма в 103 песнях о космическом корабле, на борту которого 8 тыс. беженцев спасаются от атомной катастрофы на Земле. В то же время это символическая история человечества, лишившегося духовных ценностей. М. не боялся технического прогресса, но прогресс с целью прогресса представлялся ему бесконечным путешествием во тьму. Одни критики (в частности, Майкл Мейер) считали эту поэму запутанной и претенциозной, другие, в т.ч. америкосский критик Лейф Шёберг и америкосский стихотворец Роберт Блай, называли Аниару шедевром М. и это при том, что британский перевод поэмы оказался ниже всякой критики. Сам М. назвал британский перевод скандальным. Существует и опера, написанная Карлом Биргером Бломдалом по мотивам этой поэмы.

Критик Кристофер Хауэлл писал, что в своих поэтических произведениях М. проводит чуть заметную граница между механизированным миром людей и гармонией природы. Действительно, задача отчужденности присутствует в таких поздних поэтических циклах, как Цикада (Cikada, 1953), Травы в Туле (Grasen i Thule, 1958), Повозка (Vagnen, 1960). Сборник Повозка вызвал разноречивые отклики, и М. решил больше стихов не сочинять. Однако в 1971 г. появились Стихи о свете и тьме (Dikter om ljus och morker), a в 1973-м По кочкам (Tuvor). Среди нескольких написанных им пьес самой значительной является Три ножа из Вея (Tre Knivar fran Wei, 1964).

В 1974 г. М. была присуждена Нобелевская премия (которую он поделил со своим соотечественником Эйвиндом Йонсоном) за творчество, в котором есть всё от капли росы до космоса. После присуждения награды стали слышаться голоса, в особенности в Швеции, обвинявшие Шведскую академию в фаворитизме, хотя М. и Йонсон были первыми шведскими лауреатами затем Пера Лагерквиста, награжденного в 1951 г. В приветственной речи член Шведской академии Карл Рагнар Гиров сказал, что М. и Йонсон являются представителями множества писателей, вышедших из рабочего класса, которые широким фронтом ворвались в литературу, чтобы обогатить ее своими сложными судьбами. Он ещё приподнято оценил их творческую энергию, которая не зависит от местнических интересов и ограниченных тиражей.

Суммируя литературные достоинства М., первого поэта космической эпохи, Лейф Шёберг называет Аниару одной из величайших поэм нашего времени. Кристофер Хауэлл отмечает, что поэтический язык М. отличается точностью и абсолютной выверенностью. Для самоучки М. обладает поразительной эрудицией. Стилистическое и языковое новаторство М., пишет Шёберг, разрешается сравнить только с новаторством Стриндберга.

1974 Харри Эдмунд Мартинсон (швед. Harry Edmund Martinson , 6 мая 1904 - 11 февраля 1978), шведский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1974 года совместно с Эйвиндом Юнсоном.

Большую известность получил при публикации символико-фантастической поэмы «Аниара» (1956).
Харри Мартинсон был пятым ребенком в семье и единственным мальчиком. Когда ему было шесть лет, умер отец. Год спустя мать эмигрировала в Америку, оставив детей в Швеции. Харри Мартинсон был вынужден начать работать в раннем возрасте. В 1920 году он устраивается моряком и разнорабочим и совершает несколько долгих путешествий, в том числе в Индию и Бразилию.

В Гётеборге и Стокгольме знакомится с модернистскими художниками и течением "рабочих писателей". Это позволяет ему в 1929 году войти в антологию "Пятеро молодых". В 1929 году женился на писательнице Муе Мартинсон. Они прожили в браке вплоть до 1941 года, после чего в 1942 году Харри Мартинсон женился на Ингрид Линдкранц.

В 1934 году Мартинсон посетил Москву, где принял участие в работе Первого съезда советских писателей. В 1940 году он ушёл добровольцем на советско-финскую войну 1939 - 1940 году, где воевал против СССР. В 1949 году был избран членом Шведской Академии.

Для сборников "Природа" (1934), "Пассат" (1945), "Цикада" (1953), написанных преимущественно белым стихом, характерно стремление к философскому осмыслению природы. В сборнике "Кочевник" (1931) и в книгах путевых зарисовок "Путешествия без цели" (1932) и "Кап, прощай" (1933), романе "Дорога в Клокрике" (1948) Мартинсон развивает утопическую идею о вечном бродяжничестве как средстве преодоления зла буржуазной цивилизации. Опубликовал автобиографические романы "Крапива цветёт" (1935, русский перевод 1939) и "Путь в жизнь" (1936).

Покончил с собой, зарезавшись ножницами в больнице.
Источник: Википедия
Биография с people.su
Энциклопедия Кругосвет
Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Фантлаб.Ру

  • Мартинсон, Х. Крапива цветёт. – Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1939. – 344 с.
  • Мартинсон, Х. Избранное. – М.: Радуга, 1984. – 586 с.
  • Мартинсон, Х. Стихотворения и фрагменты из поэмы «Аниара» // Современная шведская поэзия: сб. – М.: Прогресс, 1979. – С.80-102.
  • Мартинсон, Х. Стихотворения // Поэты Швеции: сб. – СПб.: Тесса, 2003. – С.268-281.
  • Мартинсон, Х. Модернизм // Называть вещи своими именами: сб. – М.: Прогресс, 1986. – С.420-421.
  • Мартинсон, Х. Смертельная действительность // Новый мир – 2011. – №2. – С.138-145.

Детские годы М. провел в различных воспитательных домах, из которых часто убегал. В конце первой мировой войны, еще подростком, Харри отправляется в Гётеборг, где устраивается юнгой на корабль. С 1920 по 1927 г. он работал кочегаром и матросом, сменив 14 кораблей. Часто он убегал с корабля в портах Индии, Китая и Южной Америки, работал там портовым рабочим или просто бродяжничал. Туберкулез, от которого М. впоследствии вылечился, вынудил его в конце концов бросить бродячую жизнь. Расставшись с морем, М. начинает писать стихи.

В 1929 г. М. женился на писательнице Моа Шварц, которая была старше его на 14 лет. В этом же году он выпускает поэтический сборник «Корабль-призрак» («Spokskepp»), навеянный Киплингом с его «Семью морями», а также стихами шведского критика и поэта-модерниста Артура Лундквиста. Хотя в стихах М., включенных в антологию «Пять молодых» («Fern Unga»), тоже чувствовалось влияние Киплинга, Уолта Уитмена, Карла Сэндберга и Эдгара Ли Мастерса, критика сочла их более самостоятельными, чем стихотворения из первого сборника.

После выхода в свет сборника «Кочевник» («Nomad», 1931), содержавшего первые по-настоящему зрелые лирические стихотворения, написанные белым стихом, за М. закрепилась репутация подающего надежды поэта. И хотя пуристы встретили в штыки нетрадиционный поэтический язык и синтаксис «Кочевника», многие критики были поражены их свежестью и поразительно богатой образностью. Американский поэт и критик Альрик Густафсон объясняет усложненность, экспериментальный характер поэзии М. «неспособностью привычного языка выразить силу и многозначность впечатлений поэта». Тематически «Кочевник», «Современная лирика» («Modern lyrik», 1931) и «Природа» («Natur», 1934) восходят к примитивизму. Через многие стихи этих сборников проходит мысль о добром начале, заложенном в природе, и благородстве простого труженика, которые противопоставляются порокам современного общества. Образ беззаботного бродяги присутствует в путевых очерках М. «Путешествия без цели» («Resor utan mal», 1932), «Мыс прощанья» («Кар Farval!», 1933). Эти очерки были неплохо приняты критикой. Лондонский критик из «Дейли мейл» сравнил «Мыс прощанья» с «Негром с "Нарсисса"» Джозефа Конрада.

После путевых очерков М. пишет свой первый роман «Крапива цветет» («Nasslorna blomma», 1935), навеянный воспоминаниями своего тяжелого сиротского детства. Через год после первого романа последовал второй, «Путь в жизнь» («Vagen ut», 1936), где описываются юношеские годы М. Несмотря на все перенесенные писателем трудности, эти романы, автобиографические по материалу и образные по духу, были совершенно лишены горечи. В конце 30-х гг. М. выпускает три тома различных по стилю и по содержанию статей о природе, где вновь противопоставляет естественный, невинный мир природы неумолимости, черствости индустриального века.

В 1934 г. М. вместе с женой едет в Советский Союз, где принимает участие в работе I съезда писателей. Впечатления его о России были не самые отрадные. Когда же в 1939 г. началась советско-финляндская война, он записался в шведский добровольческий корпус, но вынужден был вскоре демобилизоваться по состоянию здоровья. Находясь на излечении, М. пишет очерк «Правда против смерти» («Verklighet till dods», 1940), в котором звучит призыв к борьбе против тоталитаризма в Европе. В этом же, 1940 г. М. развелся с женой.

Хотя во время второй мировой войны и в годы, ей предшествующие, М. находился в состоянии депрессии, стихи из сборника «Пассат» («Passad», 1945) исполнены сосредоточенного спокойствия. Как и в стихах прежних лет, в «Пассате» много говорится о путешествиях, странствиях – только на сей раз духовных. Ветер пассат, как объяснял сам М., – это символ человеческого разума и стремления человека к свободному выражению своей личности.

К самым значительным послевоенным произведениям М. относятся роман «Дорога в Клокрике» («Vagen till Klockrike», 1948) и эпическая поэма «Аниара. О человеке, времени и пространстве» («Aniara: En revy om manniskan i tid och rum», 1956). В романе – книге довольно аморфной – повествуется о приключениях пожилого бродяги Болле, который путешествует по Швеции. Этот роман, написанный в духе народной легенды, был хорошо принят в англоязычных странах, несмотря на явные композиционные недостатки, и благодаря этому М. был избран в члены Шведской академии, что было огромной честью для писателя-самоучки.

«Аниара» – это философская поэма в 103 песнях о космическом корабле, на борту которого 8 тыс. беженцев спасаются от атомной катастрофы на Земле. В то же время это символическая история человечества, лишившегося духовных ценностей. М. не боялся технического прогресса, но прогресс ради прогресса представлялся ему бесконечным путешествием во тьму. Одни критики (например, Майкл Мейер) считали эту поэму запутанной и претенциозной, другие, в т.ч. американский критик Лейф Шёберг и американский поэт Роберт Блай, называли «Аниару» шедевром М. – и это при том, что английский перевод поэмы оказался ниже всякой критики. Сам М. назвал английский перевод «скандальным». Существует и опера, написанная Карлом Биргером Бломдалом по мотивам этой поэмы.

Лучшие дня

Критик Кристофер Хауэлл писал, что «в своих поэтических произведениях М. проводит едва заметную грань между механизированным миром людей и гармонией природы». Действительно, тема отчужденности присутствует в таких поздних поэтических циклах, как «Цикада» («Cikada», 1953), «Травы в Туле» («Grasen i Thule», 1958), «Повозка» («Vagnen», 1960). Сборник «Повозка» вызвал разноречивые отклики, и М. решил больше стихов не писать. Однако в 1971 г. появились «Стихи о свете и тьме» («Dikter om ljus och morker»), a в 1973-м – «По кочкам» («Tuvor»). Среди нескольких написанных им пьес самой значительной является «Три ножа из Вея» («Tre Knivar fran Wei», 1964).

В 1974 г. М. была присуждена Нобелевская премия (которую он разделил со своим соотечественником Эйвиндом Йонсоном) «за творчество, в котором есть всё – от капли росы до космоса». После присуждения награды стали раздаваться голоса, особенно в Швеции, обвинявшие Шведскую академию в фаворитизме, хотя М. и Йонсон были первыми шведскими лауреатами после Пера Лагерквиста, награжденного в 1951 г. В приветственной речи член Шведской академии Карл Рагнар Гиров сказал, что М. и Йонсон являются «представителями множества писателей, вышедших из рабочего класса, которые широким фронтом ворвались в литературу, чтобы обогатить ее своими сложными судьбами». Он также высоко оценил их «творческую энергию», которая не зависит от местнических интересов и ограниченных тиражей.

Суммируя литературные достоинства М., «первого поэта космической эпохи», Лейф Шёберг называет «Аниару» «одной из величайших поэм нашего времени». Кристофер Хауэлл отмечает, что поэтический язык М. «отличается точностью и абсолютной выверенностью». Для самоучки М. обладает поразительной эрудицией. «Стилистическое и языковое новаторство М., – пишет Шёберг, – можно сравнить только с новаторством Стриндберга».

М. умер в Стокгольме в 1978 г. в возрасте 73 лет.

Помимо Нобелевской премии, М. был удостоен почетной степени доктора Гётеборгского университета (1954), а в 1972 г. он получил международную премию Хенрика Стеффенса.